Меняют ли ИИ наше представление о литературе
|
|
Компьютеризированные большие языковые модели (LLM) вторгаются в сферу литературы. Их способность создавать связные тексты и имитировать всевозможные стили письма вызвала оживленные споры среди писателей, теоретиков литературы и исследователей. Некоторые опасаются угрозы творческому потенциалу человека, в то время как другие считают, что стоит изучить инновационный потенциал LLMS.
|
|
Марчелло Витали-Розати, профессор кафедры франкоязычной литературы Монреальского университета, видит в этих инструментах как творческие перспективы, так и встроенные ограничения. В своем исследовании он рассматривает, могут ли магистратуры изменить саму идею литературы, и рассматривает социальные, экономические и культурные проблемы, которые они поднимают.
|
Новая эра экспериментов
|
|
Масштабные языковые модели создают благодатную почву для авторов, которые хотят проверить возможности языка и машин. Некоторые авторы используют их для выявления недостатков, ограничений и серых зон искусственного интеллекта, вместо того чтобы просто использовать их в качестве инструментов повышения производительности.
|
|
Виталий-Розати считает, что эти изобретательные уловки могут открыть новые пути для современной литературы.
|
|
"Авторы экспериментируют с алгоритмами, чтобы найти новые творческие пути", - сказал он. "Например, некоторые пытаются исчерпать возможности алгоритмов", подвергая сомнению саму машину, пытаясь понять, как далеко она может зайти, прежде чем споткнется.
|
|
Одной из таких писательниц является французский драматург и поэтесса Милен Турнье. Сначала она запросила в чате OpenAI 27 определений термина "китайская стена", который может означать китайскую стену или Великую Китайскую стену Китая. Затем она попросила алгоритм сократить определения и продолжать сокращать их.
|
|
"В конце концов, осталось только одно определение: "стена". Оно демонстрирует дилеммы алгоритма и ограничения самого языка", - сказал Виталий-Розати. Его хитрость выявила границы модели, поставив под сомнение саму природу определения и лингвистической редукции.
|
|
Эксперименты с LLM не ограничиваются попытками усовершенствовать алгоритм. Другие авторы исследуют возможности совместного творчества с ИИ, используя предложения моделей для генерации идей или фрагментов текста, которые иначе не пришли бы им в голову. Этот совместный процесс может привести к созданию гибридных произведений, созданных благодаря динамичному взаимодействию человека и машины.
|
На пути к стандартизированному языку и мышлению?
|
|
Хотя магистратура может открыть новые возможности для творчества, она также предупреждает о стандартизации языка и конформистском мышлении.
|
|
Алгоритмы предназначены для создания текстов, которые могут пройти проверку на согласованность и релевантность на основе статистических критериев, полученных на основе огромного массива текстовых данных. При таком подходе, как правило, создаются довольно однородные тексты. Как таковая, она может противоречить самой сути литературы, которая часто стремится ниспровергнуть нормы и бродить по окраинам.
|
|
"Что вызывает проблемы, так это простота этих алгоритмов", - сказал Виталий-Розати. "Они в основном предназначены для использования, чтобы удовлетворить требования мировоззрения, основанного на функционализме и производительности". Этот функционализм может привести к определенной стандартизации, которая избавит тексты, созданные LLM, от глубины, сложности и шероховатостей, которые являются отличительными чертами литературы.
|
|
Запрограммированные на эффективное удовлетворение ожиданий пользователей, магистры могут создавать тексты, которые приятны на ощупь и хорошо структурированы, но в них отсутствует то, что часто стремится исследовать литература: дисфункциональное, неизвестное, необычное. "Литература ищет такие точки соприкосновения, - говорит Виталий-Розати, - и разница между текстами, имеющими литературные достоинства, и текстами, представляющими меньший эстетический интерес, как раз и заключается в способности находить эти области теней".
|
Преемственность или разрыв с прошлым?
|
|
Меняют ли магистратуры наше представление о литературе? По словам Витали-Розати, это сложно.
|
|
Он не рассматривает LLMS как радикальный прорыв, который изменит природу литературы, а скорее как продолжение существующих практик. "Я не думаю, что LLMS революционны сами по себе; они принадлежат к гораздо более давней традиции", - сказал он. Например, в своем рассказе 1941 года "Вавилонская библиотека" Хорхе Луис Борхес представил мир, в котором литература создается с помощью квазиалгоритмического процесса.
|
|
Виталий-Розати также указал на такие литературные практики, как плагиат, стилизация и пересказ, которые всегда были частью литературного ландшафта. Он рассматривает LLMS просто как продолжение этих практик, которое делает их более заметными и доступными благодаря технологиям. Это не значит, что литература теряет свою сущность, сказал он, скорее, она продолжает развиваться, внедряя новые инструменты и способы письма.
|
"Влияние на то, что мы можем написать"
|
|
"Любой технический инструмент, который мы используем для написания текстов, оказывает огромное влияние на то, что мы можем написать и о чем мы можем думать", - сказал Виталий-Розати.
|
|
Он привел в пример французского романиста Гюстава Флобера, который проводил много времени, затачивая свои перья с точностью лезвия ножа. Он сам выбирал себе перья и говорил, что не сможет писать, если они не будут идеально подогнаны под его требования.
|
|
Точно так же Поль Валери использовал сложную систему методично расположенных карточек с цветовой кодировкой для подготовки своих текстов. У него были блокноты определенных размеров и разные ручки, и физическое расположение материалов влияло на его мышление и процесс письма.
|
|
"Качество бумаги, размер листа, тип ручки, цвет чернил - эти детали, которые часто считаются тривиальными, на самом деле таковыми не являются", - сказал Виталий-Розати. "Они являются основой письменности и накладывают свой отпечаток на литературное творчество".
|
|
Витали-Розати рассматривает крупные языковые модели, которые могут создавать огромные объемы текстов, в более широком контексте технических, экономических, культурных и исторических влияний, формирующих литературу.
|
|
Он считает, что Microsoft Word оказал еще более глубокое, хотя и часто упускаемое из виду, влияние на литературу.
|
|
"Если раньше у каждого писателя был свой стиль ведения блокнота, тип ручки и предпочтительные чернила и бумага, то сегодня все работают в одной и той же цифровой среде", - отметил он. "Это приводит к тому, что их произведения становятся выразительными и неудачными".
|
|
Эта стандартизация инструментов для письма приводит литературные практики в соответствие с нормами настольного программного обеспечения, втискивая письменность в форматы, предназначенные скорее для управления документами, чем для литературного творчества.
|
|
"Я не думаю, что магистратура окажет реальное влияние на литературу", - заключил Виталий-Розати. Литературный рынок изменится, возможно, изменится даже то, как мы пишем. Я не говорю, что это не возымеет эффекта, но он не будет отличаться от воздействия любого другого технологического устройства, используемого для письма.
|
|
"Безусловно, написание с использованием большой языковой модели изменит ваш стиль письма — точно так же, как проверка орфографии, Word или способ заточки пера".
|
|
Источник
|