Как лик Христа из Архыза стал загадкой для науки
|
В горном районе Архыз в Карачаево-Черкесии на одной из скал запечатлен лик Иисуса Христа, который местные жители называют потаенным. Он был явлен при загадочных обстоятельствах всего 20 лет назад. Ученые спорят о его происхождении, а верующие говорят о мистической силе этого образа. В тайнах кавказского изображения Христа разбирался корреспондент РИА Новости. В конце 80-х в маленьком селе Нижний Архыз не пойми откуда появился старичок. Он был одет неприметно, ходил с палкой и ни с кем не разговаривал. Это не на шутку обеспокоило астрофизиков, которые работали в обсерватории неподалеку. Когда старик исчезал, его пытались найти в окрестных лесах — безуспешно. |
Ученые видели его всего несколько раз. И, что странно, всегда у горы Мицешт, возвышающейся над долиной реки Большой Зеленчук. И однажды, в конце 90-х, старец неожиданно пришел к местным жителям Сергею и Анатолию Варченко. Он представился Иваном Ильичом и рассказал, что в горах Нижнего Архыза спрятан нерукотворный лик Иисуса Христа. Братья поверили отшельнику и приступили к поискам. Однако им постоянно мешала неведомая сила: то они заблудятся, то не дойдут до вершины скалы, где предположительно находится образ. Как потом вспоминал Сергей Варченко, мимо загадочного лика Христа они проходили аж семь раз. И наконец... |
"Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъем давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел. Как выбрался на площадку — не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда", — вспоминает Сергей Варченко. |
Он обернулся и увидел на склоне скалы большой мужской портрет, размером почти с самого Сергея — около полутора метров в высоту. Этот образ Сергею был хорошо знаком, ведь его можно увидеть на иконе "Спас Нерукотворный": длинные волосы, плавные черты лица и пронзительный взгляд. Братья Варченко рассказали односельчанам об обнаруженном лике Христа. Но когда жители Нижнего Архыза в один из солнечных дней пришли к скале, то ничего не увидели. Оказывается, лик отчетливо проступает только утром или вечером. Через полтора года после этих событий загадочный отшельник Иван Ильич умер. Однако дом, в котором он жил, так и стоит в лесу. |
Место испытаний |
Конечно, как только лик Христа был явлен, к нему сразу же потянулись паломники. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов) был одним из первых, кто молился тогда перед этим образом. "Я в то время был студентом семинарии и прекрасно помню, как мы взбирались по опасному склону. Хватались за деревья, чтоб не упасть, и держали друг друга", — рассказывает архиерей. Свои первые впечатления от увиденного образа он отчетливо помнит и спустя 20 лет. Прежде всего его поразил пронзительный взгляд Спасителя. |
"Когда ты молишься перед этим ликом, то хорошо ощущаешь, что становишься перед Вечностью. Это удивительный взгляд, доброта, которая особенно ощущается здесь, в горах. Я ведь родился и вырос здесь. Горы — это всегда место испытаний не только для тебя самого, но для людей, находящихся рядом. Испытание на взаимовыручку и на готовность даже пожертвовать собой", — признается владыка в беседе с РИА Новости. |
Загадочный образ Спасителя находится в весьма труднодоступном месте, чуть ли не на самом краю отвесной скалы. И только недавно для безопасности паломников и туристов там сделали лестницу. |
"Точнее, это целый каскад лестниц. Но все равно дорога к лику Христа очень трудна. К середине пути даже у крепких мужчин появляется одышка. Но, что удивительно, к образу идут и старики и дети — они как-то умудряются находить в себе силы. Потому что в конце пути, когда ты видишь образ, пронзительный взгляд Спасителя, усталость улетучивается", — рассказывает корреспонденту РИА Новости православный журналист Александр Егорцев, неоднократно бывавший здесь. |
Мистификация художника? |
Возможно, многочисленных паломников влечет загадка происхождения образа. Есть даже поверье, что он был явлен чудесным образом. Однако специалисты уверены в его рукотворном происхождении. Вот только они ожесточенно спорят о времени создания. И некоторые зацепки у них есть. |
Летом 1888 года по архызским горам путешествовал известный художник и археолог Дмитрий Струков. На берегах Большого Зеленчука он случайным образом наткнулся на могильную плиту, изрезанную греческими буквами. Попытался прочесть надпись, не преуспел. Его коллега Всеволод Миллер, изучив плиту, пришел к выводу, что это древнеосетинский язык, для письменного варианта которого использовался греческий алфавит. |
Попутно Струков перерисовывал фрески древних храмов, построенных в Архызе в начале X века. И возможно, он и запечатлел лик на одной из скал, подражая древним художникам. |
"Может быть, там и был какой-то образ, а Струков его просто дорисовал. Во всяком случае, это изображение создано не так давно", — утверждает в беседе с РИА Новости сотрудница Нижне-Архызского музея Валентина Трифонова. |
Впрочем, у этой версии есть одно существенное но: путешествие художника по Кавказу подробно задокументировано и о наскальных рисунках нигде не упоминается. Вдобавок ученые сделали анализ краски архызского лика и поняли, что она гораздо старше времен, когда жил Струков. |
Однако именно найденная им могильная плита привлекла в Архыз исследователей, обнаруживших тут многочисленные погребения. А местный краевед Василий Сысоев выяснил, что часть здешних пещер имеет искусственное происхождение. Их выдолбили примерно в X веке — но для чего? |
Ориентир для караванов |
В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. И именно в долине реки Большой Зеленчук появляются храмы. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет. По их наличию ученые предположили, что именно здесь находился главный город древнего осетинского государства — Магас (или Маас). А в окрестностях, по всей видимости, селились греческие монахи. Именно они и могли оставить образ Христа на горе Мацешт. |
"Судя по стилю и технике написания, создатель образа был хорошо знаком с византийской иконописью, а возможно, был выходцем из Византии. Скорее всего, он жил в келье на склоне ущелья. Стена его жилища, возможно, обрушилась, и лик стал явлен. А может, это был домовый храм", — допускает владыка Феофилакт. |
Таких образов было очень много. Архиепископ отметил, что еще в первое посещение скалы с ликом Христа услышал от местных, что на одной из соседних гор скрыт похожий лик Богоматери. То есть в окрестностях древнего Магаса могла быть целая монашеская республика. |
Некоторые специалисты сомневаются, что здесь жили монахи. Во-первых, неподалеку проходил Великий шелковый путь, всегда оживленный. Кроме того, находившийся рядом город Магас, скорее всего, был гораздо крупнее, чем принято представлять. |
"Город был большой, занимал 63 гектара и по площади превосходил Древние Афины. И он стоял как раз на Великом шелковом пути из Константинополя в Китай", — отмечает археолог Сергей Кузнецов. |
Поэтому вполне возможно, что лик Христа иконописцы оставили на господствующей над зеленчукской долиной скале для невидимой защиты многочисленных караванов. А еще образ вполне мог служить ориентиром для путников. |
Возможно также, как считают некоторые краеведы, иконописцы создали икону в качестве оберега Магаса во время эпидемии чумы в XII-XIII веках. В пользу этой версии говорит тот факт, что лик Христа как раз обращен туда, где некогда был древний город. |
Так или иначе, несмотря на неустановленное точно до сих пор происхождение лика Христа, поток паломников и туристов к образу с каждым годом только возрастает. Видимо, в попытках разглядеть в глазах Спасителя ответ на великую тайну. |
Источник |