Кризис планов ВВС США по господству в воздухе
|
Перспективы основных направлений модернизации ВВС США стали еще более неопределенными после того, как гражданское руководство службы открыто поставило под сомнение доступность покупки любой комбинации новых истребителей-невидимок, усовершенствованных самолетов-заправщиков в воздухе и высокоавтономных беспилотных летательных аппаратов. Уже ведется тщательный пересмотр планов по приобретению нового боевого самолета-невидимки шестого поколения с экипажем, результаты которого будут иметь гораздо более широкие последствия. |
Министр военно-воздушных сил Фрэнк Кендалл на ежегодном симпозиуме Ассоциации воздушных перевозок/заправщиков (ATA) в прошлую пятницу выступил с глубокомысленными заявлениями о состоянии инициативы по обеспечению господства в воздухе следующего поколения (NGAD), а также о разработке системы дозаправки в воздухе следующего поколения (NGAS). Программа Военно-воздушных сил по созданию боевых реактивных самолетов шестого поколения, также известная как NGAD или "платформа для борьбы с проникновением в воздушное пространство" (PCA), и ее программа совместных боевых самолетов-беспилотников (CCA) входят в более широкую структуру NGAD. |
“Возможно, вы также слышали, что Министерство военно-воздушных сил пересматривает платформу господства в воздухе следующего поколения, платформу NGAD, наш истребитель шестого поколения. Это не совсем точно или, по крайней мере, неполно”, - сказал Кендалл во время основного выступления на собрании ATA. “На самом деле мы внимательно изучаем комбинацию платформы господства в воздухе следующего поколения, двух беспилотных боевых самолетов совместной работы Increment Two и системы дозаправки в воздухе следующего поколения - все это в контексте гибкого боевого применения”. |
Военно-воздушные силы в настоящее время проводят поэтапную разработку в рамках проекта CCA. Компании General Atomics и Anduril в настоящее время разрабатывают проекты в рамках проекта Increment 1. Требования для проекта Increment 2, которые могут существенно отличаться, все еще находятся в стадии доработки. Ранее заявленный план состоял в том, чтобы запустить конкурс Increment 2 CCA где-то в 2025 финансовом году, который начался 1 октября. |
Когда дело доходит до NGAS, Военно-воздушные силы неизменно описывают его как "систему систем", ключевым компонентом которой, как уже давно ожидалось, станет новый малозаметный танкер с экипажем. |
Под гибким боевым применением (ACE) в совокупности понимается набор концепций операций, разрабатываемых Военно-воздушными силами в последние годы, в которых основное внимание уделяется возможности быстрого развертывания и передислокации сил нерегулярным образом, в том числе в отдаленные районы проведения операций. Основная цель ACE состоит в том, чтобы затруднить противникам прогнозирование передвижения дружественных сил и прицеливание в них, а также снизить зависимость от крупных баз, которые, как ожидается, станут главными целями во время любого будущего сражения высокого класса. |
“Все эти три потенциальных новых дизайна и платформы связаны друг с другом как с операционной точки зрения, так и с точки зрения доступности. Мы проводим спринт продолжительностью около четырех месяцев, чтобы определить наилучшее сочетание возможностей для реализации на различных уровнях инвестиций”, - продолжил Кендалл в своем выступлении. “Переменная, которая беспокоит меня больше всего, когда мы проводим этот анализ и разрабатываем ряд альтернатив, - это [наличие достаточных ресурсов.] ...для реализации любой комбинации этих новых проектов”. |
“Прямо сейчас, учитывая наши обязательства, наши ресурсы и стратегические приоритеты, мне трудно представить, как мы можем позволить себе любую комбинацию этих новых дизайнов”, - прямо добавил Кендалл. |
Уже хорошо известно, что стоимость является основным фактором, определяющим обзор боевого реактивного самолета NGAD, который, как надеются ВВС, будет завершен до конца года. По первоначальным оценкам, уникальная стоимость самолета составляла около 300 миллионов долларов или более. Кендалл неоднократно выражал желание сократить этот показатель на целых две трети, приблизившись к показателям истребителя-невидимки нынешнего поколения F-35, возможно, за счет переориентации конструкции на гораздо более ограниченный набор функций и задач, особенно в качестве передового диспетчера для беспилотных летательных аппаратов CCA. Вы можете прочитать больше о том, как это могло бы выглядеть, в этой последней статье о Зоне боевых действий. |
Стоит также помнить, что начальник штаба Военно-воздушных сил генерал-лейтенант Дж. Дэвид Оллвин, старший офицер службы, продемонстрировал созданный искусственным интеллектом рендеринг условного легкого истребителя-невидимки, показанный ниже, якобы в качестве мысленного упражнения, во время презентации на Всемирной конференции руководителей воздушно-космических сил в начале этого года. На недавней конференции военных репортеров и редакторов 2024 года (MRE), состоявшейся в прошлом месяце, Оллвин сказал, что бомбардировщик-невидимка B-21 Raider, который приобретает все большую роль в обеспечении “господства в воздухе” в зависимости от результатов обзора боевых реактивных самолетов NGAD, также не был "снят с рассмотрения". |
Ранее военно-воздушные силы также сообщали о пересечении планов создания боевого реактивного самолета NGAD, Increment 2 CCA и NGAS, что изначально не было неожиданностью. |
"Истребитель" NGAD уже давно рассматривался как важный будущий "защитник" для CCAs, но также существовала некоторая неопределенность в отношении того, как именно эти беспилотники будут использоваться в целом. Военно-воздушные силы недавно опровергли утверждения компании Lockheed Martin о том, что CCAs Increment 1, скорее всего, будет носить скорее экспериментальный, чем эксплуатационный характер. Примечательно, что компания Lockheed Martin не была выбрана для участия в начальной фазе программы CCA, поскольку, по ее собственному признанию, предложила продвинутый, но и чрезвычайно дорогостоящий проект. |
В то же время, за последний год или около того, военно-воздушные силы заметно изменили свои формулировки относительно своих планов в отношении флотов стран CCA, особенно их размера. Когда программа была впервые анонсирована, заявленной целью ВВС было закупить до 1000 таких беспилотников, если не намного больше. Впоследствии выяснилось, что эта цифра отражает ожидаемый размер парка CCA по всем направлениям. В апреле госсекретарь Кендалл заявил, что, по его ожиданиям, к концу десятилетия будет заказано или доставлено всего около “100 [самолетов]” в соответствии с шагом 1, и есть надежда, что к этому моменту они поступят в эксплуатацию. С тех пор начальник штаба Оллвин также выдвинул цифру в 150 планеров для первого этапа. Неизвестно, сколько еще беспилотников из последующих этапов также может быть в наличии или на подходе к 2030 году. |
Кроме того, окончательный дизайн боевого реактивного самолета NGAD, а также будущих CCA, будет иметь четкие и прямые последствия для того, что потребуется с точки зрения дозаправки для обеспечения их полетов. Что касается топливозаправщиков будущего, то в Зоне военных действий уже в течение многих лет отмечается растущая потребность в более надежных заправочных платформах, особенно для поддержки малозаметных самолетов, работающих в условиях высокой напряженности. |
“По сути, угроза заключается в том, что Китай снова предложил новые системы противовоздушной обороны, которые могут угрожать нашим самолетам, особенно топливозаправщикам, на больших расстояниях, превышающих те, на которых мы обычно заправляем истребители”, - сказал Кендалл на симпозиуме ATA. “Это поставило под сомнение всю нашу стратегию приобретения танкеров. Это все еще под вопросом, но мы работаем над тем, чтобы устранить неопределенность как можно быстрее”. |
Соображения оперативной дальности уже давно стали особенно важными факторами при планировании воздушных боев в связи с потенциальным будущим крупномасштабным конфликтом в Тихом океане против Китая, в том числе для беспилотных летательных аппаратов CCA, некоторые из которых в конечном итоге могут иметь или не иметь возможности дозаправки в воздухе. |
“Вы должны понимать географию, природу среды, в которой вы будете использовать CCAs”, - сказал начальник штаба Оллвин на конференции MRE в октябре, подчеркнув особую “тиранию расстояния”, связанную с любыми операциями в Тихом океане. Ранее в этом году высшее командование ВВС разработало подробные планы новых учений с привлечением крупных сил следующим летом, в которых основное внимание уделялось проверке способности службы относительно быстро перебрасывать силы туда, где они должны быть в регионе. |
“У нас должна быть более надежная система заправки. Есть несколько способов добиться этого”, - добавил Кендалл в своем выступлении на прошлой неделе. “Новый дизайн, специализированный танкер – NGA - является одним из них. К сожалению, любая новая конструкция не может быть внедрена в лучшем случае в течение нескольких лет, даже если она доступна по цене”. |
Любая новая конструкция танкера-невидимки может также быть пилотной или даже полностью без экипажа. Танкеры различных типов с экипажем и без экипажа также могли доставлять топливо к приемникам по схеме "ступица-спица", а более надежные воздушные заправщики доставляли топливо в районы, расположенные ближе к тактическому преимуществу. |
Военно-воздушные силы также изучают новые системы дозаправки топливом в воздухе "buddy store", совместимые с самолетами, использующими метод "boom", который является предпочтительным способом подачи топлива в самолет в полете. Это может позволить использовать даже существующие самолеты размером с истребитель для обеспечения операций по дозаправке. |
“Другие варианты включают в себя различные способы повышения устойчивости нынешних вооруженных сил”, - продолжил Кендалл. “Необходимость улучшения связи и некоторой степени усиления мер самозащиты представляется привлекательной как с точки зрения доступности, так и с точки зрения экономической эффективности. Это также то, что может быть достигнуто в относительно короткие сроки при относительно низких затратах”. |
Военно-воздушные силы, а также ВМС США уже много лет присматриваются к новым средствам защиты и повышения ситуационной осведомленности для заправщиков и других крупных самолетов поддержки. Также активно изучается вопрос о создании специальных беспилотных летательных аппаратов, которые помогут защитить эти платформы. |
Также рассматриваются различные другие варианты модернизации малозаметных топливозаправщиков KC-135 и KC-46, имеющихся на вооружении ВВС, включая потенциальный путь превращения их в самолеты с дополнительным экипажем. Роль и задачи этих летательных аппаратов также могут расшириться, в том числе за счет возможности выступать в качестве материнских кораблей для групп беспилотных летательных аппаратов. |
Существует также вопрос о возможностях воздушных перевозок следующего поколения, важность которого Кендалл подчеркнул в своем программном выступлении на ATA. Однако планы по созданию системы воздушных перевозок следующего поколения (NGAL) еще более далеки от реализации, чем NGAS, и сталкиваются с теми же проблемами доступности. |
Военно-воздушные силы предупреждают о последствиях сокращения оборонных бюджетов в ближайшие годы. У службы есть и другие приоритеты, за которые ей также нужно платить. Наиболее заметным среди этих требований в настоящее время является новая межконтинентальная баллистическая ракета LGM-35A Sentinel и связанные с ней инфраструктурные работы, стоимость которых резко возросла. |
Официальные лица ВВС неоднократно заявляли, что они по-прежнему привержены инициативе NGAD в целом, а также поиску путей доминирования в сфере обеспечения превосходства в воздухе в будущем, независимо от того, как в конечном итоге может выглядеть конкретная комбинация будущих платформ. Тем не менее, в настоящее время неуклонно растет обеспокоенность по поводу сокращения парка тактических реактивных самолетов этой службы. |
Сам Кендалл сказал, что текущая бюджетная ситуация ВВС становится все более очевидной в течение некоторого времени, что вызывает дополнительные вопросы о том, почему служба только сейчас завершает пересмотр своих планов модернизации. |
В целом, вероятность того, что одна или несколько программ модернизации высшего уровня, таких как боевой самолет NGAD, могут в конечном итоге быть серьезно урезаны или даже отменены, кажется, неуклонно растет. В частности, нынешние обсуждения платформы NGAD во многом напоминают о том, что произошло с планами по созданию F-22 Raptor в конце 2000-х годов. По крайней мере, один отставной чиновник ВВС с тех пор заявил, что служба пожертвовала своей мечтой о большем парке Raptor, чтобы сохранить то, что превратилось в B-21. |
Что бы ни случилось с программой боевых реактивных самолетов NGAD в ближайшие месяцы, очевидно, что последствия этого будут гораздо шире распространяться на приоритеты модернизации ВВС. В настоящее время возникли серьезные вопросы о том, что потребуется для того, чтобы служба могла позволить себе приобрести самолеты следующего поколения, включая будущие партии беспилотных летательных аппаратов CCA и танкеров-невидимок. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|