Магические кольца в мифологии
|
Со времени выхода в свет знаменитой эпической трилогии Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» и особенно после появления фильма-эпопеи в 2001-2003 годах, где этот магический предмет играл главную роль в судьбах героев, необычайно возрос интерес к волшебным кольцам. Но существовали ли они в действительности? Предания, легенды и эпос народов мира упоминают немало магических колец. Одно из самых знаменитых — кольцо Драупнир — принадлежало скандинавскому богу Одину. Материал изготовления — золото, а одним из волшебных качеств кольца являлась способность к «размножению». Однако «потомки» Драупнира подобными возможностями уже не обладали. Скандинавские саги рассказывали также о магическом кольце Свиагрис. Вкупе с золотым магическим шлемом оно было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Чёрного. |
![]() |
Ещё одним волшебным кольцом владел Овэйн, сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и, согласно валлийским источникам, один из рыцарей короля Артура. «Три Князя Битв было при дворе Артура, — сказано в валлийских легендах, — Кадур, ярл Корнуолла, Ланселот Озёрный и Овэйн, сын Уриена Рэгедского… Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьём, ни перед Стрелой, ни перед Мечом…». Кольцо Овэйна якобы обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот сжимал его в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в древнем манускрипте под названием «13 королевских реликвий Острова Британии…». Вещи эти якобы были получены от мага и барда Мирддина, сына Морврана. Мирддина позднее стали называть Мерлином. |
Заклинающие руны |
Люди, подобно легендарным героям, также желали обладать волшебными кольцами и поэтому пытались изготовить их сами. Верили, что кольцо, как круг и щит, символизирует защиту. Следовательно, оно может быть амулетом и будет защищать своего владельца. При изготовлении колец предпочтение отдавали металлу и драгоценным камням, а для украшения использовали эмаль, зернь, скань. Металл тщательно подбирался, о чём свидетельствуют находки комбинированных магических колец — серебряных со вставкой из меди. Не менее тщательно подбирался и камень для вставки. |
«Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее», — сообщает средневековый летописец Марбод Реннский (XII век). Но, разумеется, наши предки были не настолько глупы, чтобы полагать магические свойства камня достаточными для кольца. Другими словами, камень ещё не превращал кольцо в магический инструмент. Поэтому особое значение придавалось изображениям и особенно надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат сотни подобных средневековых украшений, имеющих «магическую» нагрузку. Среди них — кольца с заклинательными руническими надписями. Так, на агатовом кольце из Британского музея выгравирована руническая надпись-заклинание: Eruriufdol uriurithol wlestepotinol. Надпись переводу не поддаётся, но, по ряду мнений, она означает «кольцо силы, приносящее успех носителю». |
Там же, в Британском музее, хранятся ещё два кольца, изготовленные из металла: одно — из золота, а второе — из бронзы. На них также нанесены непереведённые рунические надписи. И, судя по всему, фраза не обязательно должна была быть осмысленной. Например, на известном ланкаширском магическом кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное — латиницей). Такой приём появился на северо-западе Европы после введения латинского алфавита. Цель смешения — сделать несущий руны текст понятным и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Чем меньше в надписи активных рун, тем чётче и направленнее их действие. Отсюда и идея — выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Такова и надпись на ланкаширском кольце (Aethred mec an Eanred тес agrof), которая сама по себе не имеет магического значения и переводится как «Этрэд владеет мною, Эанрэд сработал меня». |
«Духи» талисмана |
Обладали кольца волшебной силой или люди просто верили в то, что они такой силой обладают, — не суть важно. Удивительно то, как много замечательных легенд и сказок связано с этим незамысловатым предметом. Как правило, сюжет о кольце довольно прост: некий добрый, но простоватый парень (в русской сказке — Иван-дурак) тем или иным способом обретает волшебное кольцо, исполняющее желания, а в придачу к кольцу — преданных кота и собаку (в русской сказке — чаще волка или коня). Животные выручают хозяина изо всяких передряг, из которых самая неприятная — потеря кольца. Возможно, в образах собаки и кошки подразумевались некие «духи-хранители» кольца. Это предположение согласуется с распространённым представлением о том, что, будучи утерянными или выкраденными, кольца впоследствии возвращаются к хозяину при непосредственном участии «духов». |
Так, согласно арабской легенде, царь Соломон владел волшебным кольцом, подаренным ему архангелом Михаилом. Считалось, что это кольцо давало ему власть над всеми демонами. Оно было украшено драгоценным камнем с печатью и вырезанным там же мистическим словом «Шемхамфораш». Как-то раз, когда царь снял кольцо перед омовением, некая ведьма выкрала реликвию и выбросила в море. Через 40 дней Соломон обнаружил своё кольцо в желудке у рыбы, поданной ему на обед. Но это сказка, а есть и быль. |
Посмертный привет Франжипани |
Любопытную историю о «возвращении» кольца-талисмана поведал германский историк, профессор Генрих Тоде в 1896 году. Однажды, занимаясь в венецианской библиотеке, он читал «Историю Венеции» Романини. Неожиданно его отвлекли, предложив купить кольцо, принесённое крестьянином и найденное им в земле среди развалин замка Праты, близ города Порденоне. Кольцо было золотое, гладкое, АУГ-сбургской работы XVI века, с надписью, выполненной в готическом стиле: Mit Wyllen den eigen («С желанием только твоя»). Профессор купил кольцо, надел его на палец и вновь принялся за чтение Романини, где шла речь о нападении на Венецию в 1513 году армии германского императора Максимилиана под 'командованием кондотьера, графа Христофора Франжипани. И тут Тоде поразила мысль: если Франжипани занял, по словам Романини, Удине, и пошёл далее, то он вполне мог достигнуть Порденоне, а это значит, что кольцо могло принадлежать кому-то из немецких офицеров. Тогда Тоде стал рыться и в других источниках и вскоре напал на «Хронику Порденоне», где прочитал о взятии германцами города и последовавшем затем изгнании их венецианцами в 1514 году. В документах он нашёл и письмо одного немецкого офицера, попавшего в плен к венецианцам. |
В письме, в частности, говорилось, что у графа Франжипани в стычке убили лошадь и что, падая, он потерял драгоценное кольцо, которое считал талисманом. После потери кольца ему уже не везло. Венецианцы разбили его отряды наголову, взяли множество солдат в плен, а сам граф был тяжело ранен. Найдя, таким образом, собственника кольца, Тоде продолжал поиски и распутал-таки все нити этого романа. Оказалось, что и самого Франжипани венецианцы взяли в плен и заточили на острове Торчелло, в тюрьме герцогского дворца. Тоде узнал также, что кольцо вручила своему суженому красавица Аполония Ланг, сестра Матиаса Ланга, кардинала и советника императора Максимилиана. Не прошёл ещё медовый месяц, как Франжипани отправился в поход, взяв кольцо-талисман. |
Во время заточения мужа в Венеции Аполония писала ему нежные письма, и в одном из них от 21 марта 1515 года Тоде с восхищением прочёл: «Что касается до кольца, то, мой милый дорогой муж, я думала бы поручить ювелиру сделать его немного меньше старого (пропавшего), но с той же надписью, так как эти слова служат ответом на слова, находящиеся на другом кольце, присланном вами мне и которое я всегда храню». Самое удивительное в этом деле то, что бывшая тюрьма Торчелло находилась под той самой библиотекой, где занимался Тоде, когда ему принесли кольцо. В заточении Франжипани пробыл 1813 дней. Он был выпущен на свободу 6 января 1519 года. |
Журнал: Загадки истории №18, май 2019 года |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|