Тайны Запретного города разгадывают современные археологи
|
Если сравнивать тысячелетия, в ходе которых в Китае строили и реставрировали дворцы, с романом-эпопеей, то Запретный город в Пекине - это его последняя впечатляющая глава. Предыдущие страницы этой истории, хоть и не менее удивительные, были частично или даже почти полностью утеряны за время взлетов и падений династий и превратились в руины, похожие на археологические головоломки. Эксперты решают их до сих пор. Однако в сердце Пекина находится дворцовый комплекс площадью 720 тысяч квадратных метров, построенный из дерева и глиняных кирпичей - последнее сохранившееся до наших дней строение такого рода в мире. Эта территория, служившая императорским дворцом с 1420 по 1911 год, где некогда жили 24 императора, в этом году празднует 600 лет со дня завершения строительства. |
В честь этого события галереи Ворот Умэнь у входа в Музей императорского дворца стали своего рода вестибюлем, куда попадают посетители выставки "Вечное великолепие: шесть веков в Запретном городе". Она продлится до 15 ноября. "За 600 лет произошло столько всего, о чем можно рассказать, - говорит директор отдела архитектурного наследия музея и главный куратор выставки Чжао Пэн. - Лучше всего сосредоточиться на самом "городе", то есть на архитектуре: понять, как это место формировалось и видоизменялось… Это кристаллизованная мудрость и талант древних китайцев". |
И все же нелегко отобрать всего 450 предметов, включая элементы конструкции и императорские реликвии, чтобы развернуть панораму такого архитектурного великолепия. Чтобы с помощью экспонатов хронологически показать, как комплекс зарождался, разрастался и развивался, из всей многовековой истории было выбрано 18 знаковых лет. "Эти временные периоды помогают увидеть более полную историческую картину", - говорит Чжао. |
В 1406 году Чжу Ди, третий император династии Мин (1368-1644), предложил перенести столицу из Нанкина (сегодня это административный центр провинции Цзянсу) в Пекин, чтобы лучше охранять северные границы. Сам Чжу Ди жил в Пекине, будучи принцем. Строительство завершилось в 1420 году, спустя почти десять лет подготовки и трех лет активных работ. В следующем году столица была официально перенесена в Пекин. |
"Поразительная черта Запретного города - то, как, несмотря на смену эпох, строго соблюдаются определенные архитектурные формы, - говорит Чжао. - Это отражает традиционную китайскую мысль, которая подчеркивает важность ритуалов и гармонию между людьми и небом". |
Запретный город был построен в соответствии с правилами, выведенными на протяжении многовековой китайской истории. На выставке представлены "Записки об исследовании ремесел" (Каогунцзи) - трактат, в котором прописаны основы постройки дворца. Он был опубликован в период Весен и Осеней (770-476 годы до н.э.) и является частью классического китайского произведения "Чжоуские ритуалы" (Чжоули) о ритуалах и представлениях о порядке. |
"Записки об исследовании ремесел" регламентируют симметричные планировки столичных городов, в центре которых на оси север - юг должен находиться дворец. Исторические районы современного Пекина, включая Запретный город, полностью соответствуют этому правилу. |
"Наконец, эта идеальная планировка, на которую ориентировались около 2000 лет, со всей точностью воплотилась в Пекине", - говорит Чжао. |
Следование ритуалам отражается и в архитектурных деталях. |
К примеру, только крыша Зала высшей гармонии - самого статусного строения во дворце, где происходили наиболее важные церемонии, - может быть украшена десятью фигурами обожествленных существ. Чем проще украшена крыша, тем ниже статус здания. |
В Зале высшей гармонии также имеются 11 комнат - больше, чем в любом другом здании комплекса. (В древней китайской архитектуре комнатой называлось квадратное пространство между четырьмя колоннами.) |
Форма крыши - еще один важный показатель, по которому можно определить статус здания. Например, крыша Зала высшей гармонии - четырехскатная и двухъярусная, ее концы выдаются и загибаются кверху. Такая крыша может быть только у зданий самого высокого статуса. |
В 1734 году император Юнчжэн династии Цин (1644-1911) издал официальное руководство по возведению дворцов. В книге, в которой больше 2700 страниц, прописаны все архитектурные критерии, включая размеры колонн и украшения крыш. По словам Чжао, это важная веха в истории слияния ритуалов с китайской архитектурой. |
У Запретного города в Пекине есть два старших брата. Когда Чжу Юаньчжан основал династию Мин и стал императором, он сделал столицей свой родной город, который сегодня находится в уезде Фэнъян провинции Аньхой. Однако строительство огромного дворцового комплекса по неизвестным причинам внезапно прекратилось, а Чжу Юаньчжан решил построить имперский город в Нанкине. |
Оба имперских города превратились в руины, но некоторые важные детали сохранились по сей день, к примеру, каменные ограды и плитка в галереях Ворот Умэнь. Они помогают представить, как могла бы выглядеть и ранняя архитектура Запретного города. |
"Изначальный облик зданий можно часто увидеть на картинах, - говорит заместитель директора отдела архитектурного наследия музея Ди Яцзин. - Однако, чтобы понять, соответствуют ли картины исторической действительности, нужно провести дополнительные проверки, археологические исследования и изучить документы". |
Как бы новые императоры ни следовали заветам предков, понятно, что они желали украсить свое новое жилище. "Императоры династии Мин предпочитали простую, но величественную архитектуру, и потому во время их правления строились большие здания, - говорит Ди. - Однако императоры династии Цин тяготели к большей утонченности". |
Иногда это было вынужденным решением, поскольку найти гигантские куски древесины ценных пород для обновления дворца было трудно. Однако цинские императоры демонстрировали свои богатство и статус ремесленными изделиями самой искусной работы. Благодаря императору Цяньлуну (1711-1799), обожавшему изящные искусства, эта тенденция достигла пика. В 1766 году он приказал построить в Запретном городе Дворец спокойствия и долголетия, где планировал жить после того, как оставит престол. Сад этого дворца стал настоящей сокровищницей исключительных декоративных предметов. |
Лакированная ткань газового переплетения, которая раньше помещалась на окне, позволяет посетителям оценить ее необычность, ведь раньше сад никогда не открывали для публики. В декоре этого шелка сочетаются такие техники, как вырезание из бумаги, золочение, окрашивание и лакировка. Это значит, что над его созданием трудились сразу несколько ремесленников. 12-слойная ткань тонка, как лист бумаги. |
"Мы пытались повторить этот декор, но нам не помогли даже современные производственные технологии, - говорит Ди. - Эта утерянная техника напоминает нам, что культурное наследие нужно тщательно беречь". |
Комплексная реновация основных зданий комплекса идет с 2002 года. Хотя изначально ее планировали завершить к круглой дате в этом году, в конце концов архитекторы решили не спешить, чтобы закончить работы со всей ответственностью и уважением к истории. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|