Статьи о внеземной жизни часто появляются в СМИ
|
|
Астробиология ставит фундаментальные вопросы о жизни во Вселенной: как она возникла? Есть ли жизнь за пределами Земли? В недавно опубликованном в PLOS One исследовании исследователи из Лейденского университета изучили, как эта область представлялась общественности с 1996 по 2024 год, и пролили свет на то, какие предположения и обещания о поиске жизни в других местах циркулируют в средствах массовой информации.
|
|
Данило Альбергария и его коллеги изучили три вида источников научной информации: научные статьи, пресс-релизы и новостные статьи. Они обнаружили, что наиболее частыми были рассуждения об условиях или ингредиентах, из которых состоит жизнь за пределами Земли, за которыми следовали предположения о существовании жизни. Они также обнаружили, что предположения о результатах поиска встречаются редко, в то время как спекулятивный контент о потенциальных доказательствах, указывающих на обнаружение жизни, встречается редко.
|
Поиск внеземной жизни
|
|
Исследование показало, что ожидания относительно того, что технологии помогут найти жизнь за пределами Земли, относительно высоки и отражаются примерно в трети новостных статей, пятой части пресс-релизов и десятой части газет. Заявления о том, что астробиология добивается прогресса в поисках жизни, также были довольно распространены: примерно пятая часть пресс-релизов и новостных статей содержала подобный контент.
|
|
|
|
Напротив, они обнаружили, что обещания обнаружить жизнь встречаются очень редко. "Среди новостных статей мы рассмотрели те, которые освещают исследования, опубликованные в рецензируемых журналах. В целом, ученым, похоже, неудобно возлагать большие надежды на перспективы обнаружения жизни, когда они говорят о своих собственных исследованиях", - говорит Альбергария, первый автор исследования.
|
Это привлекает внимание СМИ
|
|
Новостные статьи содержали больше предположений и обещаний, чем пресс-релизы и документы, но в пресс-релизах было немного больше спекулятивного содержания, когда речь шла о значимости результатов исследования. "Это может отражать необходимость институциональных коммуникаций подчеркнуть значимость исследования, чтобы привлечь внимание СМИ", - объясняет Альбергария.
|
|
В газетах было гораздо меньше спекуляций и обещаний, чем в пресс-релизах и новостных сюжетах, однако в рецензируемых статьях также содержалось некоторое спекулятивное содержание, особенно об условиях и ингредиентах для жизни за пределами Земли.
|
Роль исследователей в коммуникации
|
|
Команда также проанализировала, как часто появлялись предположения и обещания, связанные с авторами исследований, внешними экспертами или без указания авторов исследований. В пресс-релизах спекуляции чаще всего представлены в виде цитат авторов исследований, в то время как в новостных статьях спекулятивный контент более сбалансирован между цитируемыми исследователями и без указания на ученых. Это подчеркивает роль исследователей в коммуникации в данной области.
|
|
Исследование также показало, что ожидания в отношении поиска жизни в большей степени связаны с исследованиями экзопланет, чем с исследованиями Солнечной системы, и намного выше, чем в отношении поиска внеземного разума (SETI).
|
Спекуляции неизбежны
|
|
Альбергария размышляет о том, что спекуляции не обязательно являются плохой научной коммуникацией. "Спекулятивное воображение помогает разрабатывать концепции и гипотезы, которые направляют поиск. Существует много неизвестного о жизни во Вселенной, и именно поэтому спекуляции в астробиологической коммуникации кажутся почти неизбежными. Таким образом, по-прежнему трудно четко отличить необоснованный спекулятивный контент от законной контекстуализации", - объясняет он. "Нам нужно больше исследований по этому вопросу".
|
|
В общей сложности 630 статей были подвергнуты количественному контент-анализу. Большинство из них были опубликованы на английском языке, но анализ также включал новостные сюжеты, опубликованные на португальском и испанском языках.
|
|
Источник
|