Спутниковые снимки секретной китайской авиационной испытательной базы дают новые доказательства стремительного развития GJ-11 Sharp Sword, малозаметной боевой машины с летающим крылом без экипажа (UCAV). Работа над GJ-11, которая уже началась с растущего интереса к будущим корабельным операциям, созданию совместных групп и совместной эксплуатации с боевыми самолетами с экипажами, отражает более широкое расширение испытаний китайских беспилотных летательных аппаратов с летающим крылом. Усилия Китая в этой области были еще раз подчеркнуты видеоклипами, которые недавно появились в Интернете и резко контрастируют с усилиями США. военные, которые в настоящее время не разрабатывают никаких аналогичных проектов, по крайней мере, о которых мы знаем из открытых источников.
The War Zone получила и проанализировала спутниковые снимки, полученные Planet Labs, на которых видно, что пара GJ-11 в последние месяцы проявляла большую активность на авиабазе Малан, которая расположена в провинции Синьцзян на дальнем западе Китая. В прошлом Sharp Swords были замечены в Малане, который давно известен как крупный центр тестирования беспилотных платформ.
Наличие в наличии более одного GJ-11 позволило бы провести расширенные испытания в реальных условиях, чтобы продемонстрировать способность беспилотных летательных аппаратов работать совместно, а также совместно с платформами с экипажем, и потенциально делать это с высокой степенью автономии. Наличие нескольких "острых мечей" также увеличило бы общую доступную мощность для тестирования этих беспилотных летательных аппаратов, что также могло бы помочь в изучении и совершенствовании будущей тактики, методов и процедур их оперативного использования.
Снимки, демонстрирующие первый полет прототипа Sharp Sword с существенно менее скрытным дизайном, впервые были опубликованы в 2013 году. Макет модернизированной версии с полностью измененной задней частью был представлен на параде в Пекине в 2019 году. С тех пор в сети появилось множество изображений, на которых, по-видимому, запечатлены более бесшумные GJ-11 в полете. Во второй половине августа в Сети появилось новое видео, на котором, по-видимому, запечатлен один из них в воздухе.
GJ-11 предназначен для выполнения ударных задач и может перевозить боеприпасы в паре внутренних отсеков, а также выполнять задачи по борьбе с огнем. На снимках изображены "Острые мечи", которые запускают ложные цели и проводят атаки, которые, по-видимому, являются средствами радиоэлектронной борьбы.
"Острый меч" уже все больше увязывается с планами Народно-освободительной армии Китая (НОАК) по оснащению беспилотных истребителей-невидимок J-20 с экипажами. Ранее The War Zone уже изучала, как двухместная версия J-20, впервые появившаяся в 2021 году, может особенно хорошо подойти для управления воздушными беспилотниками.
С 2019 года вариант или производная от него модель GJ-11 также все чаще используется в будущих операциях с авианосцев ВМС НОАК (PLAN) и крупнопалубных десантных кораблей.
Ранее в этом году на испытательном и/или учебном полигоне на острове Чансин в Шанхае, неподалеку от которого находится в стадии строительства первый образец нового сверхразмерного военного корабля-амфибии, обычно называемого Type 076, появилась пара макетов GJ-11. На верфи, где строится этот корабль, также был построен новый китайский авианосец "Фуцзянь", первый в стране, оснащенный системой взлета с помощью катапульты, но с задержкой подъема (CATOBAR). Ранее макет "Острого меча" также был замечен на испытательном полигоне на палубе полноразмерного авианосца в Ухане.
"Острый меч" - лишь один из множества проектов летающих крыльев, над которыми китайские компании публично работали в последние годы. Это происходит на фоне постоянно растущих амбиций НОАК во всех областях и других соответствующих разработок, особенно в области командной работы без экипажа и роевых технологий.
Совсем недавно в Интернете появилось еще одно видео, которое привлекло особое внимание к более масштабным разработкам беспилотных летательных аппаратов "Летающее крыло" в Китае. Однако неясно, где и когда был снят этот клип, а элементы отснятого материала, представленные ниже, вызывают вопросы о том, является ли он совершенно новым.
В 2022 году в Сети также появился клип с очень похожим временем выполнения (разница в продолжительности составила всего около секунды), демонстрирующий очень похожий, если не идентичный дизайн, но опять же без четких подробностей о его происхождении.
Новое видео более высокого качества, чем то, что было снято в 2022 году, и показывает, как беспилотник движется в противоположном направлении, но между этими двумя роликами есть некоторые явные сходства.
Что изображено в клипе 2022 года или в том, который появился совсем недавно, остается неизвестным. Была высказана вероятность того, что в ролике, который начал распространяться в понедельник, показан дизайн от государственной корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC) под названием CS-5000T, который впервые был представлен публике на авиашоу в Чжухае, проходящем раз в два года, в 2022 году. В то время The War Zone отметили, что образец, выставленный в Чжухае в том году, имел особенности, указывающие на то, что это не был макет, и подняли вопрос о том, может ли это быть тем, что было показано на кадрах 2022 года, которые появились всего за несколько недель до этого.
О CS-5000T известно немного, но “[насколько я знаю], CS-5000T является демонстратором беспилотного летательного аппарата ISR [разведывательный беспилотный летательный аппарат для наблюдения и рекогносцировки], выполняющего второстепенную ударную роль”, - говорит Андреас Руппрехт, давний наблюдатель China aerospace и участник проекта. Зона военных действий, написал X. Другие более мелкие модели из серии CS от AVIC были описаны как беспилотные летательные аппараты-мишени для использования в учебных целях, а также для исследований и разработок, испытаний и оценки. Однако, как ранее отмечал The War Zone, CS-5000Ts - это значительно более крупный и боеспособный беспилотник, который, по-видимому, не подходит для роли летающей цели.
За прошедшие годы в Китае появились и другие беспилотные летательные аппараты с измененной формой воздушного змея, в том числе меньший по размеру CS-550T от AVIC. Star Shadow от Star Systems и CH-7 от государственной Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий (CASC) также продемонстрировали возможности того, что было показано в видеоролике, появившемся еще в 2022 году.
Остается вероятность того, что в ролике 2022 года и/ или более новом ролике также будет показан демонстратор в меньшем масштабе или какая-либо другая летающая модель.
Тем не менее, широта потенциальных возможностей подчеркивает разницу между тем, что наблюдается в авиационном секторе Китая и Соединенных Штатов, когда речь заходит о беспилотных летательных аппаратах с летающим крылом. У вооруженных сил США нет таких беспилотников, находящихся в активной разработке, по крайней мере, насколько нам известно, и общественный интерес к разработкам такого рода в вооруженных силах Америки полностью исчез. И все это несмотря на обширную работу, которую в прошлом финансировали американские военные над беспилотными летающими аппаратами скрытого базирования, и их отсутствие стало особенно заметным, когда речь зашла о беспилотниках США. Планирование будущих действий Военно-воздушных сил, о чем вы можете прочитать подробнее в этой статье о прошедшей зоне боевых действий.
В 2010-х годах военно-морские силы США провели очень тщательные испытания пары палубных самолетов X-47B, конструкция которых также имеет модифицированную форму воздушного змея с коленчатым приводом. Какое-то время казалось, что X-47B станет предшественником нового парка малозаметных беспилотных ударных и разведывательных платформ для палубных авиакрыльев ВМС, пока его не вытеснил план по приобретению беспилотных заправщиков со вспомогательными возможностями ISR, который привел к появлению MQ-25 Stingray от Boeing. Появились разговоры о вооружении MQ-25, но когда это произойдет и произойдет ли вообще, неясно.
Что касается боевых беспилотных летательных аппаратов нового поколения, то военно-морской флот, а также ВВС США в настоящее время сосредоточивают свое внимание на более дешевых разработках, предназначенных для тесного взаимодействия с боевыми самолетами с экипажами, по крайней мере на начальном этапе, в рамках своих соответствующих программ совместных боевых самолетов (CCA). CCA - это совершенно другая категория беспилотных летательных аппаратов, отличная от беспилотных летательных аппаратов flying wing, которые по своей конструкции могут быть малозаметными (скрытными), а также обладают гораздо большей дальностью полета и грузоподъемностью.
Существует вероятность того, что в какой-то степени секретная работа беспилотных летательных аппаратов США продолжается в засекреченной сфере, но в Зоне военных действий уже много лет наблюдается очевидная растущая тенденция к уступке этого пространства конкурентам, таким как Китай.
Новые спутниковые снимки GJ-11 в Малане в сочетании с другими свидетельствами расширения испытаний Sharp Sword, а также недавно появившиеся видеозаписи указывают на дальнейшее расширение работ Китая над беспилотными летательными аппаратами flying wing.