Тени богов. Об онтологическом смысле древних копий

Л. И. Акимова, А. Г. Кифишин

В 30-х годах нашего века сэр Леонард Вулли раскапывал Ур позднего времени. На окраине города стоял безымянный храм, так называемый Портовый, выстроенный правителем Синбалатсуикби. При исследовании его выявилось чрезвычайное явление. “Строитель нашего “Портового храма”, — пишет Л. Вулли, — …начал с рытья глубокого котлована. На дне его он разбил план храма и возвел стены соответственно на высоту более шести с половиной метров. Эти стены были тщательно оштукатурены и выбелены. Из обожженного кирпича были сложены столы для приношений, алтарь и пьедестал для статуи, в дверных проходах укрепили двери и накрыли все здание временной крышей… из стропил и циновок… Затем здесь, несомненно, совершили церемонию освящения здания перед установленной на пьедестале статуей бога. После этого крышу сняли, и все здание было засыпано песком… Когда же все было заполнено, на поверхности остался как бы наземный план храма… И тогда началась завершающая стадия строительства. Песок замостили обожженными кирпичами. На стенах, превратившихся теперь в фундамент, возвели новые стены. Если пропорции, указанные в древнем тексте, были соблюдены, стены достигали высоты восемнадцати метров. А на выступающих кирпичах, нагроможденных на нижние стены и алтарь, сложили в храме новые столы для приношений и новый алтарь. Это уже был храм, где люди поклонялись богу и совершали жертвоприношения. Его особая святость определялась тем, что храм был точной копией настоящего, недоступного для людей дома бога и зиждился на его стенах. Алтарь, на котором жрец совершал жертвоприношения, был особенно свят, ибо он составлял одно целое с алтарем, скрытым в подземном святилище”1. Это загадочное явление осталось без объяснений, но несомненно, что Портовый храм VII в. до н. э. следовал какой-то очень древней — и не только месопотамской — традиции. Два необъяснимо странных подземных сводчатых зала (один разрушенный) были открыты А. Эвансом под южным фасадом Кносского дворца2. В ряде зданий древней Эгеиды (например, в Полиохни на Лемносе) под полами были найдены тайники со священными вещами3, аналогичные открытым тем же Вулли в позднем Уре4. Такие тайники есть и в Кносском дворце (из одного происходят знаменитые статуэтки богинь со змеями), и в святилищах Феры ХVII в. до н. э.5 Их можно понимать как редуцированное изображение скрытого священного пространства, над которым возводится земное. Это явление известно и классической Греции. Так, Павсаний пишет о храме Афины со статуей работы Фидия, находившемся в пелопоннесской области Ахайя, в г. Пеллена. “Пелленцы говорят, что в глубине земли есть тайное святилище Афины, что этот тайник находится под основанием статуи…” (Paus. VII. 27. 1)6. Несомненно, мы имеем здесь дело с проблемой копии и подлинника, как ее понимали в древности. Приведенный Л. Вулли факт, помимо его уникальной натурности, замечателен тем, что позволяет глубже взглянуть на характер взаимоотношения исходного и воспроизведенного объектов. И в классических древних храмах часто было недоступное для непосвященных место — адитон7. Но урский нижний храм Синбалатсуикби вовсе выключен из культовой практики — он воплощен в материальном образе, но существует как идея. Без его наличия не смог бы быть создан и его земной копийный вариант. Кажется, здесь идет речь о земной копии подземного оригинала. Однако ближайшее рассмотрение последнего заставляет думать, что подземная структура мыслилась его создателями как подводная — ведь засыпали храм речным песком. Нижний храм-оригинал словно рождается из вод. Это еще больше приближает нас к идее творения мира, поскольку в месопотамской традиции, как и в других древних, мир предстает возникающим из Хаоса. По словам Библии, до начала творения “земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною” (Gen. I. 2). Но обычно в коcмогонии Хаос исключает наличие земли, он бесформенный и безличный водный океан, морская бездна — шумерское Абзу (abzu). Универсальным воплощением бездны является змей, морской дракон, гидра8. В древних мифах такую бездну побеждают космические силы, в основном солнечные боги. В Египте это Ра, одолевающий змея Апопи, в Вавилоне Мардук, борющийся с Тиамат, в Греции Аполлон, побеждающий Пифона, или Геракл, удушающий змей, или Кадм, убивающий дракона. Природа Хаоса в древних мифах не видна. Дельфийский Пифон явно мыслится существом мужского пола, равно как и египетский Апопи, но вавилонская Тиамат — женщина, аналогично греческим образам Хаоса — Химере, Медузе Горгоне, Лернейской Гидре. Свидетельства источников относительно рода Пифона путаны. По одним данным, новорожденный Аполлон убил “дракона”9, по другим — “дракониху”10. Явно выступает пара побежденных существ. Пара их фигурирует и в истории с новорожденным Гераклом11, хотя его драконы не имеют более точных характеристик. Пара змей действует и в случае с Лаокооном12. Это наводит на мысль, что Хаос изначально мыслился двуприродным существом — в нем соединялись не только все части будущего мира, но и два пола — мужской и женский. Космос возникает, когда живое тело Хаоса разделяется, когда мужская и женская части в нем разрезаются, отсекаются друг от друга. Происходит это таким образом, что женская часть первосущества, наделенная способностью воспроизводить себе подобных (т. е. копировать их жизненную суть), отсекает от себя неспособную к реконституции мужскую13. Разделенные части — активная женская и пассивная мужская — составляют основу жизни космоса, сопоставляясь с его светилами — Солнцем и Луной14 и с двумя важнейшими частями мира — небом и землей. В большинстве древних традиций первично нижней считалась женская, верхней — мужская половина (Мардук и Тиамат, Кронос и Рея и т. д.). Для нас примечательно, что эти две половины составляют основу космоса, что они становятся родителями всего сущего на земле. О том, что оригиналы хранятся в водном Хаосе, говорят поздние легенды. Так, статую Афродиты в Патрах (Ахайя) выловили сетями из моря (Paus. VII. 21. 4). Рыбаки из Мефимны на Лесбосе выловили так же из моря деревянную голову неизвестного бога. Когда дельфийская Пифия сообщила, что это голова Диониса Фаллена, жители Мефимны заказали с нее копию, отправив ее в Дельфы. Себе же они оставили оригинал, в честь которого учредили культ (Paus. Х. 19. 2). Нерукотворные образы позднее стали падать с неба, как, например, знаменитый троянский палладий, упавший по просьбе переселенца Ила прямо в центр будущей Трои15. Эти морские и небесные образы обычно отличаются андрогинизмом: богини предстают мужеподобными, а боги c женственными формами; в случае с Дионисом Фалленом образ представляет часть тела женского рода (голова по-гречески — Ѕ кецблЮ), исполненную в женском материале (оливковое дерево, посвященное Афине, явно асссоциируется с этой богиней16). Те и другие еще как бы “хаотичны” и сохраняют отзвук изначального нерасчлененного единства. О двуполом первосуществе помнил еще Платон. В диалоге “Пир” устами Аристомаха он говорит (Plat. Symp. 189 d-e): “Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского <…> Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов” (189 b-с). Боги решили покончить с бесчинством этих творений, и Зевс “стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском” (189 е). “И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь <…> Так они погибали” (191а-b). Тогда Зевс видоизменил рассеченные половины подобного Янусу первочеловека, так что установилось “оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы <…> рождались дети и продолжался род” (191 d)17. Конечно, речь здесь идет не о третьем роде людей, а о первобытном состоянии мира, который, будучи разделенным на две половины, продолжает стремиться к Эроту — к своей изначально сущей, но теперь уже “космической” целостности. Репродуктивная, “копийная” мощь изначально принадлежит женщине. Творцом человечества в древних традициях обычно выступает богиня-мать вроде шумерской Гатумдуг или Нинмах, которая лепит людей из воды (слюны, замешанной на крови убитого лунного бога Кингу) и земли (глины)18. В поздних мифах первосущество типа греческой Химеры или Медузы Горгоны погибает от руки мужчины, который вроде бы должен стать творцом миропорядка (Персей), но этот герой снаряжается на подвиг богиней-женщиной (Афиной), знающей тайну Горгоны Медузы, в конечном счете побеждает она, и ей отдает Персей голову Медузы, которой та украшает свой щит-эгиду (Apollod. II. 4. 3). Равным образом, когда функция демиурга отойдет к мужчине (Прометей или Гефест у греков), душу в сотворенное тело будет вкладывать женщина (Афина)19. Широко распространенный в античности миф о Медузе Горгоне замечателен не только прозрачной сменой ролей между субъектом и объектом космогенеза. Важно, что из крови обезглавленной Горгоны-женщины рождаются мужские существа — великан Златомеч и крылатый конь Пегас (Apollod. II. 4. 2). Золотой меч (Хрисаор) был бы совсем непонятен, если бы мы не знали о жертвенной гибели Хаоса ради становления космоса. Этот персонаж олицетворяет орудие, которым осуществлено приношение жертвы. Память о нем никогда не исчезала в культуре. Вот несколько примеров. Шумерский правитель Гудеа говорит о своей богине-супруге Гатумдуг: “Ты меч мой, стоящий у правой моей стороны”20. У многих народов с традиционным укладом меч клали в первую брачную ночь между супругами в знак их разделенности, космичности21. Когда же брачные порядки нарушались, как в истории Адмета и Алкесты, на супружеском ложе являлся клубок змей (Apollod. I. 9. 15 ). По смерти героя первым делом бросали в море его меч — он возвращался в первостихию для нового слияния со своей ритуальной супругой и для нового от нее отделения (история Батрадза в нартском эпосe)22. Но простое воспроизведение мужского существа невозможно. Мужчина вступает в брак с супругой как отец, а после того возрождается как сын. В этом загадка древней фигуры сына-супруга, модель которого в древности воспроизводит каждый мужской персонаж23. Мать постоянно рождает и возрождает, она ритуально бессмертна, супруг же ее, периодически зачиная в ней жизнь, умирает. В глубокой архаике его могли устранять после совершения “священного брака”, в дальнейшем — подвергать кастрации или тождественному ей ослеплению24. Обычай, практикуемый галлами, паредрами Великой Матери (Кибелы), дожил в античности до конца римских времен. На Древнем Востоке, и особенно в малоазийском Пессинунте и Фригии, чистоту ритуала блюли особенно строго. Каждый год в день весеннего равноденствия старый отец (Папас=Аттис) приносился в жертву ради своего возрождения в сыне25. Таковы в общем виде мифоритуальные предпосылки создания копий. Они были связаны с процессом космогенеза и антропогенеза — переходом от небытия к бытию, от Хаоса к Космосу, от смерти к жизни. На практике первые копийные опыты связаны почти исключительно с погребальным обрядом, дата возникновения которого как минимум 100 тыс. лет до н. э.26 На ранней стадии они предполагали обязательное наличие элементов подлинника — органической материи (ср.: материя / мать) воспроизводимого объекта. Еще в верхнем палеолите создавали т. н. “натуральные макеты”27. Чтобы продлить жизнь умершему (тотему), его череп дополняли выполненным из глины туловищем, на которое, очевидно, набрасывали шкуру. Затем, уже на уровне Иерихона, одного из древнейших в мире городов (с IХ тыс. до н. э.), черепа стали обмазывать глиной и пластически их моделировать, выполняя первые “портреты”28. “Натуральный макет” скрылся под художественной оболочкой; такой метод практиковался еще в Чатал-Гююке в VII тыс. до н. э.29 Затем элемент органики стал постепенно исчезать, и появилось “чистое” искусство. Оно встало, буквально, рядом со смертью — рукотворно созданный образ рядом с нерукотворной, но мертвой материей тела. Комбинация естественных и искусственных частей заменилась наличием двух параллельных фигур: покойник, все части тела которого были в наличии и сохранены (в Египте даже с оболочкой — кожей в мумиях), а рядом с ним его искусственно созданный дубликат — его копия. Часто ею был выполненный из твердых, вечных материалов его портрет, который отправлялся в могилу вместе с бренным телом. Так было еще на рубеже нашей эры, о чем свидетельствует роспись Керченского саркофага из Эрмитажа30: внутри, рядом с покойником, в ней представлен художник перед мольбертом, который восковыми красками пишет портреты — нетленные образы смертных людей. Вероятно, это не значит, что в саркофаге похоронен художник, — искусство, создание вечной копии, есть гарантия бессмертия человека: ars longa, vita brevis. По отношению к образу тело покойного играло роль оригинала, но мы уже говорили, что это был земной, зримый оригинал, который сам являлся копией невидимого потустороннего образца (супруги-матери, исходной близнечной половины). Далее совершается еще большее расхождение между натуральным объектом и его идеальным образом. Они начинают мыслиться существующими в мире ином уже не паралелльно, рядоположенно, как в египетской камере — вот стоит саркофаг с телом, а вот в нише статуя с портретными чертами. Они выстраиваются в вертикальной иерархии — друг над другом31. Это программно представлено уже в кикладских идолах, где маленькая фигурка появляется на плечах большой32: дитя вырастает из родителя, как в мифах Афина из головы Зевса33. Следующий шаг — это отрыв новорожденного от родителя и выход его в земное пространство. Наиболее зримо он совершается в греческой геометрике IХ–VIII вв. до н. э. Над погребальной урной с прахом появляется урна-надгробие, храм и алтарь34. Громадная копия, воспроизводящая модель человеческого тела, выходит из могилы, порывая с потусторонней сферой и, главное, сo своим оригиналом. Она еще маркирует могилу как место смерти (пребывания супруги-матери) и стоит в некрополе. Однако совершается еще один шаг — и надгробная статуя сходит со своего места, закрепленного за ней тысячелетней традицией, и идет в святилище, на рыночную площадь и в другие сакральные локусы. Копия отрывается от объекта-близнеца, от времени и места погребения, она утрачивает связь с конкретным жертвенником, становится памятником и переходит в живой мир. Один из ярких примеров — судьба “тиранноубийц” Гармодия и Аристогитона (кон. VI в. до н. э.). Павшие от руки сына Писистрата Гиппия, они были похоронены по дороге из Афин в Академию (Paus. I. 29. 15), а две разновременные группы с их изображением, работы Антенора, с одной стороны, и Крития и Несиота, с другой, стояли на почетном месте близ большого толоса в центре города (Paus. I. 8. 5 ). С той поры в Греции начался широчайший и неизвестный более в таких масштабах в древности процесс сотворения прижизненных копий реальных, могущих их видеть людей, причем сами эти смертные (по-прежнему в подавлющем числе мужчины — герои, атлеты, воины, носители арете и софросюне) по отношению к их памятникам-копиям уже могли рассматриваться как оригиналы. Видят свои памятники и боги, готовые теперь судить о их достоверности. Так Зевс подтвердил по просьбе Фидия, что созданная мастером его статуя в Олимпии верно воспроизводит образец (Paus. V. 11. 4)35. Но вместе с тем выход копий из потустороннего в реальный мир и память о генезисе оригинала как метафизической сущности перевернуло их отношения: вечная копия стала рассматриваться не просто как мертвый памятник, а как оригинал. Смертный же объект копирования, реальный человек, с его тленной природой, воспринимался теперь как недолговечная копия своего художественного образца36. Синтез таких представлений можно видеть в теории эйдосов у Платона (“Федр”), где все сущее на земле считается эманацией-копиями бессмертных “идей”. Это, если можно так выразиться, чисто патриархальный взгляд на проблему, когда древнейшая доминанта женского в космогенезе стала уступать место мужскому. Этот процесс начался давно (он отмечен уже в IV тыс. до н. э.), но в классических мифологиях разных народов широко реализовался позднее. Ритуал полностью сохранил свой смысл, но предстал в зеркальном (перевернутом) виде. Первомир стал изображаться не двуполым Хаосом или, по крайней мере, мужским существом (например, Пифоном или египетским Апопи), а женским чудовищем типа вавилонской Тиамат или греческих Медузы Горгоны и Химеры. Не женская половина первосущества стала теперь отсекать от себя мужскую, а мужская женскую (Персей и Медуза Горгона, Беллерофонт и Химера, Геракл и Гидра, Кадм и Аресов дракон и т. д.). Функция рожениц перешла к мужчинам: Зевс рождает из головы Афину (Apollod. I. 3. 6)37, из бедра — Диониса (Hes. Theog. 940–942; Eurip. Bacch. 88–98, 286–297, 940–942)38, Арес рождает дитя от мертвой Аэропы (Paus. VIII. 44. 7), нартский Хамыц в осетинском эпосе рождает сына Батрадза из спины (лопатки)39, а бог Уастырджи — дочь Сатану от мертвой Дзерассы40, Адам (руками Бога) из ребра создает Еву в Библии (Gen. II. 21–22)41. Соответственно подводное (подземное) начало стал представлять мужчина-бог: у греков Аид, Посейдон, Океан, Нерей, Понт, у нартов владыка вод Донбеттыр или его ипостась Гатаг и др., у египтян Озирис. Творцами мира стали мужчины-демиурги: греческий Прометей и Гефест, Бог в Библии, творец этрусков, Тот в Египте. Реальные художники теперь — исключительно мужчины. Среди тысяч сохранившихся имен греческих мастеров нет ни одного женского. Но наследие архаической ритуальной традиции очевидно в том, что эти демиурги еще очень долго продолжают увековечивать свою собственную, смертную мужскую суть и лишь постепенно, медленно переходят к женскому образу. Об этом свидетельствует прежде всего очевидная доминанта мужского образа в древней художественной традиции. Важнейшим свойством копий оставалось их жизнеподобие, о чем свидетельствуют античные эпиграммы42: в них влюблялись, по ним страдали и мучились, их судили и ненавидели, как живых людей. В европейском искусстве, продолжившем именно эту концепцию древности, появляются странные метаморфозы взаимоотношений копий и подлиников. Страсть, внушаемая памятниками-копиями живым людям, в древности благотворная (ср. миф о Лаодамии, которой погибшего в Трое мужа Протесилая заменила статуя43, миф о любви Пигмалиона к статуе Афродиты44 и др.), в романтических новеллах носит пагубный характер. Трагическое срастание копии с подлинником в “Портрете” Н. В. Гоголя приводит к разрушению самого творца, а в “Портрете Дориана Грея” О. Уайлда копия отдает оригиналу свое свойство вечности: никому не видимый портрет стареет, а Дориан Грей остается прекрасным и молодым. Но во всех случаях, как древних, так и новоевропейских, несмотря на предельное — часто роковое — сближение, человек и вещь принадлежат к противоположным мирам: человек к физическому, а вещь к метафизическому, что и обнаруживает в последней черты оригинала. Каждая живая сущность имеет своего двойника в метафизическом мире — подводном-подземном или надземном, небесном. Верховный отец и подводно-подземная мать — архетипы всех людей соответственно мужского и женского пола. Встреча “близнецов” в этой жизни невозможна. Она совершается лишь на рубеже — переходе от жизни к смерти и наоборот45. По народным поверьям, она осуществима лишь в новогодний праздник, когда в полночь, взяв зеркало или его праобраз сосуд с водой, человек может в нем увидеть свой оригинал, который есть не что иное как его ритуальная пара — “суженый-ряженый”46. В древности гадали и вопрошали оракул только мужчины47, и лишь с появлением патриархата, “власти отца”, полюса ритуала перевернулись. С тех пор вплоть до наших дней в народе гадают о женихах главным образом девушки. Но все же классический миф о копии — миф о Нарциссе48 — позволяет видеть ее изначальную суть. Нарцисс, бог-цветок очень древнего, критского типа, залюбовался своим отражением в воде — настолько, что не мог от нее отойти и умер. Зеркальное тождество образов — реального, т. е. копийного, и отраженного, т. е. оригинала, кажется странным для древности. И действительно, идея грозящей смертью самовлюбленности — самая поздняя в этой истории. Сохранились гораздо более древние версии мифа, согласно которым Нарцисс видит в воде не свое лицо, а лицо прекрасной, до малейших особенностей повторяющей его женщины, якобы ранее умершей “сестры-близнеца” (Paus. IХ. 31. 6). Он умирает, будучи не в силах преодолеть стремление к своей половине, к своему оригиналу. Закономернo существование древнего мифа о “превращении” Нарцисса не на берегу, а в воде49. Миф о Нарциссе наделяет отношения оригинала и копии свойством зеркальности. “Зеркальны” были имена двух изначальных родителей мира: Янус-Яна, Либер-Либера, Дий-Дия, Турмс-Туран, Геракл-Гера, Гермес-Гермиона, Авгий-Авга, Бримос-Бримо. Зеркально было их отношение друг к другу. Разделяемые уровнем земли, они являли собой антитетические образы50. В вавилонском эпосе “Энума элиш” праматерь мира Тиамат (dtiamtu ‘море’), создавая свое войско из 11 чудовищ, тут же творит их невидимые небесные подобия51. В свое время Л. Богаевский писал о двух сосудах — земли и неба, опрокинутых друг на друга вместилищами и образующих в представлении греков шаровидное тело космоса52. Эта мысль воплощалась в конкретном обряде. Так, в курганах, в частности, в знаменитом Майкопском (III тыс. до н. э.), земля, в которой погребены умершие, и курганная насыпь зеркально отражают структуру друг друга: курган состоит из слоя чернозема, накрытого суглинком, а затем глиной. Эти же слои уходят в землю в обратном порядке53. Не случайно фольклор и миф, и обрядовая практика свидетельствуют о понимании иного мира как “перевернутого” по отношению к земному. В нем все то же, только наоборот. Два мира разделены друг от друга зеркалом54. Смотрение в зеркало — это ритуал перехода, необходимый для вызова ритуального партнера, для воссоединения и брака55. Вот почему зеркало так широко фигурирует для мертвых в погребальном обряде, для живых — в новогоднем ритуале. Образ метафизического двойника, “оригинала” отжившей его “копии”, необходим именно в критические моменты бытия. Это знак и смерти и спасения56. Умирающая “копия”, вызывая образ “близнеца”, на краткий миг воссоединяется с ним — происходит разрушение границ, встреча разных миров, момент взаиморастворения, аморфности, платоновского “срастания” двух изначальных половин. Этот брак завершается зачатием новой жизни, родами, которые знаменуют разделение “матери” и возрожденного — “дитя”. Момент разделения — это и есть “жертва”, создание “космизма”, ухода новой “копии” в земной мир, а “оригинала” в мир метафизический. С течением времени, когда в свою очередь стали дифференцироваться тело и душа и за первым закрепилась семантика низа, а за второй — верха, с оригиналом стали связывать душу, а с копией тело. Эта позиция первое четкое выражение нашла у Платона. Устами Диотимы в “Пире” он утверждает: “Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело, <…> обращаются больше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно <…> беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те из мастеров, которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и прекрасное — это разуметь, как управлять государством и домом, и называется это уменье рассудительностью и справедливостью” (Plat. Symp. 208 е — 209 а). Одним из “родителей” платоновского типа, “управляющих государством и домом”, был, вне сомнения, император Адриан. Он пытался представить на своей вилле в Тибуре образ метафизического мира. “Свою Тибуртинскую виллу, — писал его биограф Спартиан, — он устроил удивительным образом: отдельным ее частям он дал наиболее славные названия провинций и местностей, например, Ликей, Академия, Пританей, Каноп, Расписная галерея, Темпейская долина. И чтобы ничего не пропустить, он сделал там даже подземное царство” (SHA. I. 26. 5)57. Это была экстраординарная для древности попытка овеществить оригинал — невидимый и незримый — через сумму копий разных достопримечательных мест, которые император объездил за свою жизнь. Спрессовав на единой вилле образы разных стран древности, Адриан лишил их собственной истории, собственного времени, собственной души. Он создал новую реальность, своего рода мавзолей и одновременно музей, в котором хранились копии копий, тени теней. С концептуальной стороны — как бы бескровная эклектика, но на деле воплощение идеи первообраза. Этот странный и единственный в своем роде лик оригинала был вызван “из иного мира” не для союза со смертным человеком, а лишь с его душой. Сохранившиеся стихи Адриана говорят, что в этом всемирном музее теней тело оставалось неподвижным, путешествовала лишь душа: Animula vagula blandula, Hostes comesque corporis, Qua nunc abibis in loca? Palidula, rigida, nudula, Yec, ut soles, apis joces (SHA. I. 25. 9)58. Вилла представляла собой некий универсум. В центре ее был подводный мир — его представлял замысловатый, крайне изощренный Морской театр59, а одним из главных элементов комплекса был Каноп, уставленный знаменитыми копиями античных статуй60, от эфесских Амазонок до Кариатид Эрехтейона. Принцип зеркала здесь был исключительно важен: копии смотрелись сквозь водную гладь, где умозрительно хранились их никому невидимые оригиналы, а мысль о трансформации, о соединении половин, о ритуале перехода явственно сквозит как в отраженном в Канопе образе пути, так и в повторении той же идеи в Мавзолее Адриана61. К нему вел мост, уставленный золочеными статуями, замененными в ХVII в. золочеными же статуями Бернини. Мост и есть воплощенный путь, а стоящие на нем золотые, т. е. потусторонние, претерпевающие смерть образы — отражаются. Они двоятся, у них есть пара, они несут идею нового рождения. То, что так буквально было воплощено в Портовом урском храме Синбалатсуикби, здесь, спустя почти тысячелетие, нашло свой логический для древности конец. Очевидно, у виллы были специальные подземные субструкции, наводившие на мысль о “тайном святилище”, но идеально его представляла водная гладь, являющая образы двойников, “оригиналов”, вызываемых из небытия для новой регенерации мира. На латыни copia значит богатство, изобилие, умножение жизненной силы всех существующих в мире вещей. Поэтому неудивительно, почему древний мир был так привержен к созданию копий. Более того, представление о “зеркальном” строении мира у древних, основанное на соответствии “подлинников” и “копий”, легло в основу метафорического (т. е. образного) мышления62. Примечания 1 Вулли Ч. Л. Ур халдеев. Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. М., 1961. С. 235. 2 Evans A. The Palace of Minos at Knossos. Vol. I. L., 1921. P. 103 f., Fig. 74. Первый “гипогей”, как назвал его А. Эванс, считавший сооружение “подземным южным входом более древнего здания”, находился на глубине 15 м от поверхности земли. Второй был локализован под юго-восточным углом дворца (Ibid. P. 106). 3 Bernabт-Brea L. A Gold Treasure Comparable with the “Great Treasure” of Troy: A Remarkable Discovery from a 4500-Year-Old Site on the Isle of Lemnos // Illustrated London News, 1957, № 6165, August 3. P. 197–199. 4 Вулли Ч. Л. Указ. соч. С. 211. 5 Marinatos S. Excavations at Thera V. Athens, 1972. P. 13 f. Pl. 5. 6 То же было и в Греции. Описывая храм Палемона в святилище Посейдона в Коринфе, Павсаний замечает: “Есть тут и другое святилище, называемое Адитон (Святое святых, недоступное); в него ведет подземный ход и говорят, что тут сокрыт в своей могиле Палемон…” (Paus. II. 2. 1). К тому же роду “темниц” или “гробниц” относится аргосский “подземный дом, а в нем медный покой, который некогда Акрисий выстроил для того, чтобы держать там в заключении свою дочь (Данаю)…” (Paus. II. 23. 7). Рядом с “домом Данаи” располагался храм Диониса Критского, при перестройке которого под фундаментами был найден “гроб Ариадны” (Paus. II. 23. 8). Аналогичным образом под Троном Аполлона Амиклейского в Спарте находился жертвенник убитого им Гиакинфа (Paus. III. 19. 3). Статуя Асклепия и его трон в Эпидавре были сооружены над колодцем (Paus. V. 11. 5). Обобщавший греческие архитектурные теории Витрувий считал, что городскую стену следует возводить на такую же высоту, на какую глубину эта стена уходит под землю (Vitruv. II, praef.). 7 Можно считать, что в известном смысле недоступная для непосвященных часть греческого храма, адитон, и моделировал собой “тайное святилище” (шумерское иљ-hal), вынося его из-под земли в наружный мир, но сохраняя если не его недоступность, то, во всяком случае, ограниченность доступа для посещающих. В шумеро-вавилонском храме такую роль играла “кумми”, “святая святых” — см.: Кифишин А. Г. Введение в храм. Опыт реконструкции шумеро-вавилонского мифоритуала // Введение в храм. Под ред. Л. И. Акимовой. М., 1998. С. 33 сл. Иногда весь храм играл роль “тайного святилища”, внутренность которого была закрыта для всех, и только раз в году, в особый ритуальный день, такие храмы открывались. К их числу относился, например, храм Диониса в Лимнах (Болотах) в Аттике. Вынос наружу подземной конструкции переводил “вертикальную” схему объединения “копии” и “подлинника” в “горизонтальную”. Так, о существовании ритуальной бинарной стуктуры говорит планировка Вавилона по берегам Евфрата и четкое разделение в нем двух частей, северной и южной (Herod. I. 180–181: “Город же состоит из двух частей. Через него протекает река по имени Евфрат <…> / В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец <…> ; в другой — святилище Зевса Бела <…> ”). Противопоставление “низа” и “верха” перешло затем и в структуру современного города (ср. West Еnd и East Еnd в Лондоне и др.). Это ощутимо уже в древности, в планировке того же египетского Лабиринта, в котором, помимо выделения подземной и надземной частей, в самой надземной была проведена та же зеркальная симметрия: “В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу” (Herod. II. 148); вода же, проведенная в Меридово озеро, “шесть месяцев <…> течет в озеро, шесть месяцев — обратно в Нил” (Herod. II. 149). Возможно, в древности некогда было правилом возводить над землей аналогичное подземному пространство. Так, сильные следы ритуала ощутимы в структуре сооружений Египта. Лабиринт, стоявший на берегу Меридова озера, состоял из двух родов помещений: “одни подземные, другие над землею, числом 3 000, именно по 1 500 тех и других” (Herod. II. 148). Само озеро представляло собой искусственный водоем, соединенный каналом с Нилом. Оно было отмечено аналогичными характеристиками: “Почти что посредине озера стоят две пирамиды, возвышающиеся на 50 оргий над водой; такой же глубины и их подводная часть. Рядом с каждой пирамидой поставлена колоссальная каменная статуя, восседающая на троне” (Herod. II. 149). Примеры можно было бы умножить, но материал с данной точки зрения пока не изучен. 8 Вопрос основательно исследован в работе: Fontenrose J. Python. A Study of Delphic Myth and its Origins. Berkeley, Los Angeles, 1959. 9 Strab. IX. 422. Отчасти этот аспект рассмотрен в нашей работе: Аполлон и сирены в дельфийском святилище // Балканские чтения — 5. М., 1998 (в печати). 10 Hom. Hymn. Apoll. Pyth. 300. Cf. Fontenrose J. Op. cit. (note 8). P. 373 f. (борьба с драконьей четой). 11 См. изобразительный материал: LIMC IV, 2, 1988, Herakles 1598, 1600, 1603, 1606, 1607, 1607, 1613, 1628, 1647, 1651 etc. 12 Лаокоона губят также две змеи, с женскими именами (Перибоя и Курифин или Харибоя и Поркис), приплывшие с о. Тенедоса и укрывшиеся затем в храме Афины — явно олицетворения этой богини, девы-матери). См.: Verg. Aen. II. 40–56, 199–233. 13 Эта концепция более полно изложена нами в других работах: Гермес // Юный художник, 1995, № 10. С. 23–25; см. также статьи Л. И. Акимовой: Встреча взглядов на аттических надгробиях // Таманский рельеф. Под ред. Е. А. Савостиной и Э. Зимон. М., 1998 (в печати); Троянский мир в античной мифоритуальной традиции // Акимова Л. И., Толстиков В. П., Трейстер М. Ю. Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Каталог выставки. М., Милан, 1996. С. 241–280. 14 Нередко в представлении древних, как, например, у Платона, Луна выступала “светилом Хаоса”, являясь андрогином: Plat. Symp. 190 b: “А было этих полов (у первосуществ — Л. А., А. К.) три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский — от Земли, а совмещавший оба эти — от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала”. 14 Произошло это следующим образом: “Ил основал здесь город и, назвав его Илионом, взмолился Зевсу, чтобы тот явил ему некое знамение. На следующий день он увидел лежащий перед палаткой Палладий, который упал с неба. Этот Палладий, величиной с три локтя, представлял собой фигуру, стоящую на сомкнутых ногах. В правой руке фигура держала копье, в левой — прялку и веретено” (Apollod. III. 12. 3). Ср. также историю в Кадмее: “ <…> вместе с молнией, упавшей с неба на чертог Семелы, упал с неба и деревянный чурбан. Полидор же, по их словам, отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом” (Paus. IХ. 12. 3). 15 Фаллическая голова Диониса, как говорит о том уже его имя, соотносится с оливой-Афиной, ритуальную пару которых можно найти, например, в праздничном календаре Афин (Акимова Л. И., Кифишин А. Г. О мифоритуальном смысле зонтика // Этруски и Средиземноморье. Язык. Археология. Искусство. Материалы международного коллоквиума 9–11 апреля 1990 г. М., ГМИИ им. А. С. Пушкина (Випперовские чтения — 23). Под ред. Л. И. Акимовой. М., 1994. С. 199 сл.). Палладий же представляет собой изображение принесенного в жертву существа — в более ранней версии мифа, крылатого козлоподобного гиганта Палланта, в более поздней — смертного дубликата Афины, дочери Тритона по имени Паллада (Apollod. III. 12. 3). Паллант был убит Афиной из-за брачных притязаний к ней. Характерно, что с Палладием связываются жертвы сескуальных насилий, сопоставимые с процессом расчленения женско-мужского существа на две половины. Кроме истории Паллады-Палланта, замечательна легенда о низвержении Палладия (вместе с Ате) на землю, когда он был осквернен бежавшей от насилия Электрой, супругой Дардана. Самая выдающаяся история связана с осквернением Палладия Аяксом из Локр, который подверг насилию прибегшую к нему дочь Приама Кассандру, за что его город был проклят на тысячу лет. 17 Донесенная Платоном традиция была известна на Востоке, как о том свидетельствует “История Вавилонии” (Вбвхлюнйбкб) Бероса. В начале своего труда ученый жрец вавилонского храма Эсагила повествует о правремени, когда весь мир находился в “темном и водном пространстве” и самозачинающиеся твари (фесбюуз) создавали живых существ. Среди них были два вида людей, первый из которых представлял собой композитные существа: “людей двукрылых” (Pнисюрпхт гNс дйрфcспхт геннзиyнбй), “таких же четверокрылых и с двумя лицами” (dнЯпхт дc кбr фефсбрфЭспхт кбr дйрспуюрпхт), “таких же пралюдей с одним телом и двумя головами, мужской и женской” (dнЯпхт дc кбr у§мб мcн hчпнфбт fн, Pндсе йбн фе кбr гхнбйкеЯбн), “таких же пралюдей с двумя полами, мужского и женского” (dнЯпхт дc кбr бkдпsб дc дйууN, Rссен кбr иyлб). Владычицей всех сотворенных существ была богиня-чудище Оморка (EПмьскб,?Marbkaye, позднее превратившаяся в Мардука) — греческая ИЬлбууб ‘море’, вавилонская dtiamtu ‘море’. См.: Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker, Teil III (C). Bd. I (№ 608 a —708). Leiden, 1958. S. 370–372. 18 Cм.: An-Anum II, 109–110 (Litke R. A Reconstruction of Assyro-Babylonian God-List: AN: dA-nu-um and AN: Anu љa ameli. Diss. of Yale University, 1958); Cyl. B Gudea, XI 4, 10–11 (cм. перевод в книге: Введение в храм (прим. 7) ; Atrachasis I, 234, 256–259. 19 LIMC VII, 2, 1994, Prometheus 101, 102, 104, 105. 20 Cyl. A Gudea III, 11: giљgнr2-gal-mu-me zag-mu mu-ъs2. 21 Один из примеров этого распространенного обряда фигурирует в нартском эпосе, сохранившемся в той или иной мере у всех кавказских народов. Нартский эпос очень архаичен и дает множественные параллели мифам и ритуалам народов классической древности. Пример таков: герой Ахсартаг кладет меч между собой и Дзерассой, молодой супругой своего брата-близнеца Ахсара, за которого женщина и принимает своего деверя. “Чтоб во сне невзначай ее не коснуться, / Положил он свой меч между ней и собой” // Нартские сказания. Осетинский народный эпос. Перевод В. Дынник под ред. Н. Тихонова и др. М., 1948. С. 13. И хотя здесь обряд уже переосмыслен: мужа Дзерассы заменяет его “брат-близнец”, тем не менее ситуация предупреждения “хаотического” брака очень прозрачна. 22 Шанаев Г. Из осетинских сказаний о Нартах. Нартовские сказания // Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VII. Тифлис, 1873, раздел II. С. 21; Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Исследования по фольклору и мифологии Востока). М., 1976. С. 256. 23 Акимова Л. И. Троянский мир (прим. 13). С. 245 сл. 24 Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. Л., 1936. С. 65 сл. 25 См.: Акимова Л. И. Троянский мир (прим. 13). С. 266. 26 Смирнов Ю. А. Мустьерские погребения Евразии. Возникновение погребальной практики и основы тафологии. М., 1991; он же. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М., 1997. С. 3, прим. 2, 3 на с. 83. 27 Столяр А. Д. “Натуральное творчество” неандертальцев как основа генезиса искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971; он же. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (к постановке проблемы) // Ранние формы искусства. Сост. С. Ю. Неклюдов, отв. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1972. С. 48 сл. 28 Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. 2nd ed. L., 1965. P. 52 f.; Mellink M. und J. Filip. Frьhe Stufen der Kunst (Propylдen Kunstgeschichte, Bd. 13). Berlin, 1975. S. 195, Abb. 112 (ок. 7000 лет до н. э., из Иерихона. Амман, Иорданский археологический музей). Любопытно, что в то же время, параллельно, существовали и маски, воспроизводящие человеческий череп с зубами. Ср. Ibid., S. 195, Taf. XIX (из Иордании. Тель-Авив. Частное собрание). 29 Mellаart J. J. Зatal-Hьyьk. A Neolithic Town in Anatolia. L., 1967. 30 Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913–1914. С. 376–389, табл. ХСIII–ХСV; Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л., 1973. С. 110, илл. 114. Этот сюжет, имеющий свою долгую предысторию в древности, станет одним из популярнейших в искусстве, начиная с изображения св. Луки, пишущего Марию с младенцем, до “Менин” Веласкеса и других известных картин Нового времени. Все они предполагают наличие принципа зеркальности миров — мира, в котором пребывает творец, и мира видимого и зримого, причем в ряде случаев зеркало включается в изображение как дополнительное указание на пограничный, отражательный характер картинной плоскости (“Чета Арнольфини” Ван Эйка). Кстати, этот пример выявляет в “зеркальности” имманентно присущий ей брачный смысл. 31 Ср. помещение вертикально стоящих портретных фигур в нишах, возвышенных над уровнем пола, на котором стоял саркофаг — на примере мастабы Мерерука, ок. 2280 г. до н. э.: Vandersleyen C. Das Alte Дgypten (Propylдen Kunstgeschichte, Bd. 15). Berlin, 1975. Abb. 46. 32 Sakellarakis J., Doumas Ch., Sakellarakis J. S., Iakovides S. The Dawn of Greek Art. Athens, 1994. P. 309, Fig. 83. (Karlsruhe, Badisches Landesmuseum, c. 2600/2500 B. C., выс. 21,6 см). Cf. P. 308–309. Fig. 82 (две мужские фигурки, поднимающие над собой небольшую женскую. Выс. — 19 см). Ср. аналогичную композицию из двух женских фигур, связанную с Артемидой: LIMC II, 2, 1984, Artemis 743. 33 См. ниже, прим. 37. 34 Акимова Л. И. Об отношении геометрического стиля к обряду кремации // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. Под ред. Вяч. Вс. Иванова и Л. Г. Невской. М., 1990. С. 228–237. 35 “Свидетелем великого искусства Фидия, говорят, явился сам бог: когда статуя была окончена, то Фидий обратился к богу с мольбой — дать знамение, угодно ли ему его произведение, и тотчас же, говорят, бог бросил свою молнию в то самое место пола, где и до моего времени стояла на земле медная чаша”. 36 О процессе приобретения копией нового смысла свидетельствует история Феагена, сына Тимосфена с Фасоса. Этот выдающийся атлет получил за свою спортивную жизнь огромное число победных венков — 1 400. Однако по смерти один из его завистников приходил каждую ночь стегать бичом его бронзовую статую. “Это издевательство, — пишет Павсаний, — прекратила сама статуя, упав на оскорбителя, а дети убитого предъявили к статуе иск об убийстве; жители Фазоса бросили эту статую в море, следуя постановлению Дракона, который написал для афинян уголовные законы и определил, чтобы подвергались суду и неодушевленные предметы, если какой-нибудь из них, упав, убивал человека” (Paus. VI. 11. 2). Затем фасосская земля перестала приносить плоды, и по велению дельфийского оракула необходимо было вернуть статую на место. “ <…> рыбаки, отправившиеся в море для рыбной ловли, захватили ее сетями и вновь вытащили на землю. Водрузив эту статую там же, где она была раньше, фазосцы постановили приносить ей жертвы как богу”. В этой истории статуя, воспринятая сначала как тленная копия живого оригинала, мстит за свое унижение и приобретает себе свойство подлинности в первостихии. Оттуда она возвращается как божество. Еще один аналогичный сюжет взаимоотношений “копия-подлинник” связан с тем же Феагеном. “Когда Феаген был еще мальчиком лет девяти, он как-то возвращался из школы домой той дорогой, где на площади стояло медное изображение какого-то божества; говорят, эта статуя ему понравилась, и он, сняв ее с пьедестала и положив себе на плечо, унес к себе домой. Гнев охватил его сограждан против него за такой его поступок, но какой-то уважаемый человек и уже преклонного возраста не позволил им убить мальчика, а ему велено было вновь отнести из дому эту статую на площадь. Когда он ее принес, то за свою силу мальчик тотчас же заслужил великую славу, и слух об этом событии распространился по всей Элладе.” (Paus. VI. 11. 2). Данный пример показывает, что статуя божества, исполненная в бронзе, была использована Феагеном как обычная вещь, как понравившаяся игрушка, которую можно унести с общественного места почитания к себе домой. Сограждане видели в изображении бога его бессмертный образ, из-за чего жизнь Феагена оказалась под угрозой. Извинительным обстоятельством мог служить лишь его юный возраст. Однако возвращение статуи на место вызвало всеобщий восторг фаcосцев (хотя при снятии статуи никто не восхищался силой похитителя), наделивших Феагена всеэллинской славой. История со статуей, видимо, дала повод к осмыслению его персоны как выходящей за рамки человеческой: его имя “Феаген” значит “Богорожденный”. И жители Фаcоса говорили, “что Феаген не был сыном Тимосфена, но что Тимосфен был жрецом в храме Геракла на Фазосе и что с матерью Феагена сочетался Геракл, приняв образ Тимосфена” (Paus. VI. 11. 2). История рождения фасосского атлета есть дубликат происхождения Геракла, который тоже не был сыном смертного Амфитриона — в его образе к Алкмене явился Зевс, фактический отец этого эллинского героя. Итак, видим, что в греческой классике снимается прежняя сакральная неприкосновенность оригинала (произведения искусства) — его трактуют то как оригинал, то как копию. Оригинал и копия существуют в одном пространстве и времени и могут даже отчасти вступать в контакт между собой. Смыслы их сближаются, но тем не менее за оригиналом (памятником) в античные времена продолжает сохраняться сила священной, божественной вещи. Даже когда известно о ее рукотворности и когда знают имя изготовившего ее мастера. Смертный мастер в таком случае рассматривался как исполнитель божественной воли. См. об этом: Акимова Л. И. Античный миp: вещь и миф//Вопросы искусствознания. Вып. 2/3. М., 1994. С. 60 сл. Особой силой наделялись “чужие” оригиналы, чудом попавшие в “свою” среду. Вторжение их в профанный мир несло разрушение и гибель людям. Такова история попадания в Лакедемон деревянной статуи Артемиды Ортии. Доказательством того, что она привезена от варваров, Павсанию служит следующее: “во-первых, нашедшие эту статую Астрабак и Алопек, дети Ирбы, сына Амфисфена, внука Амфиклея, правнука Агида, тотчас сошли с ума; во-вторых, когда спартанцы-лимнаты, жители Киносур, Месои и Питаны, стали приносить ей жертву, они были доведены до ссоры, а затем и до взаимных убийств, и в то время как многие умерли у самого алтаря, остальные погибли от болезни” / После этого им было сообщено божье слово — орошать жертвенник человеческой кровью” (Paus. III. 16. 6–7). 37 LIMC II, 2, 1984, Athena 347, 348, 351–353, 356–358, 360 etc. 38 LIMC III, 2, 1986, Dionysos 667 etc. 39 Нарты. Осетинский героический эпос. Сост. Т. А. Хамицаева и A. Х. Бязыров. Кн. 2. М., 1989. С. 224 сл. 40 Там же. С. 8 сл. 41 Примечательно, что библейский Творец совершает действо, аналогичное умерщвлению (усыпляет Адама: сон как метафора смерти) и расчленению первосущества на части (отделяет от тела ребро — основу творения женщины). При этом, несмотря на сублимацию ритуала, сохраняется мысль о разделении исходного тела на две половины, причем роль жертвы играет мужчина (его усыпляют), хотя внешне возникает впечатление о приоритете мужского над женским. 42 См. в книге: Античные поэты об искусстве. Сост. С. П. Кондратьев и Ф. А. Петровский. Л., 1938. 43 Hyg. Fab. 103, 104, 243, 251, 256; Ovid. Heroid. 13; Trist. I. 6, 20; Ars am. 3, 17; Nonn. Dionys. 24, 194. 44 Alexandr. Protr. p. 17, 31 sq.; Ovid. Met. 10, 243 sq.; Nonn. Dionys. 32, 212 sq. 45 О невозможности встречи “супругов-близнецов” (или, в дальнейшей традиции, “братьев-близнецов”) говорит, в частности, греческий миф о братьях Елены — Полидевке и Касторе. По смерти один должен был пребывать в небесной, а другой в подземной сфере, и только в сильно обмирщенной версии они выпрашивают право у богов проводить вместе один день в преисподней, а один на небесах. Изучение древневосточного ритуала показывает, что между видимым и невидимым миром (т. е. миром копий и подлинников) существовала единственная точка соприкосновения. Об этом свидетельствуют ритуальные ряды видимых и невидимых тотемов, приведенные в ценном источнике — “Вавилонской карте” VII в. до н. э. (см.: Peiser F. E. Eine babylonische Landkarte // Zeitschrift fьr Assyriologie, IV, Berlin, 1889. S. 362 f.; Budge E. A. Cuneiform Texts in the British Museum, Vol. XXII, 1906. Pl. 48: Tablet 82-7-14, 509, № 92–687). В ней невидимые “оригиналы” возглавляет “крыло газели” (sa-bi-tum ab-sa-sъ2-ъ2), а видимые копии — “крыло пантеры” (nim-ru ki-sa-al LUH). В последнее включены 7 тотемов, тогда как невидимые тотемы остались неназванными, хотя первый и главный из них — сама “газель” обозначена и поименована — и, судя по всему, “видима”. Отсюда можно косвенно заключить, что существовали тайные контакты между видимым и невидимым миром, однако, характер их связи в древних источниках еще не прослежен. 46 Любопытно, что при соблюдении должных норм этот призрак может реализоваться, явившись впоследствии в образе реального жениха, а при несоблюдении он может убить гадавшую. Сцена гадания по сосуду с водой (ср. греч. леканомантию) представлена в Вилле Мистерий в Помпеях, сер. I в. до н. э. (Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима (Памятники мирового искусства). М., 1982. Илл. 102 а, 104). Здесь юный сатир (“жених”), одна из ипостасей Диониса, гадает о его cудьбе. Бог тут же восседает на троне со своей супругой Ариадной, переживая временную смерть (с его ноги упала сандалия). Здесь же, в заключительных сценах фриза, изображена и более новая форма — “перевернутая”: в зеркало, подносимое Амуром, глядит девушка-“невеста”. Ей соответствует еще одна форма открытия будущего — чтение свитка, производимое в начале фриза обнаженным мальчиком. 47 Plut. De Ei apud Delph. 2; cf. Eurip. Ion. 226 f.; Pynd. Pyth. 4, 5. 48 Традиционную версию мифа передает Овидий: Ovid. Met. III. 339–510. 49 Riese I, 214, № 265 (якобы искал там отца). Устойчивость мотива смотрения в зеркало вод повторяется и в ситуации потустороннего бытия Нарцисса: он и там сидел, неотрывно глядя в воды Стикса. Такие иконографические особенности образа, как женственные формы и наличие меча (Нарцисса представляли обычно пастухом, поэтому присутствие меча загадочно), позволяют считать этого героя принадлежащим к ритуалу космогенеза. См.: Roscher W. (Hrsg.). Ausfьhrliches Lexikon der griechischen und rцmischen Mythologie. Bd. III. Leipzig, 1897–1909, s. v. Narkissos (Graeve). 50 Любопытна в этом плане история Персея-Медузы. Он может обезглавить ее лишь глядя на отражение Горгоны в щите. Персей лишает жизни отражение в зеркале-щите — т. е. он уничтожает сам оригинал. Он рассекает первосущество, которое он видеть не мог, потому что оно (“море”, ср. щит как образ “зеркала вод”) есть запредельный для земных существ образ первомира. Отсечение головы Медузы равноценно расчленению первосущества на мужскую и женскую половины. 51 Smith G. The Chaldean Account of Genesis. L., 1876; Delitzsch F. Das babylonische Weltschopfungsepos // Abhandlungen des kцnig. Sachsische Gesellschaft der Wissenschaft, philol.-hist. Klasse. Bd. 17, № 2. Leipzig, 1896; King L. W. The Seven Tablets of Creation of the Babylonian and Assyrian Legends Concerning the Creation of the World and of the Mankind. Vol. I–II. L., 1902. Ср. также “блески” (ni2-gal5 ‘страх (демонов) галлу‘), которыми владел хранитель кедровой рощи Хувава в шумерском эпосе “Гильгамеш и Хувава “А” (См.: Edzard D. O. Gilgameљ und Huwawa, “A” (en-e kur-lъ2-ti-la-љe3) // Zeitschrift fьr Assyriologie, 80, № 2, 1990. S. 165-203; 81, N 2, 1991. S. 165-223). 7 “блесков”-лучей были смертносны для обычных людей и отражали каждый ту или иную часть священной местности, будь то река, лес или храм, воспроизводя при этом в совокупности как бы антропоморфный облик человека. С Хувавой связывается идея первосущества, но в его имени прослеживается эволюция мира от хаотического к космическому состоянию. Знак hu ‘птица’ имеет аналог muљen ’птица‘, а muљen в свою очередь связано с muљ ‘змея’ — изначальным образом водной стихии. Превратившись из “змеи” в “птицу”, Хувава совершил восхождение от слиянного андрогинного образа к разделенному. Его имя (шумер. hu-wa-wa, ассир. hum-ba-ba) непосредственно соотносится с нарицательным именем переднеазиатско-малоазийской богини Кибелы-Кубабы (КхвЮвз, КхвЬвб). Но в эпосе III тыс. до н. э. он уже — мужской персонаж (hu-wa-wa=hu-pi-pi ‘птица разумов’, восседающая на мировом древе — кедре). Однако первичное соединение полов ощущается в функции его “блесков”. Из них 4 имеют отношение к невидимому миру (“семя бездны”, “семя лона”, “нечто принадлежащее реке”, “нечто принадлежащее тростнику”), а 3 — к видимому (“лес”, “дворец”, “горная вершина”). 4 “блеска” явно соотносятся с четным женским числом и с подводным миром. 3 других — с нечетным мужским и надземным, горным. После гибели Хувавы — он пал от руки “братьев-близнецов” Гильгамеша и Энкиду — “блески” были возвращены Энлилем, верховным богом шумеров, тем семи сакральным частям мира, проекцией которых они являлись. Это означает, что мир вновь вернулся к слитному, бесформенному, первоначальному состоянию. Не случайно затем совершается приношение первой жертвы — гибнет Энкиду, после чего восстанавливается весь мировой порядок. 52 Богаевский Б. Л. Земля и почва в земледельческих представлениях Древней Греции. СПб., 1912. С. 18 сл. 53 Отчет императорской археологической комиссии за 1897 г. СПб., 1900. С. 2 сл. 54 Роль зеркала — границы миров — могли исполнять и щит, как было видно на примере мифа о Персее и Медузе (Apollod. II. 4. 3) и как то явствует из описанного Гомером в “Илиаде” щита Ахилла (Il. XVIII. 468–608), и каменный, отполированный до зеркального блеска топор-молот типа троянских (см. каталог, прим. 13: № 166–169), и меч. В нартском эпосе по мечам гадают. Один из знаменитых “зеркальных” мечей находился в распоряжении Сайнаг-алдара, одного из могущественных князей. “Мать нартов” Сатана (аналог греческой Афины — даже в имени) говорит о нем: “Его меч-цирых — произведение искуснейшего бога оружия Сафа; на одной стороне клинка этого меча сияет солнце, на другой — луна; если же ты взглянешь на сам клинок меча Сайнаг-алдара, то в нем отражается все, что происходит на белом свете” (Нарты. Осетинский героический эпос. Сост. Т. А. Хамицаева и А. Х. Бязыров. Кн. 2. М., 1989. С. 308). Традиция представления о двулезвийном мече как космической вещи существовала еще в римской империи, как о том свидетельствуют записанные Юлием Капитолином слухи об устранении Марком Аврелием его соправителя Луция Вера. Oдин из них заключался в том, что Марк “отравил Вера, разрезав свиную матку ножом, одна сторона которого была обмазана ядом, и дав съесть брату отравленный кусок, а себе оставив неотравленный” (SHA. IV. 15. 5). “Зеркальные” свойства оружия были вполне оценены древними: щиты и мечи, а также и другие предметы вооружения часто вывешивали на фасадах храмов, как бы отделяя их от остального, профанного, пространства. Но, кстати, принцип зеркала вообще широко использовался в организации греческих святилищ. Роль границы между мирами в них могла специально подчеркиваться — конструктивно и художественно. Так, помимо наличия “зеркала вод” в виде священных бассейнов роль зеркала в них часто исполняли изобразительные плоскости — фризы, фронтоны и т. п. Однако в историческое время (особенно начиная с V в. до н. э.) засвидетельствованы особые “собрания образов” в виде пинакотек. Они заключали в себе живописные картины, элиминирующие не только физическое время (подобно статуям), но и пространство, которое теперь становится иллюзорным. В зависимости от того, где находится такое “зеркало”, там следует проводить границу между сакральным и профанным — в масштабе города. На Афинском Акрополе пинакотека размещена в левом крыле Пропилей (Paus. I. 22. 6), которое первым встречает входящих на Акрополь. Т. е. весь Акрополь времен Перикла — это “невидимый” мир, “оригинал”. В Дельфах аналогичную роль играет Лесха Книдян, наиболее удаленная от входа и наиболее возвышенная в условиях скалистого рельефа. Расписанная фресками Полигнота (Paus. Х. 25–31), Лесха обращала весь дельфийский ансамбль в образ потустороннего мира, находясь при выходе из него — на востоке. В Олимпии роль “зеркала” играла длинная галерея, разделявшая священный участок с храмами и стадион. В ней так же были живописные образы героев прошлого, и отражательный смысл границы очевиден в наименовании здания “Портиком Эхо” (Paus. V. 21. 7). 56 Поэтому зеркало используют в гаданьях обычно “на рубежах” времени и пространства, а также собственной жизни. Зеркальный образ обычно всплывает в связи с предвестьем женитьбы (новогодние гаданья) или смерти. Сохранились сведения римских авторов относительно Пертинакса, временщика, воссевшего на трон после гибели Коммода. “Предзнаменования его смерти были следующие. За три дня до того, как он был убит, ему показалось, что он видит в водоеме человека, бросающегося на него с мечом в руках. / Утверждают, что в тот день, когда он был убит, в его глазах не было видно зрачков с отражающимися в них, заметными для смотрящих в глаза, образами” (SHA. VIII. 14. 1–2). Первое предвестье дает классический в изучаемом ритуале пример: во сне обреченному предстает водный мир, грозящий ему смертью. Меч уже в руках у его подводного “близнеца”, так что Пертинакс, собственно, лишен земной жизни. Второй пример принадлежит к позднеантичной теме “глаза как зеркало души”: невидимая душа-оригинал проявляется сквозь возникающие в глазах образы-копии. Если же глаза перестают их отражать (а это отражение не внешнего-инородного, но внешнего как внутреннего, сокрытого — души), значит, душа уже отделилась от тела. Еще одно предзнаменование смерти через зеркало было дано Дидию Юлиану, противнику Севера, в критический для его судьбы момент. Как пишет Элий Спартиан, прибегнув к помощи магов, “Юлиан совершил гадание с зеркалом, во время которого, говорят, завязывают мальчикам глаза, над головой их произносят заклинания, а потом велят смотреть в зеркало. И рассказывают, что мальчик увидел тогда и прибытие Севера, и низложение Юлиана” (SHА. IХ. 7. 10–11). Любопытно, что с зеркалом гадает не сам Юлиан, а некий мальчик, представляющий его. Видимо, “канал связи” между этими двумя лицами осуществлялся путем заклинаний, мальчик же появляется, поскольку классической фигурой гадающего с зеркалом в древнем ритуале является “жених”, “юноша брачного возраста”, которым Юлиан уже не являлся. Глаза завязывают гадающему, чтобы перевести его из физического мира в метафизический, который единственно способен открыть картину будущего. 57 См.: Winnefeld H. Die Villa des Hadrian bei Tivoli (Jahrbuch des Deutschen Archaologischen Instituts. Erg.-Heft III). Berlin, 1895; Percival J. The Roman Villa: An Historical Introduction. Berkeley, Los Angeles, 1976; MacDonald W. L., Pinto J. A. Hadrian’s Villa and its Legacy. New Haven, L., 1995. 58 Написаны незадолго до смерти. Буквальный перевод: “Душа странствующая, ласкающая, пока ты была спутницей и гостьей тела. Куда отправишься ты теперь, холодная, нагая, покрытая смертельной бледностью? Все твои шутки пришли к концу”. 59 Stierlin H. The Roman Empire. Vol. I: From the Etruscans to the Decline of the Roman Empire (Taschen’s World Architecture). Kцln, L. etc., 1996. P. 170–171, 174–176. 60 Ibid. P. 166, 167; MacDonald W. L., Pinto J. A. Op. cit. (note 57). P. 139–141. Принцип постановки каменных памятников на берегу водоема — очень древний. Такая ситуация упоминается уже в храме Энинну, поставленном в честь бога Нингирсу правителем Лагаша Гудеа (ХХII в. до н. э.). В древних храмах часто были бассейны, напоминавшие об истории творения мира из вод (ср. “люстральные” бассейны критских дворцов, “священное море” храма Соломона, “Эрехтеево море” в Эрехтейоне на Афинском Акрополе и многие другие). Был он и в храме Энинну. Вокруг водоема были поставлены стелы, со специально нареченными богом именами. Каждая из этих 7 плит символизировала определенное, священное для Лагаша место (Cyl. A. Gudea, XXIII 5 — XXIV 7). Отражение стел с их именами в водоеме гарантировало наличие подводных оригиналов у земных частей Лагаша. Cм. соответствующий фрагмент “Хвалебной песни” в переводе А. Г. Кифишина: Введение в храм (прим. 7). С. 694. Если статуи не отражались в воде, то от них падала на землю тень. А это еще один образ подобия, связанный со смертью (ср. греч. укйЬ, лат. umbellum, umbraculum ‘тень, душа умершего‘). Об этом детальнее в нашей работе о зонтике (прим. 15). 61 Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима (Памятники мирового искусства). М., 1982. Илл. 229 б. 62 Принцип подобия, на котором основано соотношение копии с подлинником, является фундаментальным для возникновения метафорической образности, которая лежит в основе искусства. Подобие восстанавливает равновесие между миром идей и миром вещей, между оригиналами и копиями, между сферами невидимого и видимого, что предполагается уже шумерской формулой “за голову — голову” (за каждую голову возрожденного в преисподнюю должна уходить голова живого). Равновесие не устанавливается, пока подобие (=копия) не будет “наполнено” до уровня оригинала (=идеи). Первично такое “наполнение”, видимо, подразумевало ту степень материализации идеи (или души), которая была необходима для получения полного сходства. По смерти тленное тело превращалось в прах (шумер. iљ, sahar), и его возрождение начиналось с имени (mu), которое претворялось в образ (dim2), а тот в свою очередь материализовался в виде воды / семени (а) в лоне женщины (љag4-sal-la). Так восстанавливалось подобие новорожденного отжившему существу. Есть основания считать, что идея наполнения предшествовала идее сравнения. В шумерском языке существуют степени, имеющие отношение к данной проблеме — сравнительная (gim, dim2) и наполнительная (la). Последняя уже в III тыс. до н. э. претерпела существенную метаморфозу: приобрела энклитику аm3 ‘это есть’, хотя в древнейших именах собственных, как названия городов Лагаш (la-gaљ), Ларак (la-rak), Ларса (la-arsa) она еще представлена префиксом la ‘полный’, ‘наполненный’, например, Лагаш (la-gaљ) значит ‘(место), полное ворон’. Отсюда следует, что понятие наполнения древнее подобия как отражательной функции — именно о нем шла речь в нашей статье. Но этот аспект проблемы — дело науки будущего. Цитаты приведены по изданиям: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Издание подготовил В. Г. Борухович. Л., 1972 (репринтное изд. М., 1993). Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратановского под общ. ред. С. Л. Утченко. Л., 1972. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1992. Павсаний. Описание Эллады в двух томах. Пер. С. П. Кондратьева. Т. 1–2. М., 1938–1940. (репринтное изд. М., 1994). Платон. Пир. Пер. С. К. Апта // Платон. Сочинения в 3 томах. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. 2. М., 1970.

http://www.prof.museum.ru/mat/docl186.htm

Меню
Архив материалов
Подписка на новости
Новости криптозоологии
Хроники природных катастроф
Последние новости
24.01.2019 - 02.03.2019 (1000)
03.03.2019 - 12.04.2019 (1010)
13.04.2019 - 23.05.2019 (990)
24.05.2019 - 03.07.2019 (1000)
04.07.2019 - 11.08.2019 (1000)
12.08.2019 - 16.09.2019 (990)
17.09.2019 - 26.10.2019 (1000)
27.10.2019 - 12.12.2019 (1000)
13.12.2019 - 25.01.2020 (1000)
26.01.2020 - ...
Последние аномальные новости

Автомобили получат коробку передач с ИИ

Американцы желают полного открытия данных по НЛО

Веривший в теорию плоской Земли инженер погиб

Выложено пророчество Ванги на 2020 год

Женщина воскресла через 10 часов после смерти

Зачем хотят научить роботов чувствовать боль

Инопланетный корабль пролетел около МКС

Интуиция и ясновидение нуждаются в современном определении

Как Лефортовский дворец стал самым страшным местом Москвы

Метеорит упал в Карелии

Нашествие клопов на Париж

Облака саранчи закрыли Солнце над Ближним Востоком

Общение животных подчинилось законам языка

Похищение пришельцами. Последствия и масштаб явления

Пророчества Нострадамуса о России, США и Ближнем Востоке

Сигарообразный НЛО замечен над Калифорнией

Тысячи американцев страхуются от похищения инопланетянами

У шмелей нашли зачатки абстрактного мышления

Чем самое ядовитое дерево опасно для человека

Ярко-розовый кузнечик обнаружен в Техасе

В ДНК денисовцев нашли следы супердревней популяции людей

В очередной раз не нашли различий между материей и антиматерией

Даже рыба сходит с ума в Ухане. Новый вирус, 5G или перезагрузка Системы

Земля сформировалась гораздо быстрее, чем считалось

Как отвести от Земли приближающийся астероид

Колыбель жизни в Облаке Ориона

Люди от бизнеса хотят сверхъестественного консалтинга

Магический двухслойный графен оказался странным металлом

На атомном уровне зафиксировали необъяснимое явление

На горячей экзопланете год длится 18 часов

На озере Синкайху выросла 20-метровая ледяная стена

Нашли экзопланету в обитаемой зоне своей звезды

Огромный клад нашли на Бали

Призраки усадьбы Шереметевых

Проклятый дом с улицы Монро

Совет дедушки принес внучке богатство

Тайная комната обнаружена в гробнице Тутанхамона

Таинственный синдром превращает людей в статуи

Упавший в Германии метеорит оказался зародышем планеты

Феномен духов-хранителей ритуальных мест

Ацтекский свисток смерти

Гигантский летающий таракан оставил студента без еды

Девушка ростом 76 сантиметров рассказала о жизни

Для связи с Землей марсианские колонисты будут пользоваться лазером

Древние цивилизации использовали акустику для изменения сознания

Из замороженной яйцеклетки родился здоровый ребенок

История Дорис Битер, которую регулярно насиловали призраки

Какой будет гибель Солнечной системы

Кожа человека думает как мозг

Луна Сатурна не прошла симуляцию на наличие жизни

Массивные зеленоватые НЛО замечены у МКС

Мистическое трехметровое существо напугало жителей

Мужчина нашел послание в бутылке 82-летней давности

Над горами Аризоны сняли черный объект

Настоящий Ледяной человек - Олег Резанов

Неизвестные виды рыб нашли в озерах Арктики

Облучение космических туристов сравнили с Чернобылем

Опровергли слухи о лабораторном происхождении коронавируса

Организация SETI будет охотиться за инопланетными техносигналами

Парк развлечений Земля подлежит сносу

Признаки того, что природа наградила вас даром ясновидения

Раскрыта тайна возникновения сложной жизни

Российский Хатико решил ждать хозяйку у работы

Самые интересные экзопланеты

Странный случай с вонючим НЛО во Флориде

Стрельба из рельсотрона

Тайна следов динозавров на потолке пещеры

Теленок-мутант стал местной знаменитостью

Хирурги попросили женщину играть на скрипке во время операции на мозге

Число биохакеров в России растет

Группа звездолетов обнаружена на Меркурии

Группа НЛО была замечена над Западной Вирджинией

Девочку спасли от неопознанного зверя

Дискообразный НЛО был замечен над Калифорнией

Загадка Алленстаунской четверки

Зафиксировали вызванные экзопланетой полярные сияния

Ледяные вулканы появились на озере Мичиган

Лесной демон

Люди из леса

Мужчина хотел похудеть и стал одним из самых сильных в мире

Названа причина аномальной зимы в России

Нибиру заставляет атмосферы планет светиться

Обнаружили стаю птиц размером 145 километров

Оружие для контроля погоды используют в Сирии

Писатель предсказал эпидемию короновируса

Преследование невидимки

Призрачного ребенка заметили в школе

Пророчество Ванги о мировой катастрофе 22 февраля

Пророчество наследницы Ванги для России

Раскрыта тайна появления жизни

Растаявшие льды Антарктиды подкинули массу загадок

Самый эффективный способ борьбы со старением

Сняли ската с аномальной пигментацией

Стены из человеческих черепов и костей обнаружили в Бельгии

Температура тела человека упала за 160 лет

Техник авианосной группы Нимиц сообщил данные о НЛО

Треугольный НЛО замечен над Техасом

Усомнились в пользе радикального способа спасения планеты

Участница Битвы экстрасенсов поверила мошеннику

Флот НЛО над Аризоной

В ста километрах от перевала Дятлова, пролетел НЛО

Влияние космических лучей на атмосферу Титана

Внутри древнего саркофага нашли тайный текст

Древнюю книгу заклинаний обнаружили в Турции

Зачем космическому инженеру сотовый

Злой зеленый гном преследовал семью Брок

Испытана технология превращения людских тел в компост

К Земле продолжают лететь астероиды из невидимой черной дыры

Климатические модели Земли помогут найти жизнь на экзопланетах

Корабль-призрак выброшен на берег Ирландии

Коронавирус - биологическое оружие инопланетян

Легендарные великаны Перу

Можно ли перестать видеть ночные кошмары

На побережье Новой Зеландии выбросило тысячи сварившихся моллюсков

Найден способ получения электроэнергии из дождевой воды

Неизвестную форму углерода обнаружили в Челябинском метеорите

Нейросеть для поиска потенциально опасных астероидов

Необычные сигналы поступают из системы GJ 1151

Новые доказательства теплокровности динозавров

Обнародован доклад о поиске внеземной жизни

Паранормальные тайны Пентагона

Потерянное 47 лет назад в США кольцо нашли в финском лесу

Продается усиливающий боязнь призраков гаджет

Протез помог владельцу воспроизводить музыку силой мысли

Рэпер стал исследователем сверхъестественного

Самой актуальной криптовалютой скоро станут консервы

Студентка потерялась и прожила шесть дней в пещере

Тайна летающих камней камней деревни Шивапур

Фантастические романы о вирусах и эпидемиях

Шум в ушах довел миллион британцев до мыслей о самоубийстве

Липомоделирование фигуры 360. Рельеф на животе и бразильские ягодицы

Что такое мини-пластика живота и кому она нужна

Абсурдные мифы о женском теле

Группу НЛО заметили над Великобританией

Европейцы погубили народ острова Пасхи

Живую лягушку нашли внутри болгарского перца

Истории людей, которые выжили в чащебе

Как мы восстановим мир после Апокалипсиса

Мифы и тайны Эрмитажа

Найден доппельгангер Меган Маркл

Опровергнута общепринятая гипотеза о мозге человека

Оранжевый НЛО возле горы Шаста

Пёс съел паспорт хозяйки и таким образом спас ей жизнь

Похищенный инопланетянами военный корабль найден на Марсе

Пять солнц в небе Внутренней Монголии

Создают очки-телескопы

Солдат армии США оснастят очками смешанной реальности

Странные движения газа обнаружили в центре галактики

США - крупнейший в мире шпион

Удивительное оружие будущего

Флот НЛО замечен над Пенсильванией

Что предрекают предсказатели для России и Мира

В Новой Зеландии ищут следы гигантов

В поисках биосигнатур жизни

Видео со съемочной площадки Матрицы-4

Во что верил основатель советской уфологии Феликс Зигель

Восьмилетняя девочка умерла от старости

До взрыва Бетельгейзе остается 5 дней

Инопланетная жизнь может обитать рядом с белыми карликами

Инцидент на перевале Дятлова стал бессмертной теорией заговора

История знает множество упоминаний о контактах с пришельцами

Над угольной шахтой неоднократно видели НЛО

Необычное явление в небе над Белгородом

Новосибирцы обсуждают загадочные следы в небе

Придумано лекарство от влюбленности

Причудливые монстры с побережий Исландии

Раввин, предсказавший коронавирус, рассказал о будущем

Снимок волков, который все понимали неправильно

Собака встречает хозяйку после года в космосе

Спутники системы Starlink мешают астрономам

Странный звуковой эффект пирамиды Кукулькана

Хакеры могут превратить спутники в оружие

Астрономы прочёсывают небо в поисках инопланетной жизни

Бетельгейзе готова взорваться

Вся Галактика летит посмотреть на Апокалипсис

Вход в подземные помещения загадочной базы

Дольменный комплекс нуждается в охране

Жители Брянской области рассказали об НЛО

Зелье ведьмака. Что известно о мутагенности 'целебных' трав

Истребитель из Звездныйх войн посетил Тайвань

Какая сказочная нечисть подходит вам по знаку зодиака

Мистические места для туристов

На берег Мексики выбросило странного угря-дельфина

НАСА обнаружило органику на астероиде Аррокот

НАСА отправит миссию к Ио или Тритону

Настоящая история с призрачными браками

Подписка на новости
Подписка на новостой RSS-канал сайта
Получать новости сайта по почте
Контактный адрес для любых сообщений
Наверх
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика