Отношение древних майя к животным и природе
|
|
В то время как палящее майское солнце Центрального Белиза палит прямо на нас, температура поднимается до ошеломляющих 106° F. Местные фермеры с нетерпением ждут начала сезона дождей, чтобы посеять свой урожай, но столь необходимый первый дождь все еще не выпал. Этот участок принадлежит общине меннонитов, которые живут в городке Аутлук на западе страны. Кроме нас, на кукурузных полях никого нет. Мы - команда археологического проекта "Долина мира", названного в честь близлежащей деревни, где живут наши мастера и помощники по раскопкам. Несмотря на сильную жару, мы проводим спасательные раскопки 11 древних курганов майя.
|
|
Непрекращающаяся засуха привела к массовым лесным пожарам, превратившим леса на окраинах этой обезлесенной территории в дымный хаос. Мы чувствуем себя так, словно находимся в раскаленной духовке. Сегодня колибри, сбитая с толку пожарами, залетела в наши тенистые палапы в поисках прохлады. Она ненадолго задержалась, прежде чем улететь, в тщетных поисках драгоценной воды.
|
|
В резком контрасте с разрушениями окружающей среды, которые мы наблюдаем повсюду, наши раскопки свидетельствуют о глубоком уважении предков майя к природе и животным. Я стою по пояс в траншее для раскопок и смотрю на тайник с животными для ритуала майя, который мы только что обнаружили. В тайнике хранятся кости белохвостых оленей, собак и енотов, что указывает на то, что эти млекопитающие когда-то процветали в густых лесах, окружающих эти древние поселения майя.
|
|
Профессор антропологии Калифорнийского университета Лиза Лусеро, главный исследователь проекта VOPA и мой наставник, утверждает, что древние майя относились к животным и всем другим членам экосистемы как к равным людям. В их мировоззрении не было разделения на "культуру" и "природу". В "Пополь Вух", истории о сотворении мира майя Киче 16-го века, "Пернатый змей" создал животных раньше людей, с единственной разницей в их манере говорить. Для майя мир - это целостный сад, где гармонично сосуществуют люди, растения, животные и природа.
|
|
Древние майя использовали животных по-разному. Животных употребляли в пищу, но они также были необходимы для проведения жизненно важных ритуалов. В исследовательском районе ВОПА мы обнаружили останки животных, в том числе кости, модифицированные бивни и рога. Эти артефакты находят в кухонных отходах простолюдинов, но они также встречаются в элитных дворцах и храмах в качестве подношений, а в захоронениях - как ценные вещи.
|
|
Этим летом мы постоянно находим останки животных в домах древних майя, демонстрируя устойчивое взаимодействие майя с животными на протяжении тысячелетий их истории. На этажах платформенных сооружений "плаза" мы обнаружили десятки пресноводных раковин помацеи и несколько крупных карибских корончатых раковин, которые были сожжены. Эти раковины показывают, как тысячи лет назад майя получили доступ как к пресноводным, так и к морским ресурсам. Эти раковины и сегодня играют важную роль в ритуалах майя.
|
|
Мы также обнаружили многочисленные украшения из захоронений майя. Эти предметы были вырезаны из зубов и костей млекопитающих или грызунов и, вероятно, использовались в качестве ожерелий или других украшений.
|
|
Рэйчел Тейлор, недавно защитившая докторскую диссертацию по антропологии Калифорнийского университета в Айове, проанализировала 1257 археологических образцов фауны из региона Долина Мира, где наше внимание привлекли две особенно интригующие находки животных. Первая - это две крупные кошки, найденные в 2002 году в городском центре майя среднего размера Ялбак. Примерно 1500 лет назад жители майя в Ялбаке торжественно похоронили тела ягуара и оцелота под ступенями резиденции, расположенной неподалеку от храма, известного как 3D. Ягуары считались "королями" леса. В представлении майя они символизировали силу и представляли тьму и подземный мир.
|
|
Роль оцелота менее понятна.
|
|
Вторая находка была сделана в 2014 году в Кара-Бланке, древнем месте паломничества майя, расположенном к северу от Ялбака. Здесь команда обнаружила 34 щитка броненосца - костяные чешуйки, из которых состоит сегментированный панцирь животных, - в храме рядом с одним из 25 священных бассейнов, используемых майя.
|
|
Для майя броненосцы символизировали плодородие и продолжение рода. Их присутствие в храме позволяет предположить, что майя проводили ритуалы, связанные с водой, чтобы обеспечить плодородие сельского хозяйства и изобилие воды во время продолжительных засух, которые опустошали регион тысячу лет назад.
|
|
Когда мы собираем воедино эти проблески прошлого, мы вспоминаем о контрасте между тесными отношениями предков майя с природой и животными и современными экологическими проблемами, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Мое исследование включает анализ стабильных изотопов в останках древних животных, найденных на стоянках майя. Я исследую, как мировоззрение майя вдохновляло людей поддерживать уважительные и устойчивые отношения с природой на протяжении тысячелетий. Заново открывая для себя традиционные стратегии майя по устойчивому сосуществованию с другими нечеловеческими существами, я надеюсь поделиться ценными знаниями тысячелетней давности, которые могут помочь в решении наших нынешних экологических проблем.
|
|
Источник
|