Космические путешествия являются инклюзивными
|
В прошлом космические полеты были прерогативой финансируемых правительством астронавтов, которые должны были соответствовать строгим физическим, когнитивным, психологическим и социальным требованиям при отборе. Но в последние годы все это изменилось. |
В сентябре 2024 года два непрофессиональных астронавта совершили первый выход в открытый космос, финансируемый из частных источников, на космическом корабле Crew Dragon, построенном компанией Илона Маска SpaceX. Тем временем базирующаяся в Хьюстоне частная компания Axiom Space совершает регулярные рейсы на Международную космическую станцию (МКС), перевозя как финансируемых правительством астронавтов, так и платящих клиентов. |
За последние несколько лет почти 100 человек стали частными астронавтами благодаря компаниям космического туризма Blue Origin, которыми управляет Джефф Безос, и Virgin Galactic, управляемой сэром Ричардом Брэнсоном. Хотя стоимость места в этих автомобилях остается недоступной для большинства из нас, ожидается, что цены будут снижаться по мере появления на рынке новых игроков. |
Несмотря на стремительный рост числа космических путешественников, по-прежнему остаются недопредставленные группы населения, особенно люди с ограниченными возможностями. Итак, как космические агентства и компании, занимающиеся "космическим туризмом", могут сделать космические полеты более доступными для астронавтов-инвалидов? |
Европейское космическое агентство (Ека) недавно приняло на работу Джона Макфолла, который потерял правую ногу в возрасте 19 лет, в качестве первого в мире астронавта-инвалида. Макфолл, который является хирургом и бывшим паралимпийским спринтером, примет участие в технико-экономическом обосновании, чтобы лучше понять и преодолеть барьеры, которые космический полет создает для астронавтов с ограниченными физическими возможностями. |
В последний раз Ека отбирало астронавтов исключительно из белых европейцев, что показывает, как далеко еще предстоит зайти. Но решение о наборе Макфолла стало важной вехой на пути к более инклюзивному подходу к космическим полетам. |
Разработка эффективных систем для интеграции людей с ограниченными возможностями является давней задачей на Земле, а космос представляет собой совершенно новую парадигму. Очень специфические требования космических полетов означают, что мы не можем предполагать, что традиционные приспособления и вспомогательные технологии будут работать за пределами земной атмосферы. Таким образом, чтобы сделать космические полеты более инклюзивными, необходимо продумывать каждый шаг выхода в космос. |
Подготовка астронавтов - это сложный процесс, разработанный для имитации космической обстановки и позволяющий кандидатам успешно работать в различных условиях, с которыми они могут столкнуться на орбите. Но во многих случаях тренировочные комплексы не подходят для людей с физическими или сенсорными нарушениями. |
Например, чтобы попасть в самолет, который летит по дуге, имитируя условия микрогравитации (в просторечии называемый "рвотной кометой"), астронавты должны подняться по лестнице, что представляет собой препятствие для любого человека с ограниченной подвижностью. По иронии судьбы, недостатки, которые ограничивают использование лестниц на Земле, могут оказаться гораздо меньшими в космосе. |
Еще одним ключевым направлением станет разработка космических аппаратов и скафандров. Скафандры на борту МКС изначально разрабатывались с учетом потребностей астронавтов-мужчин, а это означает, что женщинам-астронавтам приходится "обходиться" тем, что есть. Это вызвало проблемы, поскольку число женщин-астронавтов увеличилось. |
В 2019 году НАСА было вынуждено отложить первый выход в открытый космос только для женщин, поскольку торс в скафандре был слишком велик для одной из выходящих в открытый космос женщин. Скафандр Moon, разработанный Axiom Space в сотрудничестве с итальянским домом моды Prada, - это шаг к инклюзивности, благодаря антропоморфным размерам он подходит для широкого круга членов экипажа. Тем не менее, будущие астронавты-инвалиды все еще могут столкнуться с проблемами, если у них будут различия в состоянии конечностей или нарушения их ловкости. |
Интересно, что новые костюмы SpaceX для внекорабельной работы (EVA) обладают так называемой "встроенной модульностью" — каждая секция костюма настраивается под предполагаемого астронавта, и все секции подходят друг к другу. Несмотря на то, что эти костюмы предназначены для улучшения положения суставов, они предоставляют уникальную возможность для поддержки астронавтов-инвалидов с отклонениями в состоянии конечностей. |
Универсальные костюмы могут включать в себя одну фиксированную часть ноги для людей с параличом и съемные части для людей с отклонениями в состоянии конечностей. Тактильные перчатки могли бы обеспечить тактильную обратную связь через скафандр для астронавтов с различными конечностями. |
Для людей с нарушениями зрения внедрение дисплеев дополненной реальности (AR) (прозрачных дисплеев, отображающих пользовательские данные, наложенные на окружающую среду) и программного обеспечения для преобразования изображения в голос на базе искусственного интеллекта, которое может преобразовывать чисто визуальную информацию в звуковые пояснения, может иметь огромное значение. |
Технологическая поддержка, подобная приложению "Be My Eyes", объединяющему зрячих помощников с людьми с ослабленным зрением, чтобы помочь им разобраться в окружающей обстановке, также может найти применение в скафандрах. |
Процветание в космосе |
Часто упускается из виду, что в жизни астронавтов важно поддерживать физическую форму с помощью интенсивных физических упражнений. Физические упражнения необходимы, поскольку в условиях невесомости мышцы и кости быстро изнашиваются, но тренажеры на борту МКС, такие как беговая дорожка и велотренажер, трудно приспособить для людей с ограниченными возможностями. И то, и другое требует использования обеих ног для работы. |
Перестройка систем, необходимых для физических упражнений, приема пищи, работы, посещения туалета и других необходимых действий, имеет решающее значение для того, чтобы астронавты с ограниченными возможностями могли успешно работать в космосе. |
Вспомогательные технологии, которые могут быть использованы внутри космического корабля, а не внутри скафандра, постоянно развиваются и принимают различные формы. Таким образом, всегда есть возможности улучшить условия космической миссии, чтобы сделать ее более доступной для астронавтов-инвалидов. |
Примерами могут служить виртуальная реальность (VR) для использования в наземных тренировках, интеллектуальные протезы, позволяющие выполнять сложные задачи, и компьютерное зрение с искусственным интеллектом, направляющее астронавтов с нарушениями зрения. |
Политика, проводимая космическими агентствами, традиционно была исключительной, ориентируясь на трудоспособных людей и игнорируя потенциал тех, кто отличается от них. И хотя некоторые космические агентства создают консультативные комитеты и поощряют разнообразие, эта работа часто ограничивается узкими целями внутри этих агентств. |
Несмотря на то, что в Великобритании и многих других странах действуют специальные законы, направленные на борьбу с дискриминацией на рабочем месте, международный характер космического сектора может вызвать трудности. По этой причине политика, обеспечивающая открытость и равенство во всем космическом секторе, имеет решающее значение. Самое главное, космические агентства должны обеспечить адекватное финансирование и ресурсы для поддержки любых инициатив по интеграции и работы с группами защиты интересов инвалидов. |
Зачастую первопричинами барьеров для интеграции являются непонимание или неосведомленность об инвалидности. Во многих случаях консультации и вовлечение людей с ограниченными возможностями в процессы принятия решений снижают эти барьеры. Важно, чтобы космический сектор с самого начала привлекал людей из разных слоев общества. |
Хотя концепция "квот на разнообразие" исторически вызывала разногласия, первое, с чего следует начать, - это понять разнообразие как нынешних, так и потенциальных космических путешественников. Публикация статистических данных о разнообразии может помочь привлечь агентства к ответственности и поощрять инициативы, направленные на более широкое вовлечение. |
Многое еще предстоит сделать, но при совместном подходе новая коммерческая космическая гонка могла бы стать ярким примером для остального мира в его подходе к проблемам инвалидности. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|