Случайно ли останки святой Елены хранятся на одной из самых «развратных» улиц Парижа
|
В честь святой равноапостольной царицы Елены крещены многие православные женщины. |
Наверное, они удивятся, узнав, что останки их небесной покровительницы были практически спрятаны от верующих в католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль на парижской улице Сен-Дени, отданной на откуп низкого пошиба ночным клубам, интим-салонам, стриптизбарам, на одной из немногих улиц в центре города, где проститутки разгуливают открыто… Святая паломница Равноапостольная Елена была матерью первого в истории римского императорахристианина - Константина Великого, и крещение он принял именно благодаря ее влиянию. В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти Голгофу и животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. |
Житие святой рассказывает, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. |
До наших дней в иерусалимском храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам. Там днем и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется - Еленинским окошечком), бросая золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд, и размышляя, как установить, который из трех крестов - Святой Крест Господень. |
Легенда гласит, что в один из дней по дороге двигалась похоронная процессия. |
Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся покойного, тот воскрес. Макарий, исполненный радости обретения Честного и Животворящего Креста Господня, поднял его высоко над толпой собравшегося народа. |
Царица Елена по праву стоит во главе первых христианских паломников. Она приехала в Иерусалим благодарить Бога за сына-императора и поклониться величайшим святыням. Сняв все украшения, свойственные царскому положению, Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. Как-то царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом. Этот пример произвел на верующих сильное впечатление: к месту казни Христа широким потоком двинулись паломники. |
Царица Елена построила несколько храмов в Святой земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где произошло Рождество Христово) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). |
В глубокой старости, в 327 или в 328 году, она скончалась на руках своего сына. |
Благочестивая кража История перенесения мощей царицы во Францию выглядит почти детективной. |
Изначально они хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра. |
Один благочестивый французский монах по имени Тёджис, который получил там исцеление благодаря молитвам святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой во Францию. |
Нельзя сказать, что его поступок получил единодушное одобрение. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи: они, обратившись к книгам, желали прежде всего разобраться, могла ли быть в принципе такая ситуация, о которой рассказывал похитивший святыню монах. |
Аббатство, где он подвизался, существовало до Великой французской революции в местечке Овилье (провинция Шампань), около Реймса. Оно и сегодня известно тем, что в нем жил в свое время монах дом Периньон, который изобрел шампанское. Туда и привез мощи святой Елены похититель Тёджис. |
Убедившись, что все рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, члены монастырской комиссии послали в Рим делегацию, состоявшую из трех монахов и священника, чтобы те, не предавая дело огласке, навели справки и выяснили, действительно ли мощи святой Елены пропали из римского храма. В том случае если это подтвердится, члены делегации должны были урегулировать возможный конфликт с папой. Через некоторое время монахи вернулись и сообщили, что мощи действительно исчезли. |
Итоги их посольства были восприняты как знак благословения папы на то, чтобы похищенная святыня оставалась во Франции: глава католической церкви прислал с возвратившимися монахами в подарок монастырю частицы мощей нескольких святых. |
Страшное испытание Для верующего человека, наверное, самым убедительным свидетельством могло служить то, что пребывание святыни во Франции сопровождалось чудесами, в которых можно было увидеть изъявление воли самой святой Елены. Болландисты (члены ученого общества иезуитов, занимавшемся изданием житий святых), изучавшие вопрос о перенесении мощей, составили список многочисленных исцелений, происходивших от этой святыни. Наблюдались и иные чудеса… Но если французские монахи остались довольны результатами посольства в Рим, то король Карл посчитал, что этого недостаточно и дело о похищении мощей все еще остается непроясненным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на своем, подвергли испытанию кипящей водой. Тот согласился, веря, что святая Елена его защитит. Монашеская братия была, конечно, смущена подобным предложением, но воля короля есть воля короля... |
В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, который являлся одной из самых известных личностей IX века, также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. По преданию, Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было тогда воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные. |
С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, процветал. На протяжении последующей истории этой святыни несколько раз производили вскрытие мощей в связи с различными обстоятельствами: рака ли, где они хранились, обветшала, или какой-либо благодетель предлагал раку новую, более богатую. Начиная с IX века о происходящих при обращении к святыне чудесах постоянно свидетельствовали различные влиятельные люди – как духовные лица, так и миряне. |
В хаосе революции Во время революции 1789 года во Франции начались гонения на церковь. Один из монахов обители Овилье, зная, что в нее уже направлен отряд, получивший приказ конфисковать монастырское имущество, а затем уничтожить и сам монастырь, взял мощи из раки и перенес их в церковь, находившуюся в соседней деревне. Потом этот монах (звали его отец Грассар) был арестован, а монастырь – разрушен революционным отрядом и впоследствии продан новой властью окрестным крестьянам, использовавшим кирпичи строений для своих бытовых нужд. |
В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но как раз в этот момент к монаху обратились рыцари Королевского Братства Святого Гроба Господня. Это братство считало царицу Елену своей основательницей, так как она восстановила христианские святыни в Иерусалиме и построила церкви в Вифлееме и на Голгофе. |
Отец Грассар не стал возражать… Братство проводило свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, куда с великими почестями и отвезли реликвию. |
И поныне она сберегается в этой церкви. |
Новое обретение Как ни странно, в наше время католические священники словно забыли о хранящихся у них останках царицы Елены. |
Службы, посвященные ей, в Сен-Лё-СенЖиль не проводятся, а существует только личное поклонение мощам. Побывав в храме, можно увидеть на стенах таблички с надписями: исцелившиеся благодаря святыне католики свидетельствуют об этом. Мощи для поклонения обычно не выставлены. Они скрыты в саркофаге, который подвешен под сводами. |
Что касается сомнительной репутации улицы Сен-Дени, где находится церковь, то диакон Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже Николай Никишин так комментирует ситуацию: - Если вспомнить житие святой Елены, одним из ее деяний, за которые она прославлена, было то, что царица разрушила языческие храмы на Голгофе. Они были построены римлянами специально для того, чтобы уничтожить саму возможность поклонения христианским святыням. Один из этих храмов был посвящен Венере, другой – Юпитеру. При жизни святая Елена таким образом одержала победу над языческими богами, разрушив их капища. Быть может, святые останки матери Константина Великого и лежат в таком месте для того, чтобы равноапостольная царица стала нашей союзницей в борьбе с грехом… Именно благодаря отцу Николаю, виднейшему знатоку общехристианских святынь во Франции, произошло повторное обретение мощей святой Елены. Первая православная служба в честь равноапостольной царицы состоялась в Сен-Лё-Сен-Жиль в 1997 году, а с 2003 года молебны проводятся здесь регулярно. Организуются сюда и паломнические поездки… |
Елена ВЕТРЯКОВА |
Тайная Власть 23,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|