Комплекс Гёбекли-тепе меняет взгляд на историю
|
Как храмовый комплекс Гёбекли-тепе меняет взгляд на историю? Какие тайны скрывает древнейшее религиозное сооружение? И почему об этой находке почти ничего не знают в России? На эти и другие вопросы ответили участники конференции, посвященной глобальным аспектам в истории анатолийских цивилизаций и прошедшей в рамках Международного культурного форума в Петербурге. |
Открывая мероприятие, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Дьяков отметил, что Гёбекли-тепе представляет собой древнейший рукотворный комплекс, дошедший до нас со времен эпохи неолита. «Земли Анатолии таят в себе огромные археологические сокровища, – подчеркнул Николай Николаевич. – Раскопки на пограничных территориях проводил сам первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, к празднованию 200-летия со дня рождения которого мы сейчас готовимся». |
![]() |
Гёбекли-тепе – это храмовый комплекс, расположенный на востоке Турции, в регионе Юго-Восточная Анатолия, неподалеку от города Шанлыурфа. Предположительная дата его возведения – IX тысячелетие до н.э. Это значит, что он почти на пять тысяч лет старше Стоунхенджа! Гёбекли-тепе является одним из древнейших и крупнейших в мире мегалитических сооружений (мегалиты – постройки из огромных каменных глыб, характерные в основном для неолита и энеолита), а обнаружен он был относительно недавно – около 30 лет назад. |
Профессор Стамбульского университета и главный археолог комплекса Гёбекли-тепе Неджми Карул представил подробную презентацию находки, которая повествует об истоках оседлости. По его словам, после ледникового периода, приблизительно 12 тысяч лет назад, из-за природных изменений люди начали постепенно переходить от кочевничества к оседлым поселениям. Процесс сопровождался социальными трансформациями: коллективизм смещал индивидуализм, а на смену собирательству и охоте пришли одомашнивание скота и сельское хозяйство. |
Вместе с этими процессами появляются такие понятия, как собственность, разделение труда, торговля, организованная рабочая сила, хранение пищевых запасов и другие. Эту эпоху принято именовать неолитом или новым каменным веком. Автор концепций неолитической революции Гордон Чайлд говорит о зарождении городской среды в эпоху неолита, отметил профессор Н.Карул. |
По его словам, для всех неолитических религиозных сооружений, в том числе и для Гёбекли-тепе, характерна монументальность. Примечательно, что при строительстве Гёбекли-тепе использовались решения, применяемые и сегодня: фундамент, двери, перемычки и даже кладка угловых стен, без которых невозможно возведение современных небоскребов. Также в поселении были найдены древнейшие образцы бетона. |
Кроме того, люди того времени, вероятно, занимались планированием поселений и могли управлять жизненным циклом объектов. Так, Гёбекли-тепе, который, предположительно, использовался около двух тысяч лет, не был разрушен, а оказался засыпан землей. В этом исследователи видят свидетельство персонификации объекта, проводя параллель с погребением умерших. По мнению ученых, такой жест говорит об особом уважении к храму, поскольку усилия и ресурсы, необходимые для его «погребения», оказались несоразмерно больше потребовавшихся на возведение. |
Каждая постройка состоит из 12 стел, стоящих по окружности. По словам Н.Карула, это число всегда являлось сакральным для религиозных верований и прочно закреплено в разных культурах. Два больших (до 6-7 метров в высоту) обелиска т-образной формы находились в центре постройки. Они же представляли собой несущие конструкции для крыши, которая, вероятно, была натяжной и имела каналы, по которым могла течь жидкость (например, кровь), используемая в ритуалах. |
Форма обелисков напоминает человеческую фигуру: вертикальная линия представляет туловище, а небольшая горизонтальная перекладина сверху – подобие головы. Отсутствие же деталей и знаков половой принадлежности может свидетельствовать о том, что это – фигуры божеств, поделился спикер. Н.Карул отметил, что храмовые комплексы с подобными характеристиками встречаются по всему Ближнему Востоку. Одно из таких мест – Карахан-тепе, где раскопки были начаты лишь в этом году. |
Н.Карул подчеркнул, что логичным является вопрос: как строители перемещали каменные обелиски, ведь вес некоторых из них достигал 50 тонн? Скорее всего, отмечают ученые, люди, объединившись, транспортировали эти камни от места производства на холм, где возводили храм. |
Особое внимание ученых заслужила облицовка. Основной мотив декоративных элементов – изображения животных (змей, быков, лис, грифов, кабанов, ослов, скорпионов, пауков и других). По набору этих элементов можно судить о том, что разные храмы возводились различными коллективами, которые изображали свои знаки в особой манере. Также многие животные изображены в момент нападения: они могут быть частью устного народного творчества, рассказов, плодом коллективной памяти. |
Докладчик особо выделил роль журавля – символа, широко используемого мусульманским течением алевизм, приверженцы которого до сих пор проживают на территории Анатолии. Вполне возможно, что алевиты позаимствовали этот символ у более древних цивилизаций. Примечательно, что, несмотря на отсутствие изображений человеческих фигур на стенах храма, жители поселения исповедовали культ черепа. |
Н.Карул также продемонстрировал некоторые особенности быта представителей древней цивилизации: посуду, украшения, фигуры. «Гёбекли-тепе уникален, потому что показывает разнообразие жизни древнейших людей: их образ жизни и религию, быт и искусство. Из этих областей люди, научившиеся оседлому образу жизни, сельскому хозяйству и выращиваю скота, впоследствии расселятся по всей Европе», – прокомментировал ученый. |
Профессор СПбГУ Юрий Кривошеев назвал Гёбекли-тепе «недостающим звеном»: именно этот комплекс подробно показывает, как человек неолита перешел от собирательства к оседлости. По его мнению, это демонстрирует тот факт, что древние люди обладали высокими интеллектуальными способностями. Это открытие позволит по-новому взглянуть на истоки зарождения религии, отметил он. |
«Необходимы дополнительные изыскания историко-сравнительного плана. Например, изображения птиц характерны для ранних религиозных верований. Петроглифы в Гёбекли-тепе аналогичны тем, что найдены на острове Пасхи! Как они связаны и возможна ли эта связь? Надеюсь, что в будущем удастся поучаствовать в этих исследованиях», – поделился Ю.Кривошеев. |
Отвечая на вопрос, почему в мире, и в частности в России, практически никто не знает о Гёбекли-тепе, директор Музея Шанлыурфы Джеляль Улудаг отметил, что комплекс попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО лишь в 2018 году. Сегодня раскопки завершены на 20%, и одновременно проводится активная работа по продвижению Гёбекли-тепе как объекта археологического туризма. В планах администрации музея – сооружение крыши над храмовым комплексом и развитие близлежащей инфраструктуры. Н.Карул заметил, что турецкие археологи работают с учеными из других стран, в том числе из России. Группе хотелось бы привлекать к полевым работам студентов. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|