Потерянный клад атамана Кудеяра
|
|
Прошлым летом самые сильные лесные пожары в Подмосковье пылали под Шатурой - горели торфяники. Подобное уже происходило там неоднократно – и в нынешнем, и в прошлых веках. Места эти всегда считались «странными», запретными.
|
|
Не то сакральными, не то «нечистыми»… Еще знаменитый исследователь П. Семенов-ТянШанский писал о древнем языческом капище, расположенном, по его данным, на границе Шатурского района Московской области и Гусь-Хрустального района соседней Владимирской области. Точное местонахождение его никому в наше время не известно.
|
|
Рассказывали, что в лесной глуши меж поросших мхом столбов стоит гранитное полушарие диаметром около 6 метров. В 1970 году директор сельской школы Николай Акимов отправился вместе с группой школьников на поиски этого урочища, легенды о котором слышал в детстве. Никаких мегалитов они не нашли, зато их воображение поразили гигантские двухметровые папоротники, осины в два обхвата и березы с квадратными стволами.
|
|
В 1885 году вдруг начали бесследно исчезать рабочие, ремонтировавшие Коломенский тракт.
|
|
Два года спустя в этих же местах пропал целый обоз из четырех телег, груженных железом, вместе с людьми. Полиция прочесала лес - безрезультатно.
|
|
Исчезновения продолжались до середины 1920-х годов, когда на трассе прекратилось движение.
|
|
Однако уже в наши дни пропажи людей возобновились. В ОВД Шатурского района скопилось множество «висяков», связанных с исчезновениями. Ни одного из пропавших отыскать не удалось.
|
|
Все они ушли в лес – и больше их никто не видел. Причем среди них были и местные жители, прекрасно знавшие окрестные места.
|
|
Таинственный лес В основном аномальные явления наблюдаются в поселке Пустоша, якобы расположенном близко к лесному урочищу.
|
|
По слухам, там неожиданно завелись какие-то огромные змеи – не то удавы, не то ужи. Трехметровую черную змею видела во время прогулки заместитель директора Шатурского краеведческого музея Наталья Акимкина.
|
|
Та же Акимкина рассказывает, что, собирая с мужем и друзьями бруснику в лесу, внезапно обнаружила, что потеряла своих спутников из виду, хотя они должны были находиться совсем близко от нее. Она окликнула их. Те отозвались, но Наталья не смогла определить, откуда именно доносятся голоса – они звучали как будто со всех сторон.
|
|
Тут женщина обратила внимание на то, что вокруг растет какой-то необычный мох – яркозеленый, пушистый, усеянный ягодами, и такой высокий, что доходил ей почти до пояса. Наталье с трудом удалось выбраться из этих зарослей. Когда муж с друзьями отыскали ее, оказалось, что она отсутствовала полтора часа, хотя ей казалось, что прошло всего несколько минут.
|
|
Впрочем, бывает и наоборот.
|
|
Вот что рассказывает руководитель объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров: «Место это очень глухое и совершенно не исследованное. Конечно, слепо верить всем рассказам нельзя, но история, рассказанная одним из дачников, кажется мне достоверной. Они с сыном пошли за грибами и заблудились. И когда уже отчаялись самостоятельно выбраться из леса, отец увидел странного лохматого старика, очень худого и необыкновенно юркого. Как говорил этот мужчина, и ему, и сыну почему-то очень хотелось его догнать, но это им так и не удалось. Зато они вышли из леса недалеко от своей дачи.
|
|
И как только это произошло, старик пропал».
|
|
Владения змеиного царя По утверждению краеведа Виктора Казакова, урочище Шушмор (более правильное название – Ушмор) построено около 2000 года до нашей эры племенем озерных людей, которые занимались магией и умели управлять природными силами.
|
|
Люди озер поклонялись змеиному богу Уру. Об этом культе свидетельствуют предметы, найденные во время археологических раскопок: например, черепки глиняной посуды с орнаментом из змей. Уру и было посвящено это капище.
|
|
Находилось оно на месте нынешнего села Шатур («шат» означает «небольшая горка», «Ур» – «змеиный царь»), напротив которого до сих пор стоит ритуальный камень. Казаков утверждает, что в этих краях есть подземные валуны, которые иногда выталкивает на поверхность неведомая сила.
|
|
Святилище представляло собой возвышение, на котором стоял деревянный или каменный идол. Рядом росло священное дерево. Разжигая перед капищем костер, богу приносили человеческие жертвы. Когда-то поблизости от села бил родник: святилища обычно строили вблизи водных источников.
|
|
Кроме того, места для строительства святилищ выбирали не случайным образом. Как правило, это были места силы, где происходили мощные выбросы энергии из недр земли.
|
|
Действительно, исследователи неоднократно фиксировали здесь аномалию, выражавшуюся в скручивании линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого находился в предполагаемом районе местонахождения таинственного урочища.
|
|
Русалочьи болота Не менее удивительны и легенды о шатурских озерах (или болотах). Неподалеку от Шатуры когда-то лежало небольшое озерцо. Называли его по-разному – кто Горюн-водицей, кто Печаль-озером, кто Бездонным.
|
|
Еще в стародавние времена говорили, что происходят там всякие чудеса. Будто бы деревянные предметы тонут, а не плавают, а вода оттуда может сама собой закипеть в котелке.
|
|
Никакой живности в том озере не водилось. Зато жили там русалки. Заманивали они огоньками одиноких путников. Те шли на свет, а оказывались на берегу озера. Русалки отводили им глаза и завлекали на дно.
|
|
А то еще придумали злые проказницы забаву – превращали воду озерную в серебро и сулили богато одарить своих жертв.
|
|
Только нашелся один босяк, голь перекатная, и по совету знающего человека бросил в воду мешок с осиновым крестом. И после этого исчезли русалки, да и само озеро в одну ночь куда-то подевалось.
|
|
Там же, под Шатурой, на восточном берегу реки Поля, раскинулось озеро Смердячье. Назвали его так потому, что вода в нем выделяет сероводород. Водоем идеально круглой формы, глубина его около 40 м. По мнению ученых, это метеоритный кратер, образовавшийся в этих местах около 10 тыс. лет назад.
|
|
Согласно легенде, на берегу когда-то стояла церковь, которая, как это нередко бывает в преданиях, вдруг взяла и провалилась в озеро. После этого вода в нем стала мутной и вонючей (смердячей).
|
|
Рассказывают, что в окрестностях озера «чудится», то есть людей посещают галлюцинации.
|
|
Кроме того, не раз наблюдали здесь НЛО.
|
|
«Воруй-городок» А на восток от Шатуры, в районе озер Карасево, Долгое и Великое, есть загадочное место под названием Воруй-городок, где легендарный разбойничий атаман Кудеяр когда-то прятал свои клады.
|
|
Построен был городок колдунами из древнего-древнего племени. Возможно, того самого, которому принадлежал Шушмор. Ведь для строительства подобных сооружений обычно выбирают особые «места силы» с соответствующей энергетикой.
|
|
Непосвященные не могут попасть в заколдованную зону, так как она постоянно окутана туманом. Летом ее окружают болотные топи, а зимой вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашел туда путь, получив магические знания от своей крестной матери – волоколамской ведуньи.
|
|
По легендам, приходился атаман единоутробным братом самому Ивану Грозному. Двадцать лет прожил великий князь Василий III со своей первой женой Соломонией, но детей у них не было.
|
|
На двадцать первый год отправил он ее в монастырь, а сам женился на Елене Глинской.
|
|
Однако в обитель Соломония попала уже беременной и вскоре родила мальчика. Узнав об этом, князь направил к ней гонцов, но по совету ведуньи бывшая великая княгиня сообщила, что сын ее, названный Григорием, умер. Вместо него похоронили заговоренную колдуньей деревянную куклу, а маленького Гришу тайно воспитала все та же ведунья в лесной избушке под Волоколамском.
|
|
Вырос Григорий и стал разбойничать, взяв себе прозвище Кудеяр («кудь» означает жестокую расправу, «яр» «крутой берег», «обрыв»).
|
|
Поговаривали, что отец и царственный брат знали о своем тайном родиче и даже виделись с ним.
|
|
Несколько раз царь будто бы останавливал погони за Кудеяром: только выйдут его люди на след ватаги, приказывал поворачивать коней. Может, жаль ему было брата, родную кровь, а может, и без колдовства не обходилось.
|
|
Так или иначе, умел Кудеяр проникать в зачарованный Воруй-городок. Туда и свою ватагу приводил, прятал награбленные сокровища, гулял-веселился с товарищами, пережидал опасность, а потом вновь выходил на разбойничью тропу.
|
|
О судьбе знаменитого разбойника ходят разноречивые слухи.
|
|
Одни говорят, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и принял монашеский постриг.
|
|
Другие – что на старости лет позабыл, где прятал свои сокровища, и до самой кончины бродил в одежде странника по России в поисках зарытых кладов.
|
|
Рассказывают, что и по сей день на шатурских болотах встречают старика в лохмотьях, который обращается к каждому встречному со словами: «А скажи-ка, мил-человек, где мой Воруй-городок?» Находились и другие искатели Кудеяровых сокровищ под Шатурой. Но, видно, тут действует магия – оказавшись в тех местах, где, согласно легендам, должен находиться Воруй-городок, многие из них сбиваются с пути и вообще начинают вести себя странно, в беспамятстве бродя по берегам трех озер…
|
|
Мария ПОДОЛЕЦКАЯ
|
|
Тайная Власть 03,2011
|