Мифический народ сиртя
|
На вопрос «кто в древности жил по арктическим берегам Евразии», обычно дают один ответ — конечно, самоеды, то есть ненцы. Однако ненцы расселились в этих местах сравнительно поздно, а прежде там жили сиртя, или сихиртя… Первые скандинавские мореплаватели и купцы, осваивавшие побережье Северного Ледовитого океана, называли самоедами все дикие племена, которые жили в чумах, били пушного зверя и разводили оленей. Население в этих местах было малочисленным и диким. |
Ненецкий север |
Бесстрашные потомки Тора вели с ними меновую торговлю, но старались держаться на расстоянии. Все скандинавские хронисты как один описывают тамошних северян как малорослых дикарей — черноволосых, со смуглой кожей и азиатскими глазками. Никаких других народов, кроме самоедов, они там не приметили. Между собой они их плохо различали, хотя на севере жили разные самоеды — лапландцы и ненцы. Кроме скандинавов, север осваивали и новгородцы, Которые «прочесали» побережье до Уральских гор, а по некоторым сведениям, зашли и за Урал. Ненцы к тому времени полностью захватили арктическое побережье от Кольского полуострова до Таймыра и, вероятно, ассимилировали и истребили прежних обитателей. |
Сами ненцы явились покорять север Европы из Сибири. Точной исторической родины этого народа никто не знает, но предположительно это были Саяны. И сначала они заселили Ямал, а потом уже двинулись за Уральские горы. Чем дальше на запад лежал их путь, тем с большими трудностями они сталкивались: их соседями стали народы с гораздо более продвинутой культурой. Но на юг эти представители уральской расы и не стремились, они комфортно себя чувствовали только на Крайнем Севере. Зато местным племенам, предшественникам ненцев, пришлось туго. Достоверно неизвестно, какие племена были сметены «ненецкой волной», но о них упоминают ненецкие мифы и предания. Особенно много внимания в этих мифах уделено народу сиртя, или сихиртя, жившему на Ямале, а возможно, и по всему побережью. |
В мифах и сказаниях |
«Сиртя», или «сихиртя», означало на самодийских языках что-то вроде «чужаки с землистой кожей из норы». Но точного аналога современные лингвисты дать не могут. Известно только, что «си» на ненецком — «дыра», а «сихирць» — «избегать, чуждаться» или «приобрести землистый цвет кожи». Согласно мифам, сихиртя не были коренным народом, на север они пришли «из-за моря». Сначала жили на острове, а потом перебрались на Ямал. Иными словами, сихиртя хоть в какой-то степени должны были знать корабельное дело. В отличие от ненцев, они не разводили оленей и не кочевали вместе со стадами, к тому же сихиртя спали днём, а работали ночью. Жили они осёдло и богато, и не в чумах, а землянках или полуземлянках, которые ненцы называли «сопками». Вход в такой земляной дом располагался не сбоку, а сверху, сами дома сихиртя «привязывали» к мёрзлой земле «железными верёвками». Почему железными? Да потому, что сихиртя знали металлургию и умели делать изделия из железа, меди, золота, серебра. Ненцы говорили, что у сихиртя есть подземные кладовые, входы в которые сохраняются в строжайшей тайне. Более того, на эти входы наложены заклятия, и простой ненец войти в подземелье не с может. |
Сами сихиртя были гораздо ниже ростом, чем ненцы. У них были очень светлые глаза, которые темноглазые ненцы называли «белыми», и очень светлые волосы. Что ненцы понимали под «белокурым цветом волос» — это, конечно, вопрос. Но сихиртя явно были гораздо светлее самих ненцев. Интересы этих народов поначалу почти не пересекались: сихиртя занимались охотой и рыболовством и, по мифам, разводили внутри гор мамонтов вместо оленей. Но когда у ненцев увеличилось поголовье оленей, им потребовались пастбища. Вот тут-то и начались стычки с сихиртя, которые, не выдержав конкуренции, бросили свои земляные дома и ушли в настоящие подземелья пасти своих мамонтов. Подземному народу ненцы приписывали и сверхъестественные умения: все они были колдуны и могли предвидеть будущее. Особенности быта этого народа, их внешность и владение магией связывают ямальских сихиртя с гораздо более известной «чудью белоглазой». Какие из легенд появились раньше, какие позже, сказать, сложно. Но оба легендарных народа были со светлыми глазами, маленького роста, добывали металл и умели творить чудеса. Учёные предполагают, что речь могла идти об одном и том же племени печора. |
Владыки Земли и Солнца |
Впрочем, малорослый подземный народ обитал когда-то по берегам всего европейского и азиатского севера. Если на Урале племена коми рассказывали легенды про «чудь белоглазую», то в Польше были свои подземные карлики — краснолюды, в Скандинавии — хульдры, сказочные существа женского пола с коровьим хвостом, в Германии — цверги, в Исландии — хульдуфольк. Одни из подземных жителей похожи на эльфов, другие на гномов, но все они обладают магическими способностями. Правда, к началу II тысячелетия эльфы и гномы давно уже стали только сказочными персонажами. Но не на Ямале. И не на Урале. Так что неновы, может, последние свидетели существования пришельцев из-за моря, бежавших от неурядиц на восток. |
Разумеется, им приписывались умения, которые наводили ужас. Например, сихиртя могли погасить луну и Солнце, полностью извести навредившую им семью, но в то же время некоторым людям они благоволили и охотно им помогали. Из своих кладовых таким счастливчикам сихиртя приносили металлические украшения и посуду. Иногда сихиртя даже вступали с ненцами в брак: ненцам очень нравились красивые малорослые девушки с личиками сердечком. Но ненецкие девушки, как правило, замуж за мужчин карликов не выходили. Так что гены сихиртя передавались только по женской линии. |
Но своим обидчикам сихиртя мстили. Рассказывают такую легенду. Однажды оленеводы расположились на отдых у высокой сопки. И сперва решили найти лучшее место для стоянки. Тогда-то и увидели, что прямо на зелёной кочке спит настоящая красавица, только очень-очень маленького роста, вся одежда у неё блестит от искусных украшений, а рядом с ней на траве лежит мешочек для шитья. Голоса оленеводов разбудили девушку, она вскрикнула и мгновенно исчезла. Сколько её не искали, так и не нашли. Остался только мешочек. Его-то и прихватили с собой ненцы. А когда вечером поставили чум, услышали, как где-то плачет эта девушка, ищет свой мешочек. Только никто не решился выйти из чума и вернуть ей потерю. Зато потом с этой ненецкой семьёй стали случать всевозможные беды. Девушка-сихиртя сполна отплатила обидчикам. |
Археологические находки |
Существование на Ямале народа, обитавшего там до ненцев, подтверждается и археологическими исследованиями. В 1929 году исследователь Чернецов обнаружил земляные дома в Тивтей саля и Хахэн саля. Находки свидетельствовали, что население было осёдлым, знало гончарное дело и занималось охотой на морского зверя. Он датировал памятники VI-IX веками. Но Чернецов даже представить не мог, что скоро его ждёт сенсационное открытие и что временные рамки существования народа сихиртя придётся значительно раздвинуть. |
В 1932 году была обнаружена так называемая усть-полуйская культура, которая напрямую связана с сихиртя. Там обнаружили 12 тысяч артефактов и — что вызвало огромный интерес — самая северная бронзолитейная мастерская. Кроме самого святилища Усть-Полуй на Ямале нашли ещё 70 археологических памятников. Множество находок принесли учёным раскопки на Ан-гальском мысе. Это изделия из металла, изображающие животных и людей. Датировку пришлось пересмотреть. Теперь считается, что сихиртя жили на Ямале с IV века до нашей эры до II века нашей эры. |
Они ничем не уступали жителям более южных областей. Занимались охотой и рыболовством, ездили на собачьих упряжках, имели на вооружении луки и стрелы, использовали копья и гарпуны, строили укреплённые посёлки из землянок, обрабатывали металл, изготавливали посуду на гончарном круге — то есть вели вполне цивилизованную по тем временам жизнь. Разумеется, ночью они спали, днём трудились. Привычная жизнь резко изменилась, когда на Ямал стали претендовать саянские ненцы. Тогда-то люди и стали прятаться днём в домах, чтобы остаться в живых. Мифы о судьбе сихиртя говорят просто: ушли под землю и сидят там до сих пор. На самом деле события были печальнее. Скорее всего, одни сихиртя смешались с ненцами, другие ушли из родных мест, третьи умерли. |
Журнал: Загадки истории №15, апрель 2021 года |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|