США почти наверняка проиграют новую лунную гонку
|
|
В последние недели секретная китайская космическая программа сообщила о некоторых важных достижениях в разработке своей программы по высадке астронавтов на поверхность Луны к 2030 году. 6 августа Китайское пилотируемое космическое агентство успешно испытало высокоточный макет своего 26-тонного лунного модуля "Ланьюэ". В ходе испытания, проведенного за пределами Пекина, использовались гигантские тросы для имитации лунной гравитации, когда аппарат запускал маршевые двигатели и двигатели точного управления, приземлялся на покрытую кратерами поверхность и взлетал оттуда.
|
|
"Это испытание, - говорится в официальном заявлении агентства, - представляет собой ключевой шаг в развитии китайской программы пилотируемых исследований Луны, а также знаменует собой первый случай, когда Китай провел проверку возможностей внеземной посадки и взлета пилотируемого космического корабля".
|
|
В рамках этого заявления космическое агентство подтвердило, что планирует высадить своих астронавтов на Луну "до" 2030 года.
|
|
Затем, в прошлую пятницу, космическое агентство и его государственный разработчик ракет-носителей, Китайская академия технологии ракет-носителей, успешно провели 30-секундный испытательный запуск центрального блока ракеты "Лонг Марш-10" с семью двигателями YF-100K, которые работают на керосине и жидком кислороде. Основной вариант ракеты-носителя будет сочетать в себе три таких ядра, что позволит поднять на низкую околоземную орбиту около 70 метрических тонн.
|
|
|
|
Эти успешные усилия были предприняты после испытания системы аварийного покидания нового космического аппарата Mengzhou в июне. Планируется, что версия этого космического аппарата будет использоваться для лунных миссий.
|
На пути к 2030 году
|
|
Таким образом, космическая программа Китая добивается заметного прогресса по всем трем основным элементам своей лунной программы: большая ракета для запуска космического корабля с экипажем, который доставит людей на лунную орбиту, плюс спускаемый аппарат, который доставит астронавтов на поверхность и обратно. Эта работа позволяет предположить, что Китай намерен высадиться на Луну до конца текущего десятилетия.
|
|
У Соединенных Штатов и их союзников в космосе есть причины отнестись к этому с пренебрежением. Во-первых, НАСА высадило людей на Луну почти шесть десятилетий назад в рамках программы "Аполлон". Был там, сделал это.
|
|
Более того, начальные этапы китайской программы выглядят производными от "Аполлона", в частности, посадочный модуль, который поразительно напоминает лунный модуль. НАСА может с полным основанием указать на свою программу "Артемида" и сказать, что оно пытается извлечь уроки из "Аполлона" — что программа была отменена, поскольку не была устойчивой. Со своими лунными посадочными аппаратами НАСА стремится разработать технологию хранения и дозаправки топлива в космосе, позволяющую осуществлять более дешевые многоразовые лунные миссии с возможностью доставки гораздо большей массы на Луну и обратно. Это должно в конечном итоге способствовать развитию лунной экономики и созданию мощного государственно-коммерческого предприятия.
|
|
Но недавние неудачи с транспортным средством SpaceX Starship – одним из двух лунных аппаратов по контракту с НАСА, наряду с посадочным аппаратом Blue Origin Mark 2 — указывают на то, что пройдет еще несколько лет, прежде чем эти новые технологии будут готовы к использованию. Так что теперь вполне вероятно, что Китай "опередит" НАСА в возвращении на Луну в этом десятилетии и выиграет, по крайней мере, начальный этап этой новой космической гонки.
|
|
Чтобы представить это в перспективе, Ars связался с Дином Чэном, одним из самых уважаемых аналитиков по Китаю, космической политике и геополитическим последствиям новой космической конкуренции. Он также в течение 13 лет был исследователем в Фонде наследия, где занимался Китаем. (Он не участвовал в проекте “2025”.) Сейчас, по его собственным словам, "в некотором роде" на пенсии, Ченг в настоящее время является внештатным научным сотрудником Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона.
|
Последствия этого для Запада
|
|
Арс: Насколько важной была демонстрация посадочного модуля "Ланьюэ"? Означает ли это, что китайская космическая программа по-прежнему нацелена на высадку людей на Луну к 2030 году или раньше?
|
|
Дин Ченг: Посадочный модуль Lanyue важен, потому что он является частью обычного китайского подхода "ползти-ходить-бегать" к крупным космическим (и другим научным) проектам. [Китайская Народная Республика] может воспользоваться опытом других людей (большая часть информации НАСА открыта), но им все равно придется самим создавать и эксплуатировать космический аппарат. Таким образом, испытание посадочного модуля Lanyue, успешное или нет, является важной частью этого процесса.
|
|
Обратите внимание, что китайцы также на этой неделе провели успешные статические испытания LM-10, который является их лунной ракетой-носителем SLV (спутниковой ракеты-носителя). Это, наряду с Lanyue, указывает на то, что китайская лунная программа продвигается вперед. LM-10 важна даже в большей степени, чем Lanyue, потому что это новая ракета-носитель после проблем с LM-5 и отмены LM-9 (которая, вероятно, была их эквивалентом для Saturn-V).
|
|
Арс: Насколько вероятно, что Китай высадит людей на Луну до того, как НАСА сможет вернуться туда с программой Artemis?
|
|
Ченг: К сожалению, при нынешних темпах развития событий кажется вполне вероятным, что китайцы высадятся на Луну раньше, чем НАСА сможет вернуться на Луну.
|
|
Арс: Каковы будут геополитические последствия, если Китай опередит Соединенные Штаты в возвращении на Луну?
|
|
Ченг: Геополитические последствия того, что китайцы опередят США на пути к Луне (куда мы возвращаемся), будут огромными.
|
|
Арс: Как так?
|
|
Ченг: Это означает конец американской исключительности. Одной из отличительных черт эпохи после 1969 года было то, что только Соединенные Штаты были способны высадить человека на Луну (или любое другое небесное тело). Этому должен был прийти конец, но постоянный американский рефрен "Мы отправили человека на Луну, мы можем все", безусловно, больше не будет звучать.
|
|
Это означает, что Китай может делать "большие" вещи, а Соединенные Штаты - нет. США не могут даже повторить проекты, которые они осуществляли 50 (или более) лет назад. Картина "уходящего американского века" была бы очевидна, а это, в свою очередь, абсолютно повлияло бы на восприятие другими странами того, кто выигрывает/ проигрывает в более широком технологическом и идеологическом соревновании между США и КНР.
|
|
Несколько лет назад ходили разговоры о "Пекинском консенсусе" как альтернативе "Вашингтонскому консенсусу". Вашингтонский консенсус утверждал, что путь вперед лежит через демократию, плюрализм и капитализм. Пекинский консенсус утверждал, что необходима только экономическая модернизация. Что на самом деле политический авторитаризм, скорее всего, приведет к модернизации и прогрессу. Этот идеологический элемент будет усилен, если Пекин сможет делать "большие" вещи, а США - нет.
|
|
И каким будет язык окололунного пространства? Китайцы не намерены просто отправиться на Луну. Их выбор мест посадки (скорее всего, на Южном полюсе) свидетельствует о намерении создать там более долгосрочные объекты и обеспечить присутствие. Если Китай будет регулярно отправлять лунные миссии (а не только эту первую), то он с полным правом сможет утверждать, что китайский должен быть языком, если не языком управления космическим движением на Луне/межлунарье. Не менее важно и то, что Китай будет иметь огромное влияние на технические стандарты, стандарты данных и т.д., касающиеся деятельности на Окололунье. КНР уже заявила, что развернет лунную сеть PNT (позиционирования, навигации и синхронизации) и, вероятно, систему связи (учитывая двойные возможности BeiDou в этом отношении).
|
|
Арс: В долгосрочной перспективе, у кого из Соединенных Штатов или Китая больше возможностей (например, расходы США на оборону, многоразовая архитектура в космосе по сравнению с китайскими планами) доминировать в окололунном пространстве в период с сегодняшнего дня до середины этого столетия?
|
|
Ченг: На бумаге большинство преимуществ принадлежит США. У нас более развитая экономика, больше опыта в космосе, существующие производственные мощности для многоразовых космических запусков и т.д. Но у нас не было программной стабильности, поэтому мы последовательно преследуем одну и ту же цель на протяжении долгого времени. Во время проекта "Трамп-1" США заявили, что отправятся на Луну с людьми к 2024 году. И вот мы на полпути к 2025 году. Проект "Трамп-2", похоже, снова стремительно меняется от полета (обратно) на Луну к полету на Марс. Научные и инженерные достижения не приносят успеха в условиях таких резких колебаний и непостоянства.
|
|
Китайцы, напротив, стабильны и систематичны. Они преследуют определенную цель (например, полет человека в космос, космическая станция) на протяжении десятилетий, проявляя настойчивость и программную (как с точки зрения бюджета, так и с точки зрения целей) стабильность. Поэтому я ожидаю, что китайцы отправят китайца на Луну к 2030 году, а затем создадут дополнительные пилотируемые и беспилотные объекты. Это будет поддерживаться развитой инфраструктурой лунной PNT/связи. В ближайшие несколько лет США почти наверняка высадят людей на Луну, но что потом? Станут ли "Лунные врата" реальностью? Как часто США будут совершать полеты на Луну, когда китайцы будут совершать их снова и снова?
|
|
Арс: Есть ли у вас какие-либо советы для администрации Трампа, как лучше конкурировать с Китаем в его усилиях не только высадиться на Луну, но и обеспечить там доминирующее присутствие?
|
|
Ченг: Администрация Трампа должна взять на себя программные обязательства по достижению какой-либо цели, будь то освоение Луны или Марса. Ей необходимо мобилизовать Конгресс и общественность на поддержку этой цели. Он должен финансировать эту цель, но, что не менее важно, ему также необходимы обязательства и надзор на высоком уровне, такие как вице-президент и Национальный космический совет в первой администрации Трампа. На данный момент нет четкого представления о том, что происходит в этой администрации и каковы ее приоритеты.
|
|
Отсутствие четкого руководства влияет на вероятность того, что промышленность, будь то крупный бизнес или частные предприниматели, смогут поддержать любые начинания. Если президент хочет больше полагаться на предпринимательский бизнес (разумный подход), ему, тем не менее, необходимо предоставить соответствующие указания. Это помогло бы также обеспечить стимулы, например, в развитие премий Ansari и X-prizes, которые действительно привели к расцвету инноваций.
|
|
Источник
|