Храмовый комплекс в Катарагаме, небольшом городе на острове Шри-Ланка, – место паломничества индуистов всего мира
|
Стремится туда и множество туристов, желающих своими глазами увидеть чудо. |
Традиционное празднование, проходящее каждый год летом в Катарагаме, посвящено младшему сыну бога Шивы - Сканде и сопровождается удивительными, а порой и шокирующими ритуалами, безопасно пройти которые смогут лишь те, чья вера в силу Сканды достаточно глубока и искренна. |
Сын, ведущий к богу-отцу Сканда всегда изображается как прекрасный юноша. Легенды говорят о нем как о «кумаре» - принце–девственнике. Однако это очень древнее божество, которому аборигены Индии и Шри-Ланки поклонялись еще до прихода на их земли северянариев. Его культ отправляли и жрецы, и жрицы, а в процесс богопочитания входили кровавые жертвоприношения и исполнение ритуальных танцев. |
В результате слияния арийских и местных культов в индуизме появляется Сканда-Картикейя, сын бога Шивы. Мифы повествуют, что он зародился из семени Шивы, которое принес на землю бог огня Агни и бросил его в воды священного Ганга. Новорожденный бог был вскормлен шестью богинями, носящими имя Критика – так в традиционной астрономии Индии зовется созвездие Плеяд, и поэтому Сканду нередко изображают с шестью головами и двенадцатью руками. |
Поскольку женой бога Шивы является Парвати, то ее тоже считают матерью Сканды. |
В северных регионах Индии Сканда считается в основном богом войны. Ему также приписывается сила одоления любых демонов, в связи с чем к Сканде за помощью обращаются в обрядах экзорцизма. А вот в Южной Индии, Шри-Ланке и странах Юго-Восточной Азии божественная миссия Сканды видится куда более значительной. |
В представлении тамилов он – бог непосредственного познания божественной любви, который ведет верующего по пути слияния с Шивой – богом-отцом. |
Сканда считается первым гуру – наставником кундалини-йоги, которая пробуждает дремлющую в человеке божественную энергию. С помощью Сканды она поднимается от низшей чакры к высшей, соединяющей человека с Высшим началом. Сканда выступает как бы главнокомандующим внутреннего мира, он прощает грехи, устраняет все ограничения сознания, все заблуждения и иллюзии – как кармические, так и напущенные темными силами, мешающие человеку обрести гармонию с богом-творцом и правителем Вселенной. Иными словами, в чем-то его миссия в представлении индусов напоминает миссию Христа, сказавшего, что никто не может прийти к Отцу, кроме как через Него… Копье-трезубец, с которым всегда изображается Сканда, символизирует духовную проницательность, его острота уподобляется глубокому и всепроникающему знанию. И если индусы, поклоняющиеся другим богам, приписывают Сканде страстность, необузданность и гневливость, то его почитатели, наоборот, утверждают, что он – самое милосердное и скорое на отклик божество. |
Кундалини-йога неотделима от аскезы, от испытаний, от победы над своей плотью. И, как мы сейчас увидим, ритуалы Катарагамы эту ее особенность демонстрируют с наглядностью, которую европейцы зачастую склонны считать чем-то вроде фестиваля садомазохизма. |
Сила аскезы Согласно ланкийским легендам, однажды Сканда спустился с горы Кайласы, что находится в Гималаях, и направился по течению реки к океану, в самую южную точку индостанского полуострова. Плот принес его на мыс Каньякумари. Богу не понравилось, что там сильно пахло рыбой, и он решил отправиться туда, куда упадет брошенное им копье-трезубец. |
Священное оружие пролетело через пролив, отделяющий Индостан от Шри-Ланки, и приземлилось на острове, на холме возле Катарагамы. Туда и отправился юный бог, чтобы обосноваться на этих землях. |
Впоследствии это местечко стало своеобразной индуистской Меккой. Здесь, в затерянной среди джунглей деревушке в юго-восточной части острова, находится главная индуистская святыня Шри-Ланки - храм бога Сканды. |
Один раз в год, в июле-августе, в период между новолунием и полнолунием сюда пробираются тамилы с северной и восточной части острова. Многие приезжают из Индии. Болезни, нужда, несчастья, жажда удачи в делах приводят сюда тысячи семей. |
Они просят у Сканды спасения, исцеления, помощи. Здесь все равны. И хариджане - обездоленные из каст неприкасаемых могут не бояться, что их прогонят. |
Омовение в реке Менек-Ганга – первый этап сложного ритуала празднества, пройти который должен каждый паломник. В эти дни воды Менек-Ганга полны людьми не меньше, чем воды Иордана перед Пасхой. После омовения пришедшие поклониться Сканде выстраиваются в многокилометровую очередь, держа в руках подношения – подносы с цветами, фруктами и рисом. |
Уже у самого храма каждый из них должен разбить кокосовый орех о камень, лежащий на земле. Если кокос расколется на две половинки, все будет хорошо, если отскочит, жди неприятностей. |
И вот начинается само празднество. Европейцы многие ритуалы праздника в Катарагаме называют самоистязанием, но это не совсем верно. Считается, что тех, кто искренен в своей вере и надежде на божество, Сканда сохранит от любой травмы или боли, и они попросту не пострадают ни в одном из ритуалов, а те, кто все же испытал боль, винят самих себя в грехах и недостаточной силе воли. |
Вот под аккомпанемент флейт, морских раковин и барабанов движется процессия, в центре которой, окруженный танцорами, медленно идет обнаженный по пояс человек. Его бритая голова посыпана пеплом сандалового дерева, кожа спины проткнута крючьями наподобие рыболовных, от которых протянута веревка к влекомой им колеснице. |
Некоторые паломники передвигаются к храму, перекатываясь по земле. Другие, наоборот, идут на ходулях. |
Тут и там на солнцепеке, при сорокоградусной жаре, сидят люди, вокруг которых разожжены шесть маленьких костров. |
Если соединить эти огни, получится гексаграмма – символ Сканды. Это – «тапас», аскеза, призванная преобразовать жар внешний в жар внутренний, в ту энергию, которая призвана сжечь в человеке все грехи и сомнения и явить его душу чистой перед богом. |
Главный храм, имеющий форму усеченной пирамиды, постепенно заполняется людьми, и к вечеру паломникам уже становится тесно в его стенах. Многие, кому не хватило места внутри храма Сканды, остаются на улице. Светильники распространяют одуряющий запах масел и благовоний, дурманящий и навевающий мистическое настроение. Стены и потолок расписаны мифологическими сюжетами, картинами из прошлого. |
В глубине, за семью занавесями скрыт алтарь, где находится статуя бога Сканды, сидящего верхом на павлине. В эту темную комнату, связанную с другими помещениями коридором, допускается только верховный жрец. Там хранится драгоценная шкатулка с выгравированными на ней мистическими знаками - талисман сверхъестественной силы, идущей от Сканды, главная святыня храма Катарагамы. |
Каждый богомолец передает свой поднос жрецу, тот заносит фрукты внутрь алтаря, дабы божественная сила Сканду снизошла на них, и потом возвращает их хозяину. |
Безумство храбрых Приближается ночь, а вместе с ней и центральная церемония празднества – хождение по огню или, точнее, по углям. |
Перед главным храмом разводят огромный жаркий костер. Сидящие в первых рядах паломники закрываются от нестерпимого жара одеялами, тряпками, циновками. |
Некоторые, не выдержав, отходят подальше. Жрец бросает в огонь благовония и читает молитвы, проводя особый ритуал огня. Этот костер горит часа три-четыре, пока не образуется толстый слой углей - пышущая жаром полоса десятиметровой длины. |
Те, кто готовится пройти по горящим углям, обращаются с молитвой к богу огня Агни, прося укрепить, дать сил выдержать испытание, и к Сканде, прося его о помощи и заступничестве. Зрители, особенно туристыевропейцы, замирают, затаив дыхание. Близится кульминация праздника, ради которой – увидеть или принять участие – и прибыло сюда большинство присутствующих. |
Под бой барабанов, звуки деревянных флейт, заунывный вой морских раковин и рев толпы происходит настоящее чудо - первые смельчаки ступают на пышущую огнем жаровню. |
Босые ноги по щиколотку погружаются в еще тлеющие угли, которые хрустят, как снег под валенками в морозный день. |
Это действительно впечатляет, это вам не бегом пронестись по тоненькому слою угольков, как делают фокусники - раскаленные угли со всех сторон прижимаются к коже ног достаточно долгое время. |
Некоторые падают, вопя от боли, и их уносят помощники жрецов. |
Это те, чьи грехи или слабость веры не позволили им пройти ритуал. Большинство же спокойно шагает, погружаясь по щиколотку в раскаленные угли. Так, словно прогуливаются по теплому песчаному пляжу. Очищенные священным огнем, пройдя полосу углей до конца, они бросаются в пляс и обнимают друг друга. А пострадавшие обижаются только на себя - они шли на подвиг без достаточной веры... |
Потрясенные зрители надолго запомнят увиденное. Многие из них захотят потом повторить этот подвиг, но пройти по углям в одно из следующих празднеств смогут лишь те, кто примет веру в Сканду и его отца Шиву всем сердцем и душою, подчинит свою жизнь заветам индуизма… |
Елена МОРГАН |
Тайная Власть 14,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|