Все инопланетяне — братья?
|
|
15.05.2008 01:50
|
Андрей Яшлавский
|
|
Католикам разрешили верить в иные миры
|
|
|
Католическая церковь устами главного ватиканского астронома признала возможность существования инопланетян. Сенсация или прогресс? Как бы там ни было, традиционной по своей сущности религии понадобилось очень долгое время, чтобы признать, что и на других планетах может существовать жизнь.
|
|
“Инопланетянин — брат мой” — под таким революционным заголовком в ватиканской газете опубликовано интервью с главным астрономом Римско-католической церкви. Отец Хосе Габриэль Фюнес, возглавляющий обсерваторию Ватикана, сообщил, что допускает возможность существования жизни на других планетах и что в космосе могут обитать иные разумные существа, сотворенные Богом. По мнению 45-летнего священника, поиск инопланетной жизни не противоречит вере в Бога. Более того, Фюнес не исключает, что некоторые инопланетяне, если они существуют, могут быть свободны от первородного греха.
|
|
Отметим, что традиционно католическая церковь, особенно та ее часть, которая слишком буквально трактовала библейскую версию происхождения мира, неодобрительно относилась к идее существования внеземных миров.
|
Следует иметь в виду, что слова Фюнеса, несмотря на его положение и на то, что они появились в официальном ватиканском издании, это все-таки не есть до конца официальная точка зрения Святого престола.
|
|
Предыдущий глава обсерватории отец Джордж Койн, как говорят, был отправлен Папой в 2006 году в отставку во многом из-за позиции, которую астроном занимал в спорах об эволюции. Сам Бенедикт XVI является последовательным сторонником идеи “разумного замысла”, согласно которой жизнь создавалась и развивалась благодаря Творцу. Так что возникает вопрос, не выйдут ли высказывания Фюнеса об инопланетянах ему боком. С другой стороны, его выступление в прессе — проявление четкой тенденции проводимой Ватиканом политики. В последние годы Римско-католическая церковь пытается наводить мосты между религией и наукой, пытаясь доказать миру, что между верой в Бога и научным знанием противоречий нет. Более того, религия и наука нуждаются друг в друге (об этом, кстати, напрямую говорил в своем интервью и иезуит Фюнес). Показательно, что в будущем году католическая церковь устраивает конференцию, приуроченную к 200-летию автора теории эволюции Чарльза Дарвина.
|
|
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
|
|
Католический священник в Москве, отец Сергей Никуленко: “Как специалист в области космогоники и астрономии отец Фюнес вполне может высказывать свои соображения относительно существования жизни на других планетах. Если бы он не затронул богословского вопроса о первородном грехе, можно было бы принять его гипотезу. Католическая церковь никогда не высказывалась относительно этого вопроса. Как ученый-естественник отец Фюнес вправе строить любые гипотезы, но он не имеет права строить богословские концепции о существовании существ, которые якобы не впали в первородный грех. Право на такие гипотезы принадлежит только всей полноте католической церкви.
|
|
Священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС РПЦ:
|
|
Здесь сложно говорить от лица всей Церкви, столь частный, отвлеченный характер носит этот вопрос. То, что сказал главный астроном Ватикана, — это его личное мнение, которое может быть более или менее интересно, но которое не имеет никакого отношения к христианской догматике. Перед догматикой стоит вопрос о спасении души человеческой.
|
|
Я думаю, если мы спросим об этом серьезных богословов, как православных, так и католических, они разделятся. Одни скажут: существование внеземной жизни возможно, как же мы можем отрицать творческую силу Бога? Другие — что земная жизнь уникальна. Но это совершенно несущественный для Церкви вопрос, вопрос не науки даже, а простого праздного любопытства.
|
|
Раввин Зиновий Коган: “Господь — первопричина всего, что существует в микро- и макромире. Не стоит исключать, что существуют в иных мирах иные существа, подобные человеку. Евреи рассматривают первородный грех как одно из событий, которое позволило стать сотворенному Адаму человеком. Плод с древа познания, который сорвала Ева и дала вкусить Адаму, не будем забывать, даровал им возможность различения добра и зла. Инопланетяне, если они существуют, должны быть подобными нам. Плод, который вкусили с древа познания добра и зла первые люди, конечно же, метафора. Но метафора, полная глубокого смысла. Человек не может не совершать греха, это неотъемлемая суть человеческой природы. Поэтому я считаю, что иные живые существа, если они созданы Богом, также должны были вкусить плодов древа познания”.
|
|
Имам-хатыб Рушан-хазрат Аббясов: “Согласно Священному Корану Всевышний говорит о творении различных миров. Мы знаем мир людей, джиннов, растений и животных. Что-то, быть может, нам неизвестно. Творец может создать любые творения. Те миры, которые нам недоступны, могут быть заселены иными существами. 2-й стих 1-й суры Корана говорит: “Хвала Аллаху, Господу миров!”, подтверждая тем самым возможность существования иных цивилизаций. Что же касается того, впали инопланетяне в первородный грех или нет, то в исламе не существует понятия первородного греха. Более того, Коран учит, что если умирает младенец, то он попадает в рай, поскольку чист и безгрешен”.
|
|
Так получилось, что материал в ватиканской газете про инопланетян примерно совпал по времени с информацией, что британское министерство обороны впервые рассекретило архивные материалы о НЛО. Это документы (в основном описания неопознанных объектов, увиденных британцами), относящиеся к периоду с 1978-го до 1987 года. Автор одного сообщения, например, рассказал, что встретился с пришельцами в 1983 году в центральной Англии. По его словам, инопланетяне провели его на борт их корабля и спросили, сколько ему лет. Узнав, что ему 78, они ответили: “Ты можешь идти. Ты слишком старый и больной для наших целей”.
|
|
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/05/15/mk-daily/353134/
|