Священная Сейдомания
|
Взять хотя бы знаменитые карельские сейды. Слово это (есть вариации «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски означает «священный камень». А лопари переводили его как «божество»… Словом «сейды» обозначают здесь любые культовые камни, искусственные каменные пирамиды, ритуальные рукотворные туры из камней, реже из дерева. Современная наука относит появление сейдов к XI-XVI вв.; их во множестве обнаруживают в Скандинавии и на всем Русском Севере. В рукотворные сейды, по верованиям карельских саамов, вселяются души умерших, и этим душам не нравится, когда кто-либо нарушает их покой. Поэтому духов нужно задабривать. |
Поверья также гласят, что сейды могут придавать пролетающим над ними предметам магические свойства. Исходя из этого, охотники «изготовляли» заговоренные пули, выстреливая над сейдами в деревяшки; извлеченная из мишени пуля считалась магически «заряженной». Культ сейдов был общим для всей Лапландии, это одна из главных особенностей лопарской религии. |
На островах Беломорья у Кеми отмечается наибольшее скопление сейдов; тут можно увидеть целый пантеон каменных «божеств». Так, на острове Немецкий Кузов находятся сейды в виде отдельных валунов, поставленных на каменные «ножки». На верхней плоскости сейда часто устанавливалось несколько небольших камней, снизу размещали разноцветные мелкие камешки. По форме верхняя часть сейдов обычно отдаленно напоминает головы людей или животных; камни цилиндрической формы, поставленные впереди такого сейда, нередко напоминают руки. |
С сейдами в виде каменных скоплений в этой местности связана легенда об окаменевших немцах, которые хотели напасть в Соловецкий монастырь, попав на остров во время бури. Но саамское божество покарало их, превратив в камни… В основе легенды, как считают этнографы и историки, лежат попытки шведов (русские когда-то всех иностранцев звали немцами) напасть на обитель со стороны острова в XVII в. |
Возле сейдов устраивались ритуальные танцы, здесь просили богов о хорошей погоде и удаче в охоте и рыбной ловле, молили их не обижать души погибших соплеменников, особенно тех, кого поглотила морская пучина… К тем сейдам, которые располагались в недоступных местах, бросали камни, смоченные в крови принесенного в жертву животного. Женщинам к сейдам вообще подходить запрещалось. |
Один из первых исследователей сейдов, финский ученый Матиас Александер Кастрен полагал, что эти камни и сооружения играли роль своеобразных идолов, которые саами использовали для колдовства. Современные ученые считают, что древние обитатели карельской земли воспринимали одни сейды в качестве покровителей охоты (камни, похожие на животных), а другие (схожие с людьми) связывали с культом предков. Поклонение сейдам среди саамов продолжалось вплоть до начала ХХ века. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|