Мистические тайны Гурджиева - 10
|
Продолжение статей: Второе мистическое путешествие Гурджиева к трону Чингисхана (9), Гурджиев и суфизм (8), Мистическое путешествие Гурджиева к трону Чингисхана (7), Алистер Кроули и Гурджиев (6), Гурджиев и Императорское Географическое Общество (5), Интимные тайны Гурджиева (4), Гурджиев и Бадмаев (3), Гурджиев и Сталин (2), В поисках древнего знания. Дневник Гурджиева (1) |
Часть десятая: Философия Гурджиева |
И опять, прежде чем читать дневник Георгия Ивановича Гурджиева дальше, давайте посмотрим как провидение вновь спасает Алистера Кроули от неминуемой гибели в схватке с Георгием Гурджиевым. Вот как об этой истории рассказывает Игорь Александрович Минутко в своей книге «Георгий Гурджиев. Русский лама»: |
«Низвергаясь вниз, в пропасть, он не слышал собственного крика: «А-а-а!..» И не ощутил боли, ударившись о каменную глыбу. Его тело было отброшено в сторону. От удара Алистер Кроули потерял сознание, его тело запуталось в густых ветках кряжистой сосны, что росла в расщелине отвесной скалы. Крепкий сук надёжно удерживал Алистера Кроули в колючих хвойных зарослях. |
Первое, что увидел он, открыв глаза, была большая лохматая гусеница, серо-голубая в пупырышках, она медленно ползла, по тонкой ветке перед самым его лицом. Зрелище было отвратительным: будущий «великий маг двадцатого века» испытывал отвращение к кошкам и всем ползающим тварям — змеям, червям, гусеницам. Содрогнувшись, Алистер Кроули почувствовал, что не лежит на земле, а висит над бездной и внизу, в темноте глухо шумит невидимая горная река. И мгновенно он вспомнил всё, что было совсем недавно. «Это он, Арсений Болотов, сбросил меня в пропасть. Но я жив... Я выберусь... Я найду его и разорву на части...» Но тут же сверкнуло в сознании: «Трон... Он первым доберётся до него. Я призван... Я должен... Иначе ОНИ не дадут мне свою силу...» |
Алистер Кроули, по-прежнему не чувствуя боли, попытался спокойно оценить своё положение: осторожно, обеими руками он ощупал себя, нашёл за спиной сук, на котором висел, как туша на крюке в мясной лавке. Понял, что ремень зацепился за сук и крепко держит его. Но как освободиться и выбраться? |
«Так я и буду висеть над пропастью, пока не околею,— хладнокровно, отрешённо подумал Алистер Кроули.— Или мне станет совсем невмоготу, я отцеплю себя от этого чёртового сука и... Почти мгновенная смерть». |
— Нет!..— крикнул он.— Ненавижу!.. Арсений!.. Будь ты проклят! Ненавижу!.. Я найду тебя... После смерти я... |
Затрещали ветки, в них мелькнуло чьё-то лицо: обилие волос, узкий лоб, приплюснутый нос с вывернутыми ноздрями, выпуклые надбровья и под ними тёмно-карие глаза. Лицо исчезло. Сквозь ветки к Алистеру Кроули просунулась рука. Не рука — заросшая густой тёмно-коричневой шерстью ручища, только ладонь была гладкой, как у человека. И Алистер Кроули, преодолев ужас и смертный страх, вцепился в эту руку железной хваткой ( она была горячей ); вокруг его запястья кольцом сомкнулись могучие пальцы. |
Рывок! Ремень, державший его над пропастью, соскользнул с сука. По лицу хлёстнули ветки, и вдруг всё тело словно окунули в кипящий котёл такой боли, что Алистер Кроули уже не понимал, что с ним: мелькало, рябило вокруг, он двигался рывками, и от каждого рывка боль вспыхивала взрывом, усиливаясь многократно. |
«Лучше умереть...» — подумал он, погружаясь в густой, липкий мрак. |
Алистер Кроули лежал на спине с закрытыми глазами, чувствуя под собой твёрдую землю. «Я жив!..» Кто-то стоял над ним и шумно, часто дышал. Открыв глаза, он увидел огромное существо, похожее на человека, всё заросшее густой шерстью. «Йети,— пронеслось в сознании Алистера Кроули.— Снежный человек...» А существо медленно, осторожно опустилось перед ним на корточки. Чёрный маг, мистическая карьера которого только начиналась, закрыл глаза. Его лица коснулось жаркое смрадное дыхание. Алистер Кроули лишился чувств. |
Когда сознание вернулось к нему, был вечер. Он обнаружил себя на войлочной подстилке, положенной на землю возле жарко горевшего костра. Раны и кровоподтёки были смазаны какой-то мазью, и все они уже затянулись тонкой молодой кожей, немного саднили и чесались. Голова ясная, в теле — полное отсутствие боли. Алистер Кроули приподнялся. У костра были двое: на корточках сидел старик, и пламя освещало его морщинистое тёмное лицо; рядом с ним стоял мужчина в длинном, до земли, одеянии, красного цвета, с капюшоном, почти закрывавшим лицо. |
Алистер Кроули сразу узнал его. О! Только бы он не поднимал капюшон! Только бы ещё раз не увидеть его обезображенного лица... Месяц назад этот человек возник в лондонской квартире Алистера Кроули, на нём был чёрный длинный плащ с капюшоном, тоже почти закрывавшим лицо. И когда в кабинете чёрного мага, где пепельницей для сигарного пепла ( а также для пепла анаши, конопли и прочих травок ) служил череп шимпанзе, а на спинке кресла сидело чучело чёрной кошки, собственноручно принесённой в жертву хозяином квартиры, они остались вдвоём, нежданный гость откинул капюшон... |
Алистер Кроули невольно отшатнулся. |
— Ты узнал меня, и, значит, ты всё понял.— Посланец подземного мира говорил на безукоризненном английском языке; его голос звучал тихо, глухо, бесстрастно.— Тот, кого ты называешь Арсением Болотовым, через два дня отправится из Тифлиса в поход за троном Чингисхана. Собирайся. У нас впереди дальняя дорога. |
— Куда мы едем? |
— Сейчас в Германию, отряд ждёт тебя там. И дальше вы двинетесь в Тибет. |
Сейчас мужчина в красном одеянии взял два факела, которые были прислонены к большому камню, и зажёг их от костра. Старик поднялся, взял один из факелов, приказал Алистеру Кроули жестом: «Поднимайся!» Алистер Кроули выполнил приказ. Он чувствовал себя здоровым, полным сил. Рядом с костром в скале зияла чёрная рваная пасть пещеры. И дальше в подземном мире Агарти для Алистера Кроули зеркально повторилось всё, что совсем недавно произошло с Георгием Гурджиевым. Только в одном была разница. |
— Итак, Алистер,— сказал Великий Посвяшённый,— ты имеешь право на пять вопросов. Не больше и не меньше. Спрашивай. |
— Я опоздал? |
— Нет, ты не опоздал. |
— Но я не убил его, не опередил! |
— Это не вопрос — только эмоции! |
— Он жив? |
— Да, он жив. Но какое это для тебя имеет значение? Повторяю: ты пришёл вовремя. |
— Я найду его и убью! |
Это восклицание осталось без ответа. |
— Я получу трон? |
— Ты получишь силу и энергию, которые заключены в троне Чингисхана. |
— Когда я должен вручить ЭТО вашему избраннику? |
— Через восемнадцать лет. У тебя остался последний вопрос, Алистер Кроули. |
Он заспешил, захлёбываясь чёрным вожделением: |
— За эти восемнадцать лет я могу воспользоваться силой и энергией трона? |
— Нет! Но они будут с тобой и определённым образом могут помогать тебе на избранном пути. |
— Но как я... |
— Всё! — Великий Посвяшённый Чёрного Воинства остановил Алистера Кроули повелительным жестом руки.— Ты исчерпал свои вопросы. Но сейчас ты всё поймёшь. |
Владыка тьмы поднялся с кресла и медленно зашагал к пустой «сцене». За ним последовали старцы. Их длинные бордовые одежды развевались — подземный ветер поднялся из глубины чёрного пространства, в котором находился «великий маг двадцатого века», всё основное в его сумеречной жизни было впереди...» |
Вот такая мистическая история. И опять вмешивается йети ( снежный человек ). Вот после этого и задумывайся, что случайностей в жизни не бывает. Ну а дальше в дневнике Г.И.Гурджиева повествуется о том, как Гурджиев доставляет камень с трона Чингисхана Иосифу Джугашвили и волей Судьбы делает его самым кровавым диктатором в двадцатом столетии, о чём впоследствии очень сильно сожалеет. Ну впрочем не нам с Вами его судить. Давайте дадим ему вновь слово. Итак, далее в дневнике Георгия Ивановича Гурджиева записано: |
7 ноября 1906 года. |
«В Тифлисе я появился утром, было прохладно, с гор дул сильный северный ветер. По улицам, шурша, летели стаи пурпурных, багровых, жёлтых листьев. Вода в Куре стояла высоко, пенилась беспокойно и имела цвет кофе с молоком. Наверно, в верховьях прошли сильные дожди. |
Извозчичья бричка с поднятым верхом, на пружинистых рессорах везла меня по набережной. Около церкви Метехи мы повернули в узкий переулок, поднимавшийся в гору. На углу я отпустил извозчика, расплатившись с ним. «Четвёртый дом с балконом, в окне которого всегда сидит рыжая непричёсанная старуха» — так объяснил мне «Тот, который...» рано утром 1 сентября 1906 года, когда началась моя вторая экспедиция за троном Чингисхана. Правильнее сказать — военный поход. «Я буду ждать тебя в этом доме,— сказал тогда Коба.— Войдёшь во двор. Дверь без ручки возле каштана с треснутым стволом. Это моя вторая конспиративная квартира. О ней никто не знает. Там бываю только я...» |
Старуха сидела на месте и без всякого интереса смотрела на меня. Она казалась восковым манекеном. Двор был крохотный; дерево, старый каштан с трещиной в стволе, оказалось там единственным. Я постучал в обшарпанную, ветхую дверь без ручки. Торопливые осторожные шаги, недолгое молчание. |
— Кто? — его настороженный тихий голос. |
— Это я, Иосиф... |
Звук отодвигаемой щеколды. |
Он приоткрывает дверь, воспалёнными бессонницей глазами всматривается в меня. Похудел, ещё больше зарос щетиной, лицо серое, осунувшееся. От Кобы воняет псиной. Или меня обманывает обоняние?.. |
— Здравствуй! — говорю я. |
Он распахивает передо мной дверь, отступает в сторону. |
— Быстро проходи! И вверх по лестнице. |
На второй этаж ведут крутые ступени со стёртыми краями. Я поднимаюсь по лестнице и слышу за спиной его частое, прерывистое дыхание. Мы оказываемся в большой комнате с двумя широкими окнами, задёрнутыми бледно-коричневыми портьерами, потёртыми, давно не стиранными и выцветшими. В комнате полумрак, и я в первые мгновения ничего не вижу. Резко усиливается тошнотворный запах псины. И — глаза адаптировались — я обнаруживаю его источник: на широкой кровати у глухой стены под атласным одеялом, затёртым, захватанным, в мерзких пятнах, лежит седой старик с вздувшимся мёртвенно-бледным лицом и полуоткрытым беззубым ртом из которого вытекает слюна; голова его повёрнута к двери, водянистые глаза устремлены на нас с Кобой, и мне кажется, в них полное отсутствие мысли, только мрак и безразличие. И эта кровать, и старик на ней смердят псиной — запах словно струится медленным густым потоком. |
— Садись к столу,— приказывает мне Иосиф Джугашвили. |
На середине комнаты — круглый стол под тяжёлой бархатной скатертью вишнёвого цвета, с бахромой. На нём только большой глиняный графин и рядом с ним пустой гранёный стакан с тёмно-красным ободком по внутреннему краю. |
Мы садимся рядом на шаткие венские стулья. |
— Ну? Чего молчишь? — В голосе «Того, который...» нетерпение и злость. |
Сейчас я думаю: Господи! Как всё это произошло буднично, даже пошло. И в какой обстановке... Событие, в огромной степени определившее судьбу человечества XX века!.. |
— Иосиф... Я должен тебя огорчить... |
— Что такое? — яростно перебивает он. |
— Весь отряд, все твои бойцы... и Давид Цхарели... все погибли... |
— Я тебя не об этом спрашиваю! — Коба вскакивает со стула, быстро, бесшумно кружит вокруг стола.— На то и воины, чтобы погибать! Я не об этом! — Он опять садится на стул рядом со мной, часто дышит, я встречаю его воспалённый взгляд — глаза прищурены, что-то звериное, рысье есть в них.— Трон!.. |
Я оглядываюсь на старика. |
— Не обращай внимания на этот живой труп! Он ничего не понимает, это старческий идиотизм. Паралитик, уже несколько лет. Он хозяин этого дома. А старуха на балконе — его супруга. Тоже не двигается, у неё слоновая болезнь. Видел бы ты её ноги!.. |
Я достаю из небольшого саквояжа, с которым пришёл, крохотный кожаный кисет и передаю его Кобе. Иосиф Джугашвили выхватывает у меня кисет, начинает развязывать шёлковую тесьму, руки его дрожат. |
— Тебе надо... |
— Я знаю! – яростно перебивает он. – Мне был вещий сон. |
Коба наконец развязывает кисет, вытряхивает на ладонь его содержимое. Мой взгляд невольно приковывается к драгоценному камню с множеством граней тёмно-лилового прозрачного цвета, внутри его вспыхивает чёрная искра. «Тот, который...» с силой сжимает руку с камнем в кулак. С такой силой, что белеют пальцы. Я вижу, как по лицу Иосифа Джугашвили проходит судорога, на висках взбухают жилы, пот выступает на лбу, глаза закатываются под лоб, учащается дыхание... Ещё мгновение, и он лишится чувств. Я не знаю, сколько это длилось. Могу лишь предположить: меньше минуты. |
Наконец Коба разжимает руку. Она пуста. Камень таящий в себе силу и энергию трона Чингисхана, исчез. На ладони — лишь тёмное, как от ожога, пятно, которое на глазах исчезает. Так испаряется большая капля воды, попавшая на горячую плиту. |
— Иосиф...— вырывается у меня вопрос.— Что ты испытывал... |
Я не успеваю договорить — он поворачивается ко мне, и я вижу только его глаза: их заполняет яркий, густой зелёный свет, и в них не видно зрачков. |
— Вон! — исступлённо, ненавистно кричит избранник царства тьмы.— Пошёл вон!.. Убью!.. |
И я осознаю, чувствую: убьёт. Или сейчас, или потом. Не помню, как я оказался у двери. Но прежде чем захлопнуть её, я слышу глухой, но твёрдый старческий голос: |
— Я всё понимаю,— старик-паралитик говорит по-русски.— И всё видел. Я буду свидетелем, когда... |
Не моя воля — животный страх, обуявший меня, захлопывает дверь». |
Газета «Тифлисские новости», 8 ноября 1906года: |
«7 ноября сего года после продолжительной болезни скончался от удушья титулярный советник г-н Касатонов Иван Семёнович. |
Отпевание покойного и похороны состоятся на русском кладбище сегодня в 16 часов». |
Мне к сожалению не удалось разыскать в доступных источниках, кто такой был титулярный советник Касатонов И.С. Но именно он стал первой жертвой будущего кровавого диктатора прошлого столетия Иосифа Джугашвили ( Сталина ) после того как Георгий Гурджиев передал ему камень с трона Чингисхана. Видимо Сталин стал после этого уничтожать всех свидетелей всей этой мистической истории. Далее в книге И.А. Минутко вот что пишется: |
«…9 ноября 1906 года Георгий Гурджиев спешно покинул Тифлис и... появился на Кавказе через десять лет, в разгар Первой мировой войны и накануне события, с которого начинается ( если иметь в виду течение исторического времени, но не человеческую жизнь ) «коммунистическая эра» на одной шестой части земли. На минувшее десятилетие пришлось второе его «суфийское странствие», из которого наш герой привёз уже готовым своё учение о «четвёртом пути», намереваясь приобщить к нему учеников, появившихся у Георгия Ивановича уже во время его долгих скитаний по восточным странам. |
Есть смутные источники ( ждущие своего исследователя ), иносказательно намекающие на то, что несколько лет из прошедших десяти он провёл в Тибете в качестве советника далай-ламы по европейским вопросам, являясь там на самом деле русским секретным агентом. |
Однако главным для Гурджиева было его новое учение, которое он жаждал проверить на практике. Им был создан Институт гармоничного развития человека, сразу же ставший «кочующим»: впервые он появился в Тифлисе; грянул «Великий Октябрь», а за ним братоубийственная гражданская война, и со своими верными учениками Учитель, Гуру — теперь его называют только так — переезжает в Пятигорск, откуда ему в буквальном смысле слова приходится бежать после захвата города красными,— через верного друга Георгию Ивановичу передают записку: «Кацо, срочно уезжай в Россию, а ещё лучше, в Европу. Сталин хочет тебя убить». |
Эмиграция ( он не допускает мысли, что это навсегда ): Константинополь, Берлин, Лондон. С ним — его ученики, их становится всё больше; Институт гармоничного развития человека «на колёсах», ведёт скитальческую жизнь. И наконец якорь брошен. |
1922 год, Франция; в аристократическом предместье Парижа, в Фонтенбло, Георгий Иванович покупает средневековый замок Приёрэ с угодьями, куда Учитель переезжает со своими учениками, русскими поклонниками и большой семьёй ( сведений о семье главного героя у автора повествования нет, в доступных источниках они отсутствуют, и, таким образом, личная жизнь действительно великого оккультиста XX века остаётся за семью печатями ). |
В декабре 1923 года на Елисейских полях в Париже «группа учеников русского мистика Гурджиева», как говорилось в афишах, демонстрировала во время театрального представления «движения и танцы», ошеломившие, даже шокировавшие публику. Через год состоятся гастроли «труппы Гурджиева» в Соединенных Штатах Америки с той же программой, и известный театральный критик, похоже повергнутый представлением в шок, напишет в своей рецензии: |
«Зрелище потрясает само по себе, но ещё в большей мере невероятным послушанием учеников Учителю. Удивительно яркое, автоматическое, нечеловеческое, почти невероятное и роботоподобное подчинение актёров ( если это актёры ) режиссёру, когда исполнители превращаются в группу натренированных зомби или цирковых животных». |
Такая же реакция была на представлении в Париже, год назад. |
О Георгии Гурджиеве заговорили, он стал знаменитостью. Хотя, во всяком случае на первых порах, мало кого интересовало его учение. Больше всего было слухов и толков о его неслыханном «восточном» богатстве — и прежде всего судили по роскошному замку мистика и оккультиста в Фонтенбло. |
И действительно, во Франции в 1923 году Гурджиев оказался сразу в негласных списках самых состоятельных людей Европы. «Откуда такие средства? — возникал не только обывательский вопрос.— Каким образом этот таинственный человек, прибывший из разорённой, ограбленной большевиками, нищей России, вдруг, как по волшебству, стал миллионером, неслыханным богачом?» Наверно, вопрос сей возникает и у читателей нашего повествования, перед которыми прошли главные события в жизни Георгия Ивановича Гурджиева. Вы получите на него ответ, потому что без этого невозможно понять феномен этого великого человека. |
Кстати, в ответе на вопрос: «Откуда такие богатства?» — заключён смысл существования гармоничного человека по Гурджиеву, или по-другому: «Вот что может сделать каждый из вас, если встанет на мой путь». Так он считал. Однако возникают сомнения: каждый ли? Судите сами. |
В 1924 году в США Гурджиев — первый и последний раз в жизни — дал обширнейшее интервью, достаточно часто переходившее в длинные монологи, устные новеллы из своей жизни, но всё сказанное им было ответом на бесчисленные вопросы со всех сторон: «Каким образом вы разбогатели?» Вот несколько фрагментов из этого интервью и комментарии к ним. |
«Наиболее характерным воспитательным моментом моего первого учителя ( имеется в виду отец Гурджиева ) было то, что как только он замечал, что я хорошо познакомился с каким-либо ремеслом, полюбил его, он категорически требовал, чтобы я оставил его и переходил к другому. И действительно, это соответствовало моему характеру: каждая работа имела для меня смысл, была интересна до тех пор, пока я полностью не постигал её. С детства это стало, если хотите, привычкой на всю дальнейшую жизнь. В результате мой кругозор в различных областях знаний постоянно расширялся». |
Прошу внимания читателей! Соединяются вместе три компонента: уроки, если можно так сказать, первого Учителя — отца, интересы самого Гурджиева ( «это соответствовало моему характеру» ) и основополагающий принцип суфизма — совершенствовать свой дух и тело на пути к высшей истине в приобретении самых разных профессий и знаний. |
«Итак, в ранние годы я уже был способен зарабатывать достаточно денег для обеспечения своих непосредственных нужд. Однако ещё совсем молодым я стал интересоваться вопросами, которые ведут к пониманию смысла и цели жизни. Я отдавал этому всё время и не направлял каждодневно свои способности на зарабатывание денег, на эту самодовлеющую цель существования, на которой, благодаря ненормальному воспитанию, сосредоточены все «сознательные» и инстинктивные стремления современных людей, и особенно вас, американцев. Я возвращался к зарабатыванию денег только для моего обычного существования, чтобы дать себе возможность выполнить то, что было необходимо для достижения цели, которую я себе поставил». |
Каким же образом зарабатывал молодой Георгий Гурджиев деньги для своего «обычного существования»? Только один, но весьма характерный пример. 1909 год. Наш герой — ему 30 лет — во втором суфийском странствии. Волею судеб он оказывается в Ашхабаде, откуда намечен путь в Сирию и Палестину. А средств нет, деньги кончились. Надо срочно их заработать в достаточном количестве, и быстро. |
«Оказавшись в этом знойном и пыльном городе, я составил следующее объявление, развешенное на видных местах: |
«Универсальная передвижная мастерская на короткое время останавливается в вашем городе. |
Спешите и подавайте ваши заказы, приносите всё, что вам нужно починить или переделать. |
Мы чиним швейные машины, пишущие машины, велосипеды, граммофоны, музыкальные ящики, электричество, фотографические, медицинские и другие аппараты, газовые и масляные лампы, часы, все виды музыкальных инструментов — аккордеоны, гитары, скрипки, тари и т. д. |
Мы исправляем замки и оружие всех видов. Мы чиним, переделываем, сбиваем и вновь отделываем любую мебель в нашей мастерской или в вашем доме. |
Мы чиним, лакируем и настраиваем пианино, рояли и гармоники. |
Мы устанавливаем и ремонтируем электрические лампы, звонки и телефоны. |
Мы исправляем и снова покрываем зонтики. Чиним детские игрушки и куклы, резиновые изделия всех видов. Мы моем, чистим, и чиним ковры, шали, гобелены, меха и т. д. |
Мы выводим всех видов пятна. |
Мы восстанавливаем картины, фарфор и все виды античных изделий. |
Мастерская имеет хорошо оснащённый гальванопластический кабинет для золочения, серебрения, никелирования, бронзирования и оксидирования. Любое изделие вновь покрываем белым металлом, самовары покрываем и лакируем в двадцать четыре часа. |
Принимаем заказы на все виды вышивки — крестом, гладью, бисером, перьями и т. д.». |
Согласитесь, в самом этом необычном «Объявлении» нарисована яркая, пёстрая, богатая картина быта юго-восточной окраины Российской империи, которая, по определению вождя мирового пролетариата, именно в это время являлась «тюрьмой народов». Первые два дня на этом «Объявлении» не был указан адрес, а интерес к «универсальной передвижной мастерской» рос с каждым часом, её искали, начался ажиотаж. |
За эти два дня Гурджиев снял необходимое помещение, взяв небольшой кредит в банке, обзавёлся минимумом нужного инвентаря и оборудования, нашёл двоих подмастерьев ( к концу работы мастерской их число возросло до восьми ). На третий день в объявлениях, развешанных по городу, появился адрес, и клиенты в буквальном смысле слова повалили валом. |
Надо сказать, что все перечисленные в объявлении услуги, были «вспомогательными профессиями», как говорил Георгий Иванович, которыми он владел к тому времени в совершенстве. |
Ещё одно признание — в связи с описываемой ситуацией: |
«Моя «нечеловеческая работоспособность», по словам подмастерьев, объясняется не только врождённой приспособляемостью ко всякого рода ситуациям, но главным образом благодаря моему беспощадному отношению к общечеловеческой слабости, особенно, по моим наблюдениям, характерной для русских, если они не одержимы полностью поглотившим их занятием. Эта слабость была присуща и мне. Я говорю о лени. Её я искоренил в себе беспощадно и теперь могу сказать: я не знаю, что такое лень. Проснувшись рано утром, я деятелен весь день и до глубокой ночи. |
Более того, когда возникает такой ритм работы, как в мастерской в Ашхабаде, фактически круглосуточный, во мне, в моём организме происходят изменения, необъяснимые с точки зрения обычной науки. И так в подобных ситуациях бывало всегда, на протяжении всей моей жизни: происходит изменение в регулировании ритма потребления и расходования жизненной энергии: в периоды подобной работы я получаю возможность не спать вообще несколько недель и даже месяцев, однако в то же время проявлять активность, которая нисколько не ослабевает, а, напротив, становится более интенсивной, чем в обычной обстановке». |
И вот результат: |
«Моя мастерская в Ашхабаде функционировала три с половиной месяца. За это время я заработал пятьдесят тысяч рублей». |
Давайте опосредованно попытаемся представить, что собой представляла эта сумма в Российской империи в 1909 году. Жалованье человека на государственной службе — чиновника, преподавателя гимназии, банковского клерка и т. д.— в среднем составляло 33 рубля 30 копеек в месяц; на этот оклад можно было содержать большую семью, иметь в городе 5—6-комнатную квартиру с прислугой, раз в год отправляться с чадами и домочадцами на отдых за границу. Жалованье офицера в среднем чине в армии составляло от 45 до 50 рублей в месяц. Теперь — цены. Мясо стоило 6 копеек фунт ( 400 граммов ), хлеб — 2—3 копейки, хороший виноград — 6 копеек фунт. Произведём простейшие подсчёты: разделим 50 000 на 3,5 месяца. Мы получим 14 280 рублей. Вот месячный «оклад» Георгия Гурджиева за время работы в «универсальной передвижной мастерской» в Ашхабаде. Другими словами, за три с половиной месяца наш герой заработал гигантское состояние, которое удачливому бизнесмену или предпринимателю под силу сколотить лишь в течение всей трудовой жизни. |
На протяжении «своего пути» Георгий Иванович Гурджиев всегда занимался предпринимательской, коммерческой деятельностью, никогда не чураясь, если этого требовали обстоятельства, простого физического труда. При этом в среднем время его распределялось так: восемьдесят процентов на духовные поиски, двадцать — на добывание денег. И только когда он поставил перед собой фундаментальную задачу: создать Институт гармоничного развития человека, эта пропорция зеркально поменялась местами на несколько лет. |
«Я только скажу, что, когда я поставил себе задачу создания определенного капитала, я уже в этом деле приобрёл разнообразный, многосторонний опыт. Поэтому, когда я направил все свои способности на добывание денег для этой цели ( Институт ), то даже, несмотря на то что этот аспект человеческого стремления сам по себе никогда не интересовал меня, я выполнил это таким образом, что результаты могли бы вызвать зависть ваших лучших специалистов долларового бизнеса. |
Я занимался самыми различными предприятиями и иногда весьма большими. Например, я выполнял частные и правительственные заказы по строительству железных и шоссейных дорог и снабжением их всеми строительными материалами; я открывал большое количество складов, ресторанов и продавал их, когда они начинали хорошо работать; я организовывал различные сельские предприятия и гонял скот в Россию из нескольких стран; я принимал участие в бурении нефтяных скважин и в рыбном промысле; иногда я вёл несколько предприятий одновременно. Но бизнесом, предпочитаемым мною всем другим, который никогда не требовал моего особого посвящения ему, какого-либо определённого времени или какого-нибудь постоянного места пребывания и который, кроме того, оказался очень доходным, была торговля коврами и старинными вещами всех видов. |
На такую «возбуждённую» деятельность ушло три-четыре года. Когда у меня образовалось несколько миллионов, я перевёл их в один из швейцарских банков, потому что, вернувшись в Россию в 1916 году, почувствовал — в условиях войны — всю нестабильность страны: я ощутил надвигающуюся катастрофу... |
Таким образом, оказавшись в Европе, я уже имел солидный капитал, приносивший немалые банковские проценты, я вдобавок привёз с собой две бесценные коллекции, одну из старинных и редких ковров, а другую — китайского редчайшего фарфора. Каждая из этих коллекций — состояние». |
Но в 1922 году, когда в Фонтенбло под Парижем, в своём роскошном замке Приёрэ поселился со своим Институтом русский маг, волшебник и мистик господин Гурджиев, никто во французской столице, естественно, не знал о происхождении его богатства, и Париж полнился фантастическими слухами. |
«...Здесь уже возникли об этом предмете ( капиталы хозяина замка ) все виды легенд, которые ясно показывают всесторонний идиотизм их изобретателей и которые всегда всё более и более украшаются новыми и новыми фантастическими подробностями, так как они распространились всюду среди тунеядцев и бездельников обоих полов. Утверждают, например, что я получаю деньги от какого-то оккультного центра в Индии; или что Институт поддерживается организацией чёрной магии; или содержится легендарным грузинским князем Мухринским; или что я владею тайной философского камня и могу сделать так много денег, сколько пожелаю, или — я алхимик, и сотворить золото из серы и селитры мне ничего не стоит; или последнее время много говорят, что средствами меня снабжают большевики прямо из Кремля. Ну, и многое другое в таком же духе». |
Вот таков человек Георгий Иванович Гурджиев. Был... Был в последнем земном воплощении. Был лишь одной из многих своих ипостасей, наверно, самой будоражаще – привлекательной для подавляющего числа двуногих обитателей нашей планеты в конце двадцатого века. Увы… |
Потому что остальные его ипостаси проявились духовно – в его учении, физически – в Институте гармоничного развития человека, в нём самом и его учениках. И в последователях Учителя после его ухода». |
«ЧЕТВЁРТЫЙ ПУТЬ» ГЕОРГИЯ ГУРДЖИЕВА |
«Его голос звучит как зов. Он призывает, потому что нестерпим тот душевный хаос, в котором мы живём. Он призывает нас прозреть. Он вопрошает, знаем ли мы, зачем мы здесь, что мы хотим и каким силам служим». |
Г. И. Гурджиев «Всё и вся». Париж, 1968 год |
Учение Георгия Ивановича Гурджиева о развитии гармоничного человека, безусловно, относится к восточным оккультно-религиозным школам. Достаточно часто в Европе его называют «четвёртым», то есть новым путём. Почему? |
Есть на Востоке учение о трёх путях человека к бессмертию и слиянию с Богом — это пути факира, монаха и йога. |
Факир — это человек, который стремится покорить своё физическое тело. Пройдя через ужасные страдания, изнурительные упражнения и даже истязания ( огнём, протыканием тела или языка острыми предметами, погружением голых ног в муравейник и так далее ), факир закаляет в себе физическую волю, обретает невероятную власть над своим телом. Но эмоционально и интеллектуально он остаётся неразвитым, неспособным к духовному росту. У факира может сформироваться устойчивое астральное тело в результате постоянных внутренних усилий, но он не обретает подлинного бессмертия в Божественном, космическом понимании. |
Монах следует путём бескомпромиссной религиозной веры, и не важно, во имя какого Бога — Христа, Будды или Аллаха. Суть одна: он концентрирует свою волю на чувствах. В течение всей жизни он воспитывает в себе единство чувств и эмоций во имя своего Бога. Однако его физическое тело и интеллектуальные способности, как правило, остаются неразвитыми. Монах может достигнуть бессмертия, если начнёт развивать — чем раньше, тем лучше — своё физическое тело и способность самостоятельно мыслить. |
Йог развивает ум, добиваясь достижения бессмертия на пути знания. Он постигает множество вещей, обретает правильное направление мышления. Интеллектуальное развитие даёт преимущества йогу в сравнении с факиром и монахом, но у него всегда есть опасность остановки в своём собственном развитии, он может удовлетвориться каким – нибудь одним достижением. |
Все три пути предполагают полное отречение от мира и прошлой жизни, уход в пустыню, монастырь или школу йоги. Есть и общее у тех, кто идёт этими путями: обязательное наличие Учителя-наставника. |
«Четвёртый путь» — учение Гурджиева — тоже предполагает, притом обязательно, наличие Учителя, которому надлежит беспрекословно подчиняться. Это единственное, что объединяет «четвёртый путь» с дорогами, которыми следуют факир и монах. С йогом Гурджиева объединяет стремление к интеллектуальному и духовному развитию, к знаниям. Однако у йога это стремление ограничено достаточно жёсткими рамками религиозного толка. Для тех, кто идёт «четвёртым путём», интеллектуальное совершенство и жажда знаний ничем не ограничены: для совершенства пределов не существует. Именно с этого начинается «четвёртый гурджиевский путь» к бессмертию и слиянию с Богом. |
В чём же главная суть «четвёртого пути»? Вот конспективное изложение учения Георгия Ивановича Гурджиева. |
Человеческое существо — это уникальная частица бесконечного космоса, способная приобщиться к его вечному существованию. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность той телесной оболочки, в которую, как в зерно, заложены потенциальные возможности духовного роста. |
Подавляющее большинство людей Земли находится в постоянной «спячке», всю свою жизнь подчиняясь инстинктам, требованиям и привычкам своего тела. В этом «сне наяву» люди действуют как машины, или, точнее, роботы, находясь полностью во власти обстоятельств и внешних воздействий. Они пассивны, безответственны, неизбежно смертны. |
То, что они считают своим сознанием, в действительности лишь «брезжущее» сознание спящего робота, позволяющее ему как-то ориентироваться в окружающем мире. Робот не способен ничего реально сделать, осознать действительную суть вещей и происходящих событий, он не волен в своих поступках и не способен воздействовать на закономерный — и скрытый от него — ход вещей. Всё, что происходит с человеком-роботом,— это то, что с ним случается по каким-то неведомым ему причинам. |
С рождением каждого человека формируется его организм как определённая «машина» с необходимыми внутренними механизмами. Наследственность, полученная от родителей, географические условия развития в детстве и существование в зрелом возрасте, питание, движения — вот те необходимые данные, которые формируют физическое тело. В нём развиваются двигательный, инстинктивный и половой центры. Эмоциональная жизнь, заложенная в своей основе исключительно наследственностью, зависит от обстоятельств и образа жизни, социальной среды, общения и тому подобного. Своеобразие эмоциональной жизни человека образует его сущность. Развитие мыслительных, интеллектуальных способностей формирует личность. |
По Гурджиеву, тело, сущность и личность в человеке проявляются и развиваются независимо друг от друга. Сочетание их разноплановой работы в пределах одного человеческого существа не даёт возможности однозначно охарактеризовать его, найти в нём нечто постоянное и определённое. В каждом человеке множество «я» и множество сторон, непредсказуемых и противоречивых проявлений. Человек одновременно добр и зол, честен и корыстен, смел и труслив, деятелен и ленив и так далее. |
В целом спящих людей-роботов можно условно разделить на три основных категории, в зависимости от преобладания в них одного из работающих в телесной «машине» центра: двигательного, инстинктивного ( полового ); эмоционального и интеллектуального. |
У людей первого типа «центр тяжести» расположен в двигательном или инстинктивном центре, второго типа — в области эмоционального центра, а у третьего наиболее развит интеллектуальный центр. Соответственно, три человеческих типа различаются по своим привычкам, вкусам, образу жизни. Они склонны к различным видам искусства, религии и в целом к разным формам «духовной деятельности». Но от этого они не становятся более самостоятельными, они продолжают спать и во сне автоматически и безотчётно действовать, ощущать, общаться и так далее. Человек двигательного типа, ведущий жизнь полуживотного, или гедонист, бессознательно гоняющийся за новыми удовольствиями, или интеллектуал, накапливающий всё более значительный объём знаний и сведений,— все они только спящие роботы, от рождения до смерти использующие ресурсы своего физического тела. |
Гурджиев категорически утверждал, что человеку при рождении не даётся душа и после смерти она не обязательно приобретает бессмертие. Если называть «душой» витальную ( жизненную ) силу, дающуюся с рождения человеку, тогда она ничем не отличается от той же силы, оживляющей любое земное существо или даже растение. Со смертью человека эта «душа» возвращается в природу, а не поднимается к Богу. Но у человека в отличие от всего живого на Земле есть возможность обрести то, что чаще называют душой, а именно некую субстанцию высшего порядка, которая после его смерти сохраняется и даже способна предпринять выход за пределы Земли. Это то, что образуется в человеке в результате сознательных и целеустремлённых усилий по саморазвитию, а точнее, в результате формирования в нём, кроме данного изначально физического тела, высших тел — астрального, ментального и причинного. |
Человек, ступивший на путь саморазвития, постепенно просыпается, поднимаясь над автоматизмом обыденности. Он познаёт себя, все функции и центры его тела становятся сбалансированными. Он осознает цель и смысл необходимых действий, принимает ответственность за свои мысли, желания и поступки. Таким образом, постепенно в нём формируется астральное тело, обладающее более тонкими вибрациями, чем физическое. Затем, по мере развития, человек сбрасывает личину личности, обретает единство собственного «я» и самосознания ( по Гурджиеву, «целостную индивидуальность» ), в нём развиваются и начинают работать высшие центры — высший эмоциональный и высший интеллектуальный, отсутствующие у робота. Достигая «объективного сознания», человек обретает и ментальное тело, представляющее собой совокупность нескольких высших центров. Человек высшего типа достигает постоянного «я» и свободной воли, он способен контролировать все состояния своего сознания; он обретает высшее, причинное тело. |
Гурджиев говорил ученикам: |
«Нет ничего бессмертного, смертен даже Бог. Но существует огромная разница между человеком и Богом, и, разумеется, Бог смертен не так, как человек». |
Таким образом, говорить о бессмертии можно условно даже в общекосмическом масштабе. В пределах человеческой жизни лучше рассматривать возможность «посмертного существования», то есть способность человеческого существа преодолевать границы законов, установленных его материнской планетой Земля, неумолимых законов чередования рождения и смерти материальных тел. Иными словами, смерть — это неукоснительный закон Земли, но человек, как существо космическое, может выбрать иной способ существования, по другим, высшим законам бытия, по которым само понятие смерти будет иметь другой, непостижимый в пределах земного существования смысл. Фактически он может обрести бессмертие с точки зрения своей земной жизни. |
Гурджиев настаивал на этом положении и в многочисленных беседах с учениками подчёркивал: у человека имеется возможность посмертного существования, но эта возможность может быть реализована только по желанию и при условии приложения огромных усилий, даже сверхусилий самого человека. |
Человек в состоянии «сна» живёт без высших тел, вполне довольствуясь ресурсами физического тела. После смерти его тело превращается в прах, а витальная сила отправляется на Луну. Если на протяжении жизни он в процессе духовных напряжений сформировал астральное тело, оно переживает смерть физического и может некоторое время существовать автономно, а иногда перерождается в другом физическом теле ( это то, что называется перевоплощением, инкарнацией ). Но через определённый период времени оно тоже умирает, потому, строго говоря, астральное тело не бессмертно даже в пределах Земли. Сформированное же в человеке ментальное тело не исчезает и после смерти астрального тела, оно выходит за пределы Земли и её законов, существуя на уровне Солнца. И только высшее, причинное тело полностью бессмертно в пределах Солнечной системы, подчиняясь более высоким космическим законам «всех солнц». Таким образом, с развитием у человека высших тел ( что возможно только при волевом и постоянном усилии, «работе над собой» ) самое активное, причинное тело живёт бесконечно, то есть оно «бессмертно» по отношению к низшему телу. |
Сердцевина «четвёртого пути» — постоянная, самоотверженная работа человека над собой: «бессмертие надо зарабатывать, служа Добру». |
А дальше в новом учении возникает некий парадокс, который, правда, при глубинном анализе перестаёт быть оным. Гурджиев требовал, чтобы каждый его ученик открыто признал себя «сознательным эгоистом» и стал им. Речь идёт, конечно, не о том механическом, общеприродном эгоизме, который присущ всему живому на Земле как одна из сторон способности выживания. «Сознательный эгоизм» — это реальное воплощение древнего призыва к человеку: «Познай самого себя», принцип действительного отношения к себе и миру вокруг на основе сформированного объективного понимания окружающего мира в масштабах космоса. «Сознательный эгоист» отрицает все искусственные ограничения на пути своего самосовершенствования, все преграды, воздвигаемые собственным и чужим непониманием, все условности, по которым живёт мир роботов. Погружаясь в «эгоизм» создания себя, он попадает в то измерение, в котором только и возможно творить великие произведения искусства, открывать новые научные истины, постигать философские смыслы космических и земных явлений. «Сознательный эгоизм» — это повёрнутость к самому себе по оси бытия, это иное видение себя в реальных масштабах мироздания, различение мгновенной вспышки личного существования, молекулярный отрыв в черноту бесконечности. |
«Сознательный эгоизм» — это состояние внутренней свободы, которое в человеческом смысле оборачивается одиночеством, а в космическом и созидательном — условием бесконечного развития, самостоятельного постижения творческих законов деятельности. |
Гурджиев убеждал своих учеников в том, что путь сознательного эгоизма — постоянное самопознание, а значит, работа, неустанная, каждодневная, творческая, на грани возможностей. |
Дорогу в бессмертие осилит идущий. |
Окончание следует… |
Член русского географического общества ( РГО ) города Армавира Фролов Сергей |
Эксклюзив сайта "Аномальные новости со всего мира" 26.12.2017 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|