Кто и где искал Шамбалу
|
Мало кто из людей хотя бы раз в жизни не слышал о Шамбале – загадочном месте, находящемся где-то в Азии. В сознании современного человека это что-то сродни Атлантиде и Лемурии: понятиям из области фантастики и мистификации. Но уверенности в том, что Шамбалы не существует в мире абсолютно столько же, как и утверждений о ее реальности. Множество исследователей изучали этот вопрос и вносили свою лепту в понимание природы происхождения понятия Шамбалы. Так что же такое загадочная Шамбала: миф или реальность? |
В книге А.И. Клизовского «Основы понимании новой эпохи» есть фраза: «Шамбала – самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность». И по сути это действительно так. Шамбала как страна упоминается и в индуистских и в буддистских священных писаниях. В обеих религиях страна эта в определенное время станет родиной нового мессии- того, кто установит «рай на Земле». В народных легендах Тибета и Гималаев на территории Шамбалы уже царит божественный порядок. Как полагают буддисты, индуисты и шаманы, мир Шамбалы существует одновременно на физическом и духовном уровнях. |
Впервые упоминание о Шамбале появляется в Калачакра-тантре. Этот текст, по преданию, относится к Х в., и автором его является царь Шамбалы Сучандра, побывавший в Древней Индии, где ему было передано учение Калачакры от Будды Шакьямуни. После того как в IX в. в Среднюю Азию вторглись мусульмане, государство Шамбалы по воле божеств стало невидимым для большинства людей, и дорогу туда способны отыскать лишь духовно просветленные. |
Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакры как государственную религию. Царство Шамбала |
стало хранителем комментариев Калачакры и гарантом сохранения этого буддийского учения. Из Шамбалы, после длительного периода сохранения этой традиции в этом царстве, Калачакра-тантра в 966-967 гг. вернулась в Индию и в 1026-1027 гг. проникла в Тибет. Поэтому учение Калачакры неразрывно связано с Шамбалой. Ученые — востоковеды рассматривают Шамбалу как древнее гималайское царство, реально существовавшее в прошлом. |
Версии месторасположения этого рая разные. |
Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре, изображена реально существовавшая страна. Автор исходной карты отразил на ней эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э |
ГДЕ НАХОДИТСЯ ШАМБАЛА |
Энциклопедия мистических терминов утверждает, что Шамбала находится севернее реки Сита в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. |
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дает следующее определение: «Шамбала – место, расположенное где-то на этой планете, но обязательно в горной местности». |
Елена Блаватская, религиозный философ теософского направления, считала, что шамбала находится где-то на территории пустыни Гоби. |
В тибетских текстах написано, что Шамбала является духовной страной и находится на северо-западе от священной горы Кайлас. Гора Кайлас (Кайлаш) считается центром Мира, Вселенной и самым энергетически сильным местом на Земле. Вершина горы Кайлас до сих пор остаётся непокорённой, подняться на вершину так никто и не смог. В священных писаниях Бон – религии тибетцев, говорится, что никто и никогда не поднимется на её вершину, чтобы познать тайну. |
Алтайские шаманы говорят, что в долине Ярлу — «долине эдельвейсов» находится северный вход в Шамбалу, южный располагается в Гималаях, в долине реки Брахмапутра. |
Большинство буддистов говорят о Шамбале в символическом плане, считая её отражением духовно просветленного сознания, а не реальным географическим объектом. |
В любом случае, по преданию, путь в сказочную страну открыт только тем кто чист душой и готов попасть в райское место. В представлении тибетцев Шамбала – прибежище богов и просветленных – некого разряда суперлюдей, наделенных особыми знаниями. Именно роль Шамбалы как чистой земли в наибольшей мере покорила сердца жителей Центральной Азии. В сознании и опытнейших йогов, и простых пастухов Шамбала остается превосходнейшим местом, где люди с чистым сердцем и положительной кармой могут родиться снова в счастье и просветлении. Считается, что Шамбала это центр мира в центре её находится источник или своеобразный кристалл или субстанция вкладывающая жизнедеятельность всему сущему на земле. |
На Запад легенду о замаскированном в Гималаях земном Рае в 1627 году принесли два иезуита миссионера, Йоак Каброль и Эстевар Каселла, пытавшиеся распространять учение Христа в бутане. |
КТО ИСКАЛ ШАМБАЛУ |
Попыток отыскать Шамбалу было сделано немало. . С XV-XVI веков ее пытались найти многочисленные путешественники и экспедиции. |
Особая роль в распространении современных представлений о Шамбале принадлежит |
Н. Рериху, который в своих многочисленных публикациях писал, что: “Шамбала – самое священное слово Азии. Самый уникальный феномен, существующий на нашей планете”. Рерих со своей супругой Еленой настолько прониклись идеей поиска чудесного города Шамбалы, что решились на проведение экспедиции по Алтайским горам, Гималаям и Тибету. Она длилась пять лет ( 1924—1928 гг.) за которые были пройдены 25 000 километров. Экспедиция Рерихов по поиску Шамбалы, кроме исследовательских задач, должна была шпионить за британской и французской деятельностью в этой области. Рерихам оказывал поддержку один из руководителей НКВД СССР Глеб Бокий. Николай и Елена с опаской относились к большевикам и покинули Россию незадолго до революции, перебравшись в США. Однако им была нужна помощь. Тем не менее, экспедиция проходила под американским флагом. |
В поисках Шамбалы были пройдены 35 горных перевалов, пересечена пустыня Гоби. Участники одолели экстремальные погодные условия, сопротивление местных повстанцев, вооруженных бандитов и ядовитую траву, от которой погибли все лошади. Чем ближе приближались они к скрытому городу, тем запутаннее становились путевые записки. В своем дневнике Николай Рерих начинает строить графики путешествия в другой, параллельный, мир. Экспедиция все чаще регистрирует странные явления, пожары и огни над лагерем. Николай Рерих заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале от жителей Тибета. В очерке «Шамбала Сияющая» изложены основные сведения о Шамбале известные Н. Рериху. Также у него хранился манускрипт Калачакра-тантры, который, как считается, появился в Шамбале. Советское правительство через Николая Рериха надеялось заручиться поддержкой и могуществом Шамбалы. |
Председатель ВЧК Феликс Дзержинский и советский разведчик, чекист Яков Блюмкин также искали высшее знание Шамбалы, которое хотели применить для усовершенствования социализма. Надо признать, что Дзержинский к идее поиска отнесся скептически. Не смотря на весь свой революционный романтизм, он был реалистом и скептиком. Только аргумент, что, организовав экспедицию в Гималаи, можно разведать пути дальнейшего расширения революции, смог убедить Дзержинского в ее необходимости. Блюмкин уже имел опыт командировок на Восток. Какие-либо документы, а, главное, отчет Блюмкина об экспедиции, если сохранились, то до сих пор засекречены. Однако существует целый ряд косвенных свидетельств, что экспедиция прошла успешно. И в первую очередь, это свидетельство Рериха. Так, например, в своей книге «Алтай — Гималаи» художник довольно подробно описывает свою встречу с «монгольским ламой», в котором лишь со временем распознал эмиссара Москвы. |
Лама, под видом которого Блюмкин проник в Азию, показал себя не только хорошим и умным собеседником, знакомым с московскими друзьями Николая Константиновича, но и довольно опытным путешественником, что для экспедиции Рериха оказалось особенно ценно. Он провел инженерные исследования местности, уточнил протяженность отдельных участков пути, записал характеристики мостов и бродов через горные реки. Но записки Рериха заканчиваются на дне начала восхождения к горным монастырям Тибета. |
ФАШИСТЫ ТОЖЕ ИСКАЛИ ШАМБАЛУ. ЗАЧЕМ? |
О том, что советская экспедиция оказалась результативной, говорит то, что именно после нее немецкие нацисты занялись поисками мистической Шамбалы. |
Пятнадцать лет по личному приказу фюрера экспедиции СС искали в Тибете легендарную Шамбалу. Материалы этих экспедиций до сих пор не рассекречены. Правительства Германии, Великобритании и США объявили, что предполагается открыть секретные досье только в 2044 году. |
В конце 1930 года, еще до прихода нацистов к власти, в Гималаи отправилась экспедиция из пяти человек, в числе которых были молодой индус Раджа и Вильгельм Байер. Вернулась экспедиция в Германию только в конце 1934 года. Шамбала обнаружена не была, но Байер привез очень древнюю рукопись на санскрите. В рукописи содержались сведения об истории Земли. В ней говорилось, что за 20-30 тысяч лет до Рождества Христова на нашу планету прибыли пришельцы из другой звездной системы. По мнению ряда исследователей, информацию, содержавшуюся в рукописи, использовал Третий рейх для создания дисколетов, намного опередивших конструкторскую мысль ХХ века. После поражения Германии их чертежи и модели были уничтожены. Но сохранилось несколько фотографий странных дисков с кабиной. Если бы не свастика на борту аппарата, зависшего в метре от земли рядом с группой фашистских офицеров, то он вполне мог бы сойти за НЛО. |
Еще одна экспедиция была направлена в Гималаи в 1931 году. Целью ее были непальские монастыри, укрывшиеся в неприступных горных долинах. Контакт с Шамбалой, правда, не состоялся, но в Германию были привезены множество древних рукописей, чучел неизвестных еще в Европе зверей и коллекции растений. Главным артефактом была рукопись XVII века «Дорога Шамбалы». В ней приводился список священных мест, которые надо пройти, чтобы добраться до легендарной страны. Отчеты о результатах экспедиций отправлялись непосредственно рейсхфюреру Гиммлеру и от него же получались инструкции об очередных задачах. |
Особенно интересные результаты были получены во время экспедиции 1938 года. Было не только пройдено большинство монастырей, указанных в «Дороге Шамбалы», но и сняты уникальные киноленты о секретных буддийских ритуалах. |
28 ноября 1942 года, вскоре после того как германская армия была окружена в районе Сталинграда, и после разгрома дивизий вермахта в Африке, Гиммлер посетил Гитлера. Гиммлер предложил срочно отправить в Тибет отряд опытных альпинистов – офицеров СС, которые должны были отыскать Шамбалу. В проекте, переданном фюреру, находилась также карта, полученная в результате предыдущих экспедиций, где указывалось примерное нахождение Шамбалы. Гиммлер убедил Гитлера, что с помощью таинственных, всемогущих жителей Шамбалы можно повернуть историю вспять и добиться победы. |
В январе 1943 года в обстановке строгой секретности из Берлина в Тибет выехали пять человек, возглавляемые профессиональным альпинистом из Австрии Генрихом Харрером. Это стало последней попыткой отыскать Шамбалу: уже в мае всю компанию арестовали в британской Индии и поместили в тюрьму. Генрих Харрер за год совершил четыре побега. Последний увенчался успехом. Харрер скитался по Тибету в поисках Шамбалы целых пять лет и лишь случайно узнал от встреченного в горах индийского торговца, что Германия капитулировала и война закончилась. |
В 1948 году Харрер прибыл в тибетскую столицу Лхасу. После трехлетнего пребывания при дворе далай-ламы он в 1951 году вернулся в Австрию с огромным архивом. Но ознакомиться с ним ученым не удалось: архив был сразу же конфискован британцами. Позже альпинист выпустил книгу мемуаров «Семь лет на Тибете», ставшую известной лишь через много лет, когда по ней сняли фильм с голливудской звездой Брэдом Питтом. К тому времени как в руки газетчиков попала часть докладов Гиммлера, Харрер уже умер, так официально и не признав, что был направлен на Тибет правительством фашистской Германии. Что касается его архива, то британские власти рассекретить его отказываются. |
ЧТО В ИТОГЕ |
В фольклорных сказаниях и в книгах многих путешественников можно найти упоминания о том, что, случайно приближаясь к заповеданным границам священной земли, люди и животные испытывали странную дрожь, словно получая удары этих невидимых лучей. В этих районах и караванные животные, и люди непроизвольно останавливались, и никакая сила не могла заставить их продолжить свой путь за пределы очерченных священных границ. В источниках говорится также, что местные проводники отказываются вести путешественников в некоторых направлениях. Они скорее дадут себя убить, чем поведут кого-либо дальше. Это связано с тем, что проводники находятся под психологическим влиянием сил, защищающих вход в волшебный город. Но если смелый путешественник все-таки отважится идти «заповедным» путем, его все равно остановят обвалы и камнепады, потому что незваный не должен достичь обители. |
Так что Шамбала и сегодня остается загадкой, разгадать которую страстно желают все стремящиеся к власти. Справедливости ради стоит отметить, что при возвращении к рассмотрению первоисточников, обнаруживается, что большинства |
современных определений Шамбалы в них просто не содержится. В современных |
пересказах произошла заметная трансформация мифа о Шамбале. Место, даровавшее индуистам и буддистам их религиозные учения, в какой-то момент времени стало заветным источником могущественных таинственных знаний. Но как сказал Далай-лама XIV: «Если такое множество текстов Калачакры прибыли из Шамбалы, как может страна быть только фантазией?» |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|