Человек, предсказавший интернет в 1945-м
|
|
Много лет назад, задолго до появления Интернета и искусственного интеллекта, американский инженер Ванневар Буш пытался решить проблему. Он понимал, как трудно профессионалам стало проводить какие-либо исследования, и видел потенциал для поиска лучшего способа.
|
|
Это было в 1940-х годах, когда любой, кто искал статьи, книги или другие научные записи, должен был идти в библиотеку и искать в указателе. Это означало, что ящики были заполнены каталожными карточками, обычно отсортированными по автору, названию или теме.
|
|
Когда вы находили то, что искали, создание копий или выдержек становилось утомительной ручной работой. Вам приходилось быть очень организованным в ведении собственных записей. И горе тому, кто работал более чем в одной дисциплине. Поскольку каждая книга физически могла находиться только в одном месте, все они должны были быть оформлены исключительно по основной теме. Таким образом, статья о наскальном искусстве не могла быть одновременно и по искусству, и по археологии, и исследователи часто тратили бы дополнительное время, пытаясь найти нужное место.
|
|
Это всегда было сложной задачей, но из-за резкого увеличения числа научных публикаций в ту эпоху ситуация стала намного хуже, чем раньше. Как писал Буш в своем влиятельном эссе "Как мы можем думать", опубликованном в "Атлантик" в июле 1945 года: Количество исследований растет. Но сегодня, по мере расширения специализации, появляется все больше свидетельств того, что мы увязаем в этом деле. Исследователь ошеломлен результатами исследований и умозаключениями тысяч других работников – выводами, на осмысление которых у него нет времени, не говоря уже о том, чтобы запомнить их по мере их появления.
|
|
|
|
Буш был деканом инженерной школы Массачусетского технологического института (MIT) и президентом Института Карнеги. Во время второй мировой войны он был директором Управления научных исследований и разработок, координируя деятельность примерно 6000 ученых, неустанно работавших над тем, чтобы дать своей стране технологическое преимущество. Он видел, что научный процесс резко замедляется, и предложил решение, которое он назвал “memex”.
|
|
Memex должен был стать персональным устройством, встроенным в стол, и занимать мало места. Для хранения данных в нем в значительной степени использовались микрофильмы - новая технология того времени. Memex будет использовать это для хранения большого количества документов в сильно сжатом формате, которые можно будет проецировать на полупрозрачные экраны.
|
|
Самое главное, что memex от Bush должен был включать в себя форму ассоциативной индексации для объединения двух элементов. Пользователь мог бы использовать клавиатуру для нажатия на кодовый номер рядом с документом, чтобы перейти к связанному документу или просмотреть их одновременно – без необходимости просматривать индекс.
|
|
Буш признал в своем эссе, что такой способ использования клавиатуры еще не был реализован технологически. Однако он верил, что это произойдет скоро, указывая на существующие системы обработки данных, такие как перфокарты, как потенциальные предшественники.
|
|
Он предполагал, что пользователь будет создавать связи между элементами по мере создания своей личной исследовательской библиотеки, создавая цепочки кадров из микрофильмов, в которых один и тот же документ или выдержка могут быть частью нескольких треков одновременно.
|
|
Новые дополнения можно было бы внести, либо сфотографировав их на микрофильм, либо купив микрофильм с существующим документом. Действительно, пользователь смог бы дополнить свой memex обширными справочными текстами. “Появятся новые формы энциклопедий, - сказал Буш, - готовые, с пронизывающей их сетью ассоциативных связей, готовые к использованию в memex”. Удивительно, но это недалеко от сегодняшней Википедии.
|
К чему это привело
|
|
Буш считал, что memex поможет исследователям мыслить более естественным, ассоциативным образом, что будет отражено в их записях. Считается, что он вдохновил американских изобретателей Теда Нельсона и Дугласа Энгельбарта, которые в 1960-х годах независимо друг от друга разработали гипертекстовые системы, в которых документы содержали гиперссылки, позволяющие напрямую обращаться к другим документам. Они стали основой всемирной паутины, какой мы ее знаем.
|
|
Помимо практических преимуществ, связанных с легким доступом к такому большому количеству информации, Буш считал, что дополнительная ценность memex заключается в том, что пользователям становится проще манипулировать идеями и генерировать новые. В своем эссе он провел различие между повторяющимся и творческим мышлением и предсказал, что вскоре появятся новые “мощные механические средства”, которые помогут справиться с разнообразием повторяющихся действий.
|
|
Возможно, он в основном думал о математике, но оставил открытой дверь для других мыслительных процессов. И 80 лет спустя, имея в своем распоряжении искусственный интеллект, мы автоматизируем гораздо больше процессов мышления, чем когда-либо было возможно с помощью калькулятора.
|
|
Если это звучит как счастливый конец, то Буш был не слишком оптимистичен, когда пересматривал свое видение в своей книге 1970 года "Фрагменты действия". За прошедшие 25 лет он стал свидетелем технологических достижений в таких областях, как вычислительная техника, которые приблизили memex к реальности.
|
|
Однако Буш чувствовал, что технология в значительной степени не соответствует философскому замыслу его видения – совершенствовать мышление и креативность человека.:
|
|
В 1945 году я мечтал о машинах, которые будут думать вместе с нами. Теперь я вижу машины, которые думают за нас или, что еще хуже, управляют нами.
|
|
Буш умер всего четыре года спустя в возрасте 84 лет, но эти опасения по-прежнему кажутся поразительно актуальными и сегодня. Конечно, здорово, что нам не нужно искать книгу, листая картотеки в ящиках комода, но мы могли бы испытывать больше беспокойства из-за того, что машины в основном думают за нас.
|
|
Эта технология улучшает наши навыки или делает нас ленивыми? Без сомнения, все люди разные, но опасность заключается в том, что какие бы навыки мы ни предоставили машинам, мы в конечном итоге их теряем, и у молодого поколения может даже не появиться возможности освоить их в первую очередь.
|
|
Урок из "Как мы можем думать" заключается в том, что чисто технического решения, такого как memex, недостаточно. Технологии по-прежнему должны быть ориентированы на человека и подкреплены философским видением. Поскольку мы предполагаем, что в ближайшие годы человеческое мышление будет значительно автоматизировано, задача состоит в том, чтобы каким-то образом защитить нашу креативность и логику одновременно.
|
|
Источник
|