Коммерциализация Луны как следующий шаг в космогонке
|
Первый в мире запуск с обратной стороны Луны на этой неделе продемонстрировал прогресс Китая в космосе, и теперь Пекин хочет, чтобы его коммерческий сектор догнал таких конкурентов, как SpaceX Илона Маска. Китайские компании сильно отстают от американских лидеров во главе с SpaceX, которая планирует запустить в четверг прототип ракеты Starship, которая однажды может отправить людей на Марс. Однако разрыв сокращается, поскольку Пекин осознает ценность, которую солидный коммерческий сектор может добавить к его существующим возможностям, сообщили AFP эксперты. Это может даже стать похожим на разработку электромобилей, где пионер электромобилей Tesla, также основанная Маском, была одним из первых в Китае, но теперь сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны множества отечественных конкурентов, сказал аналитик Чэнь Лан."Через пять лет SpaceX может почувствовать давление", - сказал Чен агентству AFP. "Ситуация на сегодняшнем рынке электромобилей, вероятно, повторится, когда лев (Tesla или SpaceX) столкнется со стаей волков (китайскими компаниями)". |
Недавно Tesla обогнала китайскую компанию BYD в качестве крупнейшего продавца в мире. Пекин только в конце 2014 года открыл доступ к частному капиталу в космической отрасли, но с тех пор появились сотни компаний. Например, коммерческая ракета CERES-1 в четверг вывела на орбиту три спутника, что стало одним из десятков запусков, запланированных на этот год. "Коммерческий космический сектор Китая впечатляюще велик", - сказал Блейн Курсио, основатель Orbital Gateway Consulting. Хотя SpaceX "значительно опережает" свой китайский аналог, "если мы сравним пятую или десятую по величине компанию по запуску ракет-носителей в США и Китае, Китай, вероятно, впереди", - сказал он. Важнейшие пусковые мощности Правительство Китая отправило людей на орбиту, построило космическую станцию и высадило марсоходы на Луну и Марс, куда оно намерено отправить миссии с экипажами к 2030 и 2033 годам соответственно. В отличие от этого, по словам Чэня, коммерческий сектор в настоящее время сосредоточен на недорогих ракетах-носителях и небольших спутниках. |
![]() |
Однако, как сообщила в апреле государственная телекомпания CCTV, эти пусковые мощности будут иметь решающее значение для достижения цели Китая по созданию спутниковых мега-группировок. Китай разрабатывает две такие сети: Guowang, которая будет состоять из 13 000 космических аппаратов, и G60 Starlink, количество которых планируется увеличить до 12 000. Однако число китайских спутников, находящихся в настоящее время на орбите, исчисляется сотнями, а не тысячами. CCTV сообщает, что скорость имеет жизненно важное значение, поскольку планы Китая по созданию спутников сталкиваются с многочисленными конкурентами и ограничениями как на количество космических аппаратов на орбите, так и на доступные частоты для использования. В его отчете неоднократно упоминалась компания SpaceX, чьи ракеты Falcon 9 служат рабочими лошадками для НАСА и чья спутниковая группировка Starlink в настоящее время охватывает десятки стран. |
Китай использование коммерческое запуск емкость подобным образом хотели "помочь традиционных государственных игрокам сосредоточиться на гражданских и военных программ... в то же время повышает общую запуска Китая и космического потенциала и достижения национальных стратегических целей", писал SpaceNews.com с Эндрю Джонс. Эту возможность необходимо использовать в ближайшие пять-десять лет, "чтобы помочь нашей стране завоевать право высказываться в пространстве будущего", - цитирует CCTV представителя отечественной фирмы LandSpace. Контроль над космосом уже стал еще одной ареной американо-китайского соперничества, где обе стороны обвиняют друг друга в сокрытии военных целей своей космической программы. Следующее десятилетие соперничества с Китаем было "самыми критическими 10 годами" в истории, как недавно заявил бывший глава космического командования США. "Мы не можем позволить себе проиграть", - сказал он. По словам Курсио, между государственным и коммерческим секторами Китая существуют "глубокие связи", многие компании основаны бывшими сотрудниками государственных компаний или учеными из правительственных институтов. |
Отношения не всегда были прямолинейными, "поскольку государство не желает отказываться от своей монополии на что-либо", а "компании имеют более низкий лимит на то, что им "разрешено" делать", - сказал он. Тем не менее, центральное правительство все чаще оказывает поддержку этому сектору. На ежегодной встрече высших руководителей Китая в декабре прошлого года она была названа "стратегически развивающейся отраслью", которую необходимо "развивать". "Почти в каждой провинции есть какой-то план развития космической отрасли, такой же есть во многих городах", - сказал Курсио. По данным государственных СМИ, в 2023 году Китай произвел 26 коммерческих запусков, в том числе ракету LandSpace Zhuque-2, первую в мире ракету, работающую на метане. "Следующей вехой станет запуск ракеты-носителя класса Falcon 9 и повторное использование первой ступени", - сказал Чен, которого несколько компаний ожидали достичь в 2024 году. Коммерческий сектор должен обеспечить 30 из запланированных 100 запусков в Китае в этом году. Для сравнения, по словам астрофизика Джонатана Макдауэлла, на долю SpaceX пришлось 98 из 109 запусков в США в 2023 году, что подчеркивает превосходство американской компании на данный момент. Но ситуация может быть "совершенно иной" через пять лет, сказал Чэнь, "поскольку разрыв продолжает сокращаться". |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|