На занятиях мы исследуем НЛО и снежного человека
|
|
Поверьте нам: если вы видели снежного человека на Комм-авеню в начале этого года, это был не настоящий человек. Это был всего лишь один из учеников Уильяма Джиральди. Что касается того, существует ли это на самом деле, Джиральди (GRS’03), ведущий преподаватель писательской программы Колледжа искусств и наук, советует вам попридержать смех.
|
|
Вера в снежного человека, по его словам, не так уж сильно отличается от религиозных убеждений. То же самое касается поддержки существования внеземных пришельцев, другая тема его урока “Я хочу верить”: НЛО и снежный человек в мифах и фактах. (Первая половина этого названия, как помнят любители определенного урожая, заимствована из мантры "Секретных материалов".) Занятия Джиральди, как известно, вдохновляют студентов на творческую деятельность: по его словам, в конце прошлой весенней презентации некоторые из них пришли на финальные презентации в костюмах снежного человека и масках инопланетян.
|
|
Но для многих людей эти существа - нечто большее, чем просто костюмы на Хэллоуин.
|
|
“Почти в каждой письменной культуре и устоявшейся мифологии есть какая-то версия аномалий в небе и волосатого человека-зверя в лесу”, - отмечается в программе Джиральди. Половина американцев с “религиозной энергией” верят в существование НЛО, добавляет он, в то время как 15 процентов считают, что снежный человек - это реальное животное. (К последней группе, как отметил Мэтью Уоткинс [CAS’27] во время недавнего занятия, относится такая блестящая женщина, как Джейн Гудолл, ведущий мировой эксперт по шимпанзе.)
|
|
|
|
В недавнем интервью Джиральди задает ключевой вопрос, который поднимает курс: “Почему так много людей должны верить в существование [снежного человека и НЛО]?” Говоря о “вере в сверхъестественное, в потустороннее, в возвышенное и экстраординарное”, - говорит он, - мы говорим о психологической работе человеческого разума.
|
|
“Что отличает снежного человека и НЛО, скажем, от вампиров, привидений, ведьм или Лох-Несского чудовища, так это то, что наука действительно может что-то сказать по этому поводу”. Но ученые, например, присоединились к официальным исследованиям сообщений об НЛО. Между тем, независимо от того, существует снежный человек или нет, Джиральди говорит, что существует его вымерший аналог — гигантопитек, азиатская обезьяна плейстоцена, а “многие из тех, кто сейчас бродит по северо—западу Тихого океана в поисках снежного человека, - это ученые, которые проводят полевые исследования”.
|
|
На недавнем занятии Джиральди, стипендиат фонда Гуггенхайма "2021", помог классу выполнить задание по чтению, в котором подробно описывались различные взгляды коренных народов на снежного человека.
|
|
Один из студентов отметил, что многие считают его одновременно “сверхъестественным, духовным существом” и животным. По словам Джиральди, это убеждение сродни христианскому представлению об Иисусе как наполовину человеке, наполовину божестве: “Христианство - самый успешный бренд из когда-либо изобретенных, и ключ к успеху христианства в том, что Христос наполовину человек”.
|
|
Другой студент привел в пример матерей из числа коренных народов, которые предупреждали своих детей, что снежный человек схватит их, если они уйдут далеко. Этот образ “бугимена”, по словам Джиральди, был предшественником современных родительских наставлений держаться подальше от незнакомцев — родительского подхода, которому, хотя и тысячи лет, “ничем не отличается от моего. Родитель есть родитель”. Однако третий студент отметил, что некоторые коренные американцы считают снежного человека скорее жертвой, чем виктимизатором, и боятся его больше, чем мы его: как резюмировал Джиральди, “он до смерти боится всех этих придурков, которые гоняются за ним с оружием”. Тем не менее, другие коренные народы считали снежного человека Создателем.
|
Бог на облаке или гигантская обезьяна в Орегоне?
|
|
Эти многочисленные обличья вызывают межрелигиозные споры о личности Иисуса — был ли он Мессией или нет? (Даже в рамках христианства Евангелия по-разному трактуют Иисуса, основываясь на различных обстоятельствах и традициях евангелистских общин). Джиральди рассказывает BU Today, что на занятии предлагается, чтобы те, кто насмехается над снежным человеком или поклонниками НЛО, “остановились на секунду и взглянули на свои собственные убеждения. И спросите себя, есть ли большая разница между верой в Бога на облаке и в гигантскую обезьяну в Орегоне?
|
|
“Трудно жить, не имея надежды на что-то экстраординарное. Снежный человек и НЛО олицетворяют надежду на что-то экстраординарное, возвышенное. Это означает, что жизнь может быть более захватывающей, чем наша скучная жизнь с девяти до пяти, что в ней есть возможность разгадать тайну, что в ней есть возможность потустороннего и возвышенного”.
|
|
Практикуя то, что он проповедует, Джиральди, католик, задал себе традиционный для всего класса вопрос: почему я верю в то, во что я верю? Ответ может быть двояким: в мире плохих актеров он хотел, чтобы его дети, посещающие приходскую школу, впитали христианские традиции. И “Я склонен к противоречиям, а мы живем в атеистическом городе, несмотря на его католическое наследие. Так что, похоже, я настроен на противоположный взгляд на вещи”.
|
|
Он, безусловно, пугает студентов, ожидающих, что занятие пройдет весело. Кевин Купели (CAS’27) говорит, что в начале семестра он подумал: “Ладно, это будет очень легкое занятие, я справлюсь с ним без проблем. [Но] я не думал, что это будет так глубоко. Я не думал, что это будет так глубоко с точки зрения социальных, психологических и даже религиозных идей”.
|
|
Он добавляет, что глубина не мешает веселью. “PG [профессор Джиральди] проделывает огромную работу, объясняя тему так, что кажется, будто он настоящий эксперт в области антропологии. Но в то же время он делает это очень занимательно, комично и увлекательно”.
|
|
У Джен Ху (CAS’27) было такое же озарение. Другие предложения по написанию текстов звучали “намного серьезнее, и я хотела, чтобы занятия были более веселыми. А потом оказывается, что все гораздо глубже, чем я думал изначально... Идеи, стоящие за этим, намного сложнее”.
|
|
Она говорит, что курс Джиральди напоминает ей курс антропологии, который она посещала на первом курсе. “В нашей культуре должен быть миф о снежном человеке. Почти в каждой культуре есть что-то похожее на это явление.... Это нечто, созданное в истории людей, общества и цивилизации”.
|
|
Источник
|