Жила колдунья в Кинешме
|
Кинешемец.RU поддерживает тесные дружеские отношения с городским художественно-историческим музеем. Однажды за чашкой чая сотрудники хранилища древности поведали корреспонденту необычную историю, которую недавно им удалось разузнать. |
- Мы обращались к жителям города с просьбой приносить в музей интересные вещи, документы и фотографии, которые могут пролить свет на какие-либо факты из жизни Кинешмы. Так к нам попала на первый взгляд ничем не примечательная фотография, сделанная, предположительно, во второй половине шестидесятых годов прошлого века. Необычным оказался лишь комментарий Зои Сизовой–Коноваловой - женщины, которая принесла этот снимок. Зоя Геннадьевна утверждала, что запечатлённая на фото старушка в платке — колдунья, - начала свой рассказ краевед-историк Наталья Рудольфовна Шепелева. |
Когда краеведы начали расспрашивать пожилых горожан, то оказалось, что многие эту бабушку знают и помнят. В своё время она была известной знахаркой, молва о ней разнеслась далеко за пределы деревни Загарье, где жила колдунья. |
Звали её Мария Владимировна Громова. Зоя Сизова-Коновалова долго жила в Загарье, была знакома с Громовой и дружила с ней. Фотография колдуньи хранилась в архиве её семьи. |
В 50х годах прошлого века в город переезжали жители из ближних и дальних деревень. Среди них встречались люди, владевшие секретами предков — знанием заговоров, примет и прочих народных мудростей. |
Мария Громова была колдуньей настоящей, знаменитой среди страждущих и помогавшей многим людям. Этой ведьме по силам было справиться с любой бедой и любой болезнью. Она правила кости, лечила животных, привораживала, накладывала проклятья и лечила от неизлечимых, с точки зрения врачей, болезней. В городе её помнят, но большинство из знакомцев боятся или стесняются рассказывать об этом. Ещё бы, неловко признаваться в том, что ты обращался со своими бедами за помощью к колдунье. |
Собственно, в Кинешме прошёл только последний год её жизни. Большую её часть она провела в деревне Загарье, куда вышла замуж за немолодого вдовца Громова с детьми. На протяжении ХХ столетия деревня то входила в состав Кинешемского уезда, то была включена в Заволжский район, затем снова перекочевала под кинешемскую юрисдикцию. К концу века населённый пункт покинул последний житель, и Загарье прекратило своё существование. |
Переселившаяся к мужу Марья поначалу напугала всю деревню, так как репутацию колдуньи она заслужила ещё «в девках». Но со временем всё утряслось — односельчане боятся ведьму не перестали, но как-то привыкли к её соседству. Мария Владимировна и от болезней лечила, и беду отводила. В радиусе 50 км она единственная могла оказывать людям помощь. Правда, с 60-х годов XIX века Кинешемское земство строило много сельских больниц и фельдшерских пунктов, но большинство местных и городских, и даже приезжих из самой Костромы предпочитали лечиться у знахарки. |
Марья была неграмотной, а искусству врачевания обучалась у своего отца, потомственного колдуна. Он жил в деревне Зоркино среди глухих лесов. Сейчас Зоркино относится к Островскому району Костромской области, но в позапрошлом, XIX веке, входило в состав Кинешемского уезда. Достоверно известно, что, не смотря на свои языческие занятия, колдун имел крестников - стало быть и сам был христианином, и, вероятно, и дочь свою Марию Владимировну, родившуюся в 1870 году, тоже окрестил. По рассказам соседей, отец Марьи занимался обычными для деревенских жителей занятиями - пахал землю, сеял, содержал скот, ремесленничал помаленьку. Но был он строг и нелюдим, постоянно прогонял любопытствующих от своего дома, добиваясь тишины и уединения, необходимых для основных занятий знахаря. |
Свою долгую жизнь — а прожил он более 100 лет - старик доживал в лесу. Поговаривают, что после замужества дочери он ушёл в чащу и пропал, в деревню так и не возвратился. |
Местные жители, охочие до грибов и ягод, бывало, встречали в этих местах ведьмака в белых одеждах. Сначала принимали за привидение, но после признали — колдун, как и раньше когда-то, ругаясь, гнал посторонних от своего дома, так и позже, шипя и ругаясь, защищал от нашествия приблудных в свой лес. А привидения не ругаются. |
И постепенно в те чащёбы, опасаясь порчи от колдуна, люди ходить перестали. Только в середине 20 века грибники и ягодники решились вернуться в эти места. Старика, охраняющего свой заповедный лес, уже больше никто не встречал. |
Превзошла ли Марья своего отца в знахарском искусстве, или нет, сегодня установить невозможно, так как людей, которых пользовал старый колдун, давно уже нет в живых. А вот рассказы про мастерство его дочери ещё можно услышать. |
Обращавшиеся за помощью к Марье Громовой вспоминают, что не успевали и рта раскрыть, а знахарка уже сама говорила, какая у человека беда. |
Однажды в конце войны один из соседей, работавший на перевозке леса, привёл к ней на лечение коня. Животное повредило ногу во время работы, да так, что ни один ветеринар не брался его вылечить. Приговор был один - на живодёрню! Ведьма осмотрела лошадиную ногу, подняла горсть земли, смяла её в ладони в комок, наложила на сустав и плотно прибинтовала. Конь сразу перестал хромать, а через три дня, когда повязку сняли, от раны не осталось и следа, как будто её и не было вовсе. И долго ещё жеребец возил дрова с лесосеки на склады Кинешмы. |
Однако не только добрыми делами запомнилась людям Марья Громова. Она могла помочь, а могла и навредить. Да и выслушать просьбу о помощи, соглашалась не от всякого. |
Местные вспоминают такой случай: пришла как-то к колдунье женщина из Пылаихи, от Загарья эта деревня километрах в одиннадцати будет. Шла она к ведьме за помощью и несла, чтобы отблагодарить за работу, куриные яйца. По дорогое присела отдохнуть. |
- А не многовато ли будет колдунье яиц? Отложу с десяточек, - подумала просительница. Так и сделала, спрятала часть поноски в ямку под пнём и отправилась дальше. |
В деревне, как только к Марьиному дому подошла, так знахарка сразу выскочила на крыльцо и стала гнать просительницу. |
- Иди, подобру-поздорову, не гневи. Да и яйца твои разбежались, - говорит. |
Отправилась баба домой ни с чем. По дороге стала искать, где отложенные яйца спрятала, а вокруг того пня со схроном цыплята бегают. От колдуньи жадность не скроешь. |
Соседей своих Ивановых Марья невзлюбила сразу же, как только переехала к мужу в Загарье. И с того самого времени перестали водиться в их доме деньги, и начались постоянные мелкие напасти — то корова раздоиться не может, то кошка с собакой начинают беситься, то непонятный треск и шум в комнате ночью раздаётся. |
Своё искусство Мария Владимировна передала со временем дочери Наталье, к ней и приехала в Кинешму умирать. Только молодая колдунья не надолго пережила старую, вскоре, вслед за матерью, тоже ушла из жизни. |
Похоронили Марию Громову в 1968 году на кладбище в Сокольниках. На её могиле установлен православный крест, к которому прикреплена керамическая табличка с фотографией покойной. Давно выцвел старый портрет, и надпись на керамике уже нельзя разобрать. Сохранились только глаза — взгляд женщины, знавшей про этот мир больше, чем обычно доступно людям. |
http://www.kineshemec.ru/novosti-goroda-raznoe/25313-v-kineshme-zhila-koldunya.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|