Гора похожая на чудо
|
Аббатство Мон-СенМишель по посещаемости соперничает сегодня во Франции с Эйфелевой башней. Ежегодно сюда приезжают 3,5 миллиона человек. Недавно этой французской достопримечательности исполнилось 1300 лет, но святыней гора, на которой она находится, стала намного раньше Мон-Сен-Мишель – (по-французски - гора святого Михаила) - это невысокая, всего 74 метра, гранитная скала, на которой воздвигнуто действующее аббатство. С нее открывается великолепная панорама залива Сен-Мишель с уникальным для Европы уровнем приливов и отливов (вода поднимается на 9 метров). Расположено аббатство МонСен-Мишель в Нормандии, в 400 км к северо-западу от Парижа. |
Чудо на границе миров Французы считают эти места «восьмым чудом света». В часы прилива гора святого Михаила, окруженная зыбучими песками, становится самым настоящим островом. |
Все здесь преображается: в зависимости от погоды, времени дня, освещения и точки обзора это таинственное место фантастическим образом меняет свой облик и очертания, точно сложено не из камня, а из облаков, солнечных лучей и туманов. |
В новелле, посвященной аббатству, Мопассан назвал его «грандиозной драгоценностью, изящной, как камея, и воздушной и легкой, как кисея» и восхищался им «потому что в мире, может быть, нет ничего более поразительного и совершенного». |
Когда море отступает, гора гордо возвышается посреди необозримых песков. |
Однако от этого она не становится более доступной. Пески вокруг опасные, серые и вязкие, вечно пропитанные морской водой и могут засосать, как болотная трясина. Каждый год, несмотря на предупреждения и знаки «Осторожно: зыбучие пески!», в них гибнет по несколько туристов за лето. А что творилось в старые времена, когда не существовало еще асфальтированной дороги? В общем, даже при беглом взгляде становится ясно, что место это отнюдь не простое: ни на море, ни на суше - на границе земли и водных просторов, нашего и иного мира. Человек не понимает, где он находится: нет ни права, ни лева, ни верха, ни низа. Неудивительно, что о Мон-Сен-Мишеле ходит множество преданий и легенд. |
Огни Белена Почитанием эта гора была окружена задолго до времен раннего Средневековья, когда сложилась французская нация. В I-II тыс. до н.э. эти земли населяли кельты, на языке которых Мон-Сен-Мишель звалась Томбелен — «дольмен Белена», то есть общекельтского солнечного бога. |
Его атрибутами были колесо и свастика — общеиндоевропейские символические упрощенные изображения солнца. |
Считалось, что Белен обладает даром исцеления, и потому к особо почитаемым его святилищам шли страждущие издалека. |
Культ Белена в основном состоял из сакральных ритуалов, проводившихся вокруг больших костров, и справлялся преимущественно на вершинах гор. |
«На главный праздник этого божества — Бельтан («огонь Белена») - 1 мая множество людей сходилось к возвышенным местам, из которых самым известным была гора Мон-Сен-Мишель, наиболее почитавшаяся последователями древней религии», — отмечает французский исследователь. |
Бельтан — главный праздник весны, цветения плодовых деревьев, выгона скота на летние пастбища, плодородия и возрождения природы. В полдень праздничного дня кельтские жрецы-друиды зажигали в святилищах от солнечных лучей «огни радости», прогонявшие вредоносные потусторонние силы — воинство зимы, холода и смерти, особенно ярившееся в ночь накануне Бельтана — последнюю ночь их пребывания на земле. |
Римляне практически полностью истребили друидов. Опустевшие каменные святилища, которые, по мнению римских авторов, возвели отнюдь не местные «дикари», а Геракл и аргонавты, в преданиях местных жителей с веками сделались обиталищем фей, а слово «белен» сохранилось в диалектах современного французского языка со значением «колдун, волшебник». |
«Ты построишь храм во имя мое здесь...» Герб Мон-Сен-Мишель — лососи в волнистом поле — говорит не только о морском местонахождении священной горы. Рыбы — раннехристианский символ: напоминание о том, что эта гора ныне святилище иного Бога, Бога Нового Завета. |
О том, как здесь впервые появился христианский храм, повествует красивое сказание. Будто бы место для его постройки указал сам архангел Михаил. |
Он обозначил на вершине горы круг, на котором не было утренней росы. Согласно преданию, в 708 году местному епископу Оберу явился архангел с огненным мечом и повелел сбросить в море камни языческого капища: «Я — Михаил, и я защищаю тех, кто сражается за Христа. |
Ты построишь здесь храм во имя мое, чтобы дети этой земли взывали ко мне и я мог прийти им на помощь». |
Трижды пришлось явиться архангелу, так как епископ не был уверен, правильно ли понимает знамение. И только после того, как, по одной легенде, архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой, прожег епископу мечом рясу, Обер приказал монахам начать строительство. |
В народе монастырь на священной горе получил прозвание «Обитель святого Михаила среди морских опасностей»: первыми прихожанами его церкви стали жители окрестных рыбачьих деревушек. О песках, по которым в час отлива добирались в монастырь прихожане и паломники, ходила легенда, что они засасывают грешников, а чистые сердцем люди беспрепятственно совершают по ним свой путь. |
Не обошли вниманием монастырь и средневековые легенды о короле Артуре. |
В частности, король якобы сразил жившего здесь злобного великана. Кроме того, рассказывалось, что в толстых стенах аббатства замурован Святой Грааль. |
В старину местные монахи получали пропитание благодаря священнику небольшой деревушки, расположенной по соседству. Завидев сигнал - дымок над горой, священник собирал провизию, грузил ее на осла и отправлял бедное животное в одиночку топать до цели. |
Осел знал свой маршрут наизусть. Однажды ему перегородил дорогу волк и съел беднягу. Напрасно в тот день ждали монахи еду. |
Видя такое безобразие, святой Михаил повелел волку принять на себя ответственность за доставку провизии монахам. |
С тех пор волк ходил той же дорогой и носил еду. Его знали местные жители и иногда ласково трепали по загривку. В наше время в нескольких километрах к западу от Мон-Сен-Мишель есть и свидетельство об этой легенде – статуя волка, пожирающего осла. |
В 841 году к островку Мон-Сен-Мишель пристали драконьи ладьи викингов. «Почему вы живете здесь, где нет ни укреплений, ни пригодных для возделывания полей?» — спросил монахов предводитель скандинавов. «Мы служим нашему Господу», — ответил настоятель и указал на свой наперсный крест. Викинг покачал головой и усмехнулся: «Из всех людей, каких мы видели, вы самые бедные и несчастные, а Бог ваш еще более ничтожен, чем вы сами. Мы разорим эту землю и все, что сможем найти, сделаем нашим». «Вскоре вы сами покоритесь этому Богу и ангелу Его», — невозмутимо ответствовал настоятель. |
Именно в ту пору, в IX веке, в годы набегов викингов, получает свое имя Нормандия, «земля северных людей», где они во множестве селились. В 911 году король Франции Карл III Простоватый пожаловал их предводителю Роллону титул герцога Нормандии и руку своей дочери, но поставил требование креститься. В первую же неделю по оцерковлении тот (в крещении Роберт) послал богатые дары обители Мон-Сен-Мишель: спустя ровно 70 лет сбылись пророческие слова. |
Экстремальные паломничества В 966 герцог Нормандии Ришар I получает от папы разрешение основать здесь бенедиктинский монастырь. Облик горы разительно меняется. Здесь возводится величественный готический собор, заслуживший у современников имя Ля Мервей – «чудо». |
Ажурная лесенка вела вверх, на галерею кровли, к узенькой гранитной Тропе безумцев, не имевшей перил, на страшной высоте над морем. По этой тропе, прижимаясь к стене, каждый миг рискуя упасть и разбиться, проходили, шепча молитвы, паломники во исполнение обета и грешники, замаливающие свои грехи. |
Количество паломников увеличивалось год от года, они стекались отовсюду, из ближних и дальних стран. По всей Франции можно было увидеть людей, идущих по дорогам с переметной сумой и посохом и вышитыми на одежде ракушками. |
Иногда целые деревни вдруг срывались с насиженного места и отравлялись к чудесной горе. Организовывались и отдельные детские паломничества: дети от восьми до двенадцати лет сразу из нескольких стран - Бельгии, Германии и Швейцарии – отправлялись в далекий путь, чтобы воочию увидеть гору архангела. Распрощавшись с родителями, они собирались в дорогу, неся хоругви родных приходов. Путешествия длились около двух лет, и были опасными: дороги кишели разбойниками, на пути подстерегали болезни, и все же дети шли к священной горе наравне со взрослыми. |
В 1790 году, во время Великой Французской революции, которая сражалась с религией с такой же страстью, как наша Октябрьская, монастырь был закрыт и превращен в тюрьму для политзаключенных. Кельи стали камерами, в залах, где монахи некогда переписывали священные манускрипты, были установлены орудия пыток и ужасные железные клетки. Здания постепенно ветшали, приходили в запустение. |
Лишь в 1874 году Наполеон III упразднил тюрьму в Мон-Сен-Мишель. |
Монастырь был взят под защиту государства и отреставрирован. В 1965 году монахи-бенедиктинцы снова заняли там свое законное место. |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 11,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|