Деньги дьявола нашли в культовом месте Нидерландов
|
Три раннесредневековых тайника с золотыми и серебряными изделиями, а также сотнями монет были обнаружены в "культовом месте" в Нидерландах. Находки 1300-летней давности могут быть "деньгами дьявола" - монетами или ценными сокровищами, принесенными в жертву языческим богам, — которым противостояли ранние христианские миссионеры в регионе, сообщает New paper. |
"Люди здесь, несомненно, были германцами", - сказал ведущий автор исследования и руководитель раскопок Ян-Виллем де Корт, археолог из Агентства культурного наследия Нидерландов. Это место находилось на земле, традиционно считавшейся территорией саксов, но местные жители, возможно, не называли себя саксами. "Вероятно, это скорее термин, которым посторонние называют язычников как группу", - сказал он в интервью Live Science. |
Находки были сделаны недалеко от голландской деревни Хезинген, примерно в 80 милях (130 километрах) к востоку от Амстердама и недалеко от границы с Германией. Этот регион находился к северу от Нижнегерманских Лимесов, которые определяли границы Римской империи вплоть до нашествия германцев в пятом веке. По словам де Корта, некоторые местные жители ранее служили в качестве солдат союзников ("ауксилий" на латыни) для защиты римской границы. Но римляне были изгнаны из этого региона за сотни лет до того, как в шестом и седьмом веках это место стало использоваться для языческих культовых жертвоприношений. |
![]() |
По словам де Корта, металлодетекторы впервые обнаружили золотые и серебряные монеты на этом месте в 2020 и 2021 годах. Затем металлодетекторы сообщили об этом местным властям, которые совместно с археологами провели раскопки под открытым небом в преддверии запланированного проекта по благоустройству. |
Денежная стоимость сокровища еще не определена, но, вероятно, она значительна. Среди находок - более 100 золотых и серебряных монет различных типов, золотые украшения, включая подвески и серьги, а также крупные куски золота и серебра, некоторые из которых, возможно, были изготовлены из серебра по металлу (или "поножовщины"), которое ценилось как деньги за свой вес. Исследователи также обнаружили в почве геохимические признаки разложения костей, что указывает на принесение в жертву животных. |
Некоторые из этих монет чрезвычайно редки. Некоторые из них были изготовлены на различных монетных дворах Франкской империи в первой половине VII века. Согласно исследованию, опубликованному 24 декабря 2024 года в журнале Medieval Archaeology, одно из украшений выполнено в характерном германском зверином стиле, в то время как на другом изображен портрет, напоминающий римские украшения. |
Де Корт сказал, что сокровище, по-видимому, было зарыто в нескольких залежах, что подразумевает, что это было "культовое место", где совершались подношения языческим богам. Хотя неясно, каким богам там поклонялись, одна из версий - это разновидность Водана, оригинальной германской версии скандинавского бога Одина, сказал он. |
Языческие жертвоприношения |
По словам де Корта, такие языческие жертвоприношения, по-видимому, были относительно распространены в языческих германских землях того времени. Однако ранние христианские миссионеры в регионе выступили против них, назвав их "деньгами дьявола". Согласно копии "обета при крещении", датируемой девятым веком, от саксов, обращающихся в христианство, требовалось отречься от Водана и других богов и отказаться от подношения "диоболгельде", или "золота дьявола" - очевидно, латинизированного германского слова. |
Де Корт сказал, что раскопки близ Хезингена также выявили ряд из 14 ям для столбов, расположенных на востоке и западе; в ямах были найдены некоторые металлические предметы, хотя сейчас столбов не осталось. Центральные столбы, возможно, также представляли собой "священный столб" ("stapol" на древнегерманском языке), который, как сообщают раннехристианские источники, использовался язычниками для обозначения своих богов. По его словам, расположение столбов предполагает, что линия столбов была связана с весенним и осенним равноденствиями и, возможно, служила для обозначения начала этих важных сельскохозяйственных сезонов. |
Согласно исследованию, жертвоприношения, возможно, делались священной колонне на восходе и закате солнца в дни равноденствия, возможно, для того, чтобы попросить богов даровать плодородие близлежащим сельскохозяйственным угодьям. |
Авторы добавляют, что распространение христианства на север и восток с франкских территорий, возможно, привело к более выраженному акценту на старых традициях и формах языческого богослужения на этом месте. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|