Экспедиция европейцев на Венеру состоится в 2005 году
|
|
Сразу после прибытия экспедиции "Марс экспресс" к Красной планете с главой Постоянного представительства Европейского космического агентства в России господином Аленом Фурнье-Сикром побеседовал наш корреспондент Сергей Комаров.
|
|
- Господин Фурнье-Сикр, будем надеяться, что «Марс экспресс» успешно займется выполнением своей научной программы. А какие межпланетные исследования стоят в плане агентства?
|
|
- Прежде всего это корабль "Смарт-1", который направляется к Луне. Его запустили в конце сентября этого года с космодрома Куру во Французской Гвиане на ракете "Ариан-5". Это совсем маленький аппарат, и его главная задача - испытать новые, очень дешевые, технологии, в частности, перемещение в космосе с использованием ионного двигателя. В таком двигателе реактивную тягу создают ионы, ускоренные электрическим полем. А электричество вырабатывают солнечные батареи. Поскольку тяга очень маленькая, преодолеть расстояние до Луны он сможет к концу 2004-го, двигаясь вокруг Земли по постепенно расширяющейся орбите. Суть идеи применения ионного двигателя в том, что даже малое ускорение, действуя в течение большого времени, может разогнать корабль до огромных скоростей. Поэтому такая технология считается очень перспективной для исследовательских полетов к другим планетам. Когда "Смарт-1" достигнет Луны, он приступит к изучению ее поверхности в видимом, инфракрасном и рентгеновском диапазонах. Ведь, несмотря на сорокалетнюю историю исследований Луны космическими аппаратами, мы еще так мало о ней знаем.
|
|
- А не предполагается ли пролететь над местом посадки американской экспедиции и сфотографировать оставленные там флаг и посадочный модуль - это бы раз и навсегда пресекло всякие разговоры о том, были американцы на Луне или не были?
|
|
- Честно говоря, мы не ставим под сомнение достижения наших коллег. У экспедиции научные задачи. Их-то она и будет выполнять. Что же касается публики, которую интересуют эти разговоры, так ведь какие изображения ей ни покажи, спекуляции на эту тему останутся. Такие изображения могут получиться, если "Смарт-1" случайно полетит над местом посадки человека на Луну, а в программе исследований такой задачи нет. А вот полет к Марсу - это тот случай, когда интересы ученых и публики вполне совпадают. Ведь поиски свидетельств возможного существования жизни на этой планете - одна из главных задач экспедиции "Марс экспресс".
|
|
- К какой следующей планете полетит корабль агентства?
|
|
- Это будет не планета, а комета Чурюмова-Герасименко - в феврале 2004 года к ней стартует экспедиция "Розетта". Сначала старт был назначен на 2003 год, и целью была комета Виртанена, но потом полет пришлось отложить. Соответственно изменилась и цель полета. В 2014 году "Розетта" настигнет цель вдалеке от Солнца, спустит посадочный модуль и будет ее сопровождать, наблюдая за разрушением кометы по мере приближения к светилу. А следующий запуск межпланетной экспедиции назначен на 2005 год, когда ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат" выведет на орбиту "Венус экспресс". Венера по-прежнему остается планетой загадок. Почему она вращается со скоростью один оборот за 243 суток, а гигантские бури в ее атмосфере обходят планету за четыре наших дня? Почему самый старый кратер на Венере образовался лишь 500 миллионов лет назад? Чем отличается парниковый эффект на Венере от нашего глобального потепления? Поисками ответов на некоторые из этих вопросов и займется этот космический аппарат.
|
|
|
|
- Получается, что задания у обоих "экспрессов" чем-то похожи?
|
|
- Это не случайно. Решение о "Венус экспрессе" было принято в 2001 году. В его основе лежало именно желание повторно использовать оснастку, конструкции и кооперацию изготовителей, которые возникли при подготовке полета на Марс. В свою очередь, две трети деталей для "Марс экспресса" были взяты от "Розетты". В результате программа таких экспедиций стоит значительно дешевле, нежели если для каждой из них делать полностью самостоятельный проект. Например, запуск экспедиции на Марс нам обошелся в три раза дешевле, чем аналоги: не считая стоимости посадочного модуля "Бигль-2" - в 150 миллионов евро в ценах 1996 года.
|
|
Сергей КОМАРОВ
|
|
http://www.inauka.ru/space/article38327.html 09.01.2004
|