Пятьдесят фантастических лет журнала Солярис
|
Очень немногие литературные журналы в Квебеке могут похвастаться полувековой активностью, но Solarisa, пионер франкоязычных журналов в области фэнтези, фантастики и научной фантастики, определенно знает волшебный рецепт долголетия. Однако эти литературные жанры веками избегались общественными организациями, хотя постепенно они начинают завоевывать популярность и привлекать более разнообразную читательскую аудиторию. |
“Журнал появился в совершенно пустынном месте. Это было в то время, когда научная фантастика находилась на пороге мирового бума”, - объясняет Норберт Шпенер, основатель журнала. “В 1968 году, когда я приехал из Франции, найти в Монреале научно-фантастическую книгу на французском языке было настоящим подвигом”. |
Изабель Болье, главный редактор журнала The booksellers agrees. “Примерно в 1970 году в Квебеке не было франкоязычного издательства, специализирующегося на этом жанре, только сборники”, - объясняет она. Таким образом, в книжном мире "Солярис" предстает как настоящий НЛО, но его успех не заставил себя долго ждать. Местное и международное сообщество быстро проявило к нему живой интерес. |
В 1974 году Норберт Шпенер был профессором CEGEP. Вместе с несколькими особенно мотивированными студентами (которым, по его словам, он обязан всем успехом своей компании) он решил заполнить образовавшуюся пустоту, создав франкоязычный форум для воображаемого письма. Журнал впервые появился в форме фэнзина под названием "Реквием", который в 1979 году стал тем "Солярисом", который мы знаем. Литературное руководство тогда осуществляла преподаватель и автор научной фантастики Элизабет Вонарбург. Шпенер покидает журнал в 1983 году, устав от чрезмерной политизации, которую в то время принимал жанр, но убежденный, что преемственность достаточно сильна, чтобы гарантировать устойчивость журнала. |
Научная фантастика, фэнтези, фантастический жанр, воображаемый… |
Профессиональное учреждение, признанное в этой области |
Жан-Луи Трудель, автор научной фантастики, которая чаще всего публиковалась в "Солярисе" с момента его основания (из 231 опубликованного к настоящему времени выпуска 33 ее текста оставили свой след на страницах журнала), признает важность, которую журнал сыграл в ее профессиональной жизни. “Она была первой, кто опубликовал один из моих текстов. В то время мне еще не было двадцати лет, и это послужило хорошим толчком для начала моей карьеры писателя. "Солярис" также ассоциируется у меня с определенными улучшениями в написании текстов, потому что Элизабет Вонарбург заставляла меня переписывать этот первый текст несколько раз. И я горжусь тем, что и сегодня остаюсь вашим постоянным автором”, - подчеркивает он. Журнал ежегодно присуждает две литературные премии, которые также помогают продвигать франкоязычных писателей. |
По мнению Матье Лозон-Диксо, с которым мы познакомились в его специализированном книжном магазине на Аппер-Лашин-роуд, Solaris, сотрудничающий с издательством Alire editions с 2000 года, активно участвует в объединении франкоговорящего сообщества imaginary и знакомстве читателей с авторами, знакомыми с жанром, но до сих пор исключительно через великих англосаксонских классиков. “Мы видим множество читателей, которые открывают для себя квебекскую или французскую фантастическую литературу благодаря ”Солярису", - говорит г-н Лозон-Диксо. |
Владелец Librairie Saga говорит, что в последние годы аудитория жанровой литературы только выросла и разнообразилась. “Есть столько же молодых людей, которые увлекаются жанровой литературой, сколько и тридцатилетних, которые знают о ней, которые, возможно, давно ее не читали, но которые внезапно увидели фильм "Дюна", и это вызвало у них желание вернуться к нему снова. И, конечно, есть люди постарше, которые читали великих классиков, настоящие эксперты, которые знают все — иногда больше, чем мы! - восклицает он, смеясь. |
И исследуемые темы постоянно обновляются, все больше и больше перекликаясь с современными проблемами. “Сейчас в этой литературе есть что-то абсолютно политическое. Писатели интересуются текущими мировыми событиями. Они исследуют экологические проблемы, предлагают портреты миров, переживших климатический кризис, с оптимизмом или без оптимизма. И публику особенно привлекают эти фантазии”, - говорит Изабель Болье. |
Мистер Лозон-Диксо отмечает значительный сдвиг парадигмы в жанре. “Современная научная фантастика - это не что иное, как антиутопия. Мы видим появление таких стилей, как хоуп-панк, которые выдвигают на первый план взаимопомощь и надежду. Мы считаем, что Квебек уже два или три года как вошел в мир более оптимистичной научной фантастики — возможно, более смелой. И ”Солярис" тоже совершил этот переход". |
Конкурс видеоигр |
Несмотря на это обновление, нынешний директор журнала Джин Петтигрю отмечает, что несколько авторов, которые являются поклонниками воображаемых миров, сейчас отказываются от литературы в пользу видеоигр. “На сцену выходят новые талантливые авторы, публикуют один или два коротких рассказа, а затем мы теряем их, потому что они попадают в руки таких компаний, как Ubisoft. Я понимаю их, это более прибыльно, чем литература, но для развития жанров это сложнее”, - утверждает он. |
Небольшая литературная передышка все еще на повестке дня. Мелоди Джозеф, молодая писательница, публикуемая издательством VLB, считает научную фантастику настоящей игровой площадкой, где царит свобода. “Мне очень весело представлять себе миры, персонажей в этих мирах и видеть, как эти миры могут служить параллелями нашим собственным мирам”. И, по ее словам, эстетика vintage of Solaris не должна изменяться в угоду маркетинговым императивам, поскольку она отвечает требованиям окружающей среды, которые позволяют гарантировать определенную независимость в отношении популярной культуры. |
По мнению мистера Петтигрю, эта независимость отличает литературу от индустрии видеоигр. “Видеоигры не могут позволить себе исследования, они всегда должны быть мейнстримом, в то время как с Solaris мы можем себе это позволить. Мы создаем экстраординарные вещи с минимальными затратами”. |
Денежный вопрос, по сути, является серьезной проблемой для журнала. “Суммы, предлагаемые художественными советами Квебека и Канады, не увеличивались с 2004 года. А стоимость отправки по почте Канады составляет целое состояние, в то время как раньше на пересылку книг действовали специальные тарифы. Франция сохранила этот способ работы: например, отправка копии через Атлантику обходится нам в 8,50 канадских долларов, по сравнению с 0,88 евро для наших коллег из Galaxies, отправляющих ее в Квебек”. |
Ежегодно на журнал подписываются от 300 до 500 человек всех возрастов и полов. По словам мистера Петтигрю, литература в жанре фэнтези всегда была очень открытой и авангардной. “Недвоичность, трансгендерность и все такое прочее - мы говорим об этом в научной фантастике с 1960-х годов!” - подчеркивает он. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|