Образование не должно отворачиваться от ИИ-технологий
Искусственный интеллект (ИИ) потенциально может оказать серьезное влияние на многие секторы общества в ближайшие десятилетия. Некоторые из этих эффектов могут быть положительными, другие — менее положительными. Когда был выпущен ChatGPT, образование, профессия, которая гордится честностью и высокими этическими стандартами, была потрясена перспективой того, что ИИ может позволить студентам списывать в учебе. Проблема все еще актуальна. Некоторые преподаватели настаивают на новой политике своих учреждений, включая возвращение очных экзаменов. Другие думали, что ИИ может стать причудой и ждут, пока он исчезнет. Конечно, ИИ никуда не денется. Будучи преподавателем, я хотел выяснить, как моя профессия может извлечь ценные уроки по использованию этой новой технологии. Модель этого нового подхода взята из искусства. Художники уже давно исследуют пересечение технологий и творчества.
Одним из известных художников, принявших участие в искусственном интеллекте, является художник Дэвид Хокни. В июне 2023 года Хокни представил работу, созданную искусственным интеллектом, на сцене пирамиды на фестивале в Гластонбери 2023 года. Произведение под названием «Я жил в Богемии, Богемия — толерантное место», созданное Хокни с использованием искусственного интеллекта, было преобразовано в одноминутный видеоролик, призванный распространять гармонию через богему. Хотя это была его первая работа, созданная с помощью искусственного интеллекта, Хокни не технофоб. На протяжении многих лет он использовал в своей работе разнообразные аналоговые и цифровые технологии. В их число входили копировальный аппарат Xerox, Quantel Paintbox и рабочая станция компьютерной графики. Это расширило сенсорный и творческий потенциал его глаза. Его недавняя иммерсивная художественная инсталляция в Лондоне «Дэвид Хокни: Больше и Ближе» является свидетельством репутации художника как новатора.
Хокни не одинок. Многие художники нашли творческие и инновационные способы использования ИИ в своей работе. Робби Баррат — современный художник, исследующий пересечение искусственного интеллекта и искусства. Он известен своей работой с генеративно-состязательными сетями (Ганс). Именно здесь две системы машинного обучения конкурируют друг с другом за достижение лучших результатов. Ганы использовались для создания реалистичных искусственных лиц, и они стали настолько хороши, что люди часто не могут отличить лицо, сгенерированное ИИ, от настоящего. В одном проекте Баррат обучал Гана работе с классическими картинами обнаженной натуры. Он использовал свои собственные эскизы и цифровые рисунки в обученном Гане, создавая уникальные и сюрреалистические интерпретации человеческой формы. Сканируя или оцифровывая эскизы и передавая их в модель искусственного интеллекта, он позволял системе создавать новые композиции. Получившиеся работы продемонстрировали сочетание его художественного стиля и моделей искусственного интеллекта, извлеченных из классических картин.
Другие художники объединили искусственный интеллект с дополненной реальностью (AR) и виртуальной реальностью (VR), чтобы создать захватывающий и интерактивный опыт. Рефик Анадол, например, использует алгоритмы искусственного интеллекта для обработки и интерпретации больших объемов данных, превращая их в впечатляющие произведения искусства. Он включает эти визуальные эффекты, созданные искусственным интеллектом, в AR и VR, создавая завораживающие интерактивные инсталляции. Конечно, не каждый художник с таким энтузиазмом относится к этой технологии. Многие воспринимают генераторы изображений, такие как DALL-E и Midjourney, как угрозу их средствам существования, а не как нечто, что следует приветствовать. Но осознание того, что великие художники, такие как Хокни и Анадол, использовали ИИ для улучшения своих работ, должно нас чему-то научить. Преподавателям следует изучить, как лучше всего использовать ИИ в преподавании и оценивании. Нежелание сектора образования внедрять ИИ, пожалуй, понятно. Искусственный интеллект окружен мифами и заблуждениями. Поэтому стоит развенчать некоторые из этих заблуждений.
Во-первых, ИИ ухудшает процесс обучения. Некоторые преподаватели обеспокоены тем, что, если учащиеся будут полагаться на ИИ, их способности к критическому мышлению и решению проблем могут быть поставлены под угрозу, а также их способность к самостоятельному обучению. Однако ключом к успешной интеграции ИИ в образование является понимание того, что интеллектуальные инструменты не заменяют человеческий опыт. Вместо этого они являются просто инструментами для его расширения и улучшения. Второй миф заключается в том, что ИИ «изолирует» учащихся. Хотя ИИ может обеспечить персонализированную обратную связь и поддержку, он не может заменить взаимодействие человека с педагогом и сопутствующее ему социальное и эмоциональное обучение. Некоторые ученые опасаются, что чрезмерная зависимость от ИИ может привести к тому, что учащиеся будут чувствовать себя оторванными от своих сверстников и преподавателей. Фактически, преподаватели могут использовать системы искусственного интеллекта, чтобы помочь учащимся учиться совместно в группах, что позволяет коллективно решать проблемы.
Третий миф заключается в том, что ИИ подавляет творчество. Важность творчества в высшем образовании нельзя недооценивать, однако многие ученые выражают обеспокоенность тем, что ИИ только задушит его. Вопреки некоторым убеждениям, внедрение ИИ как технологии может поддержать и повысить креативность в образовательных учреждениях. Например, инструменты генеративного искусственного интеллекта могут использоваться для продвижения дивергентного мышления, устранения предвзятости экспертных знаний, помощи в оценке идей, поддержки их уточнения и облегчения сотрудничества. Четвертый и последний миф заключается в том, что ИИ поощряет учащихся жульничать при оценивании. Продолжающееся повествование об использовании ИИ для мошенничества не раскрывает всей истории. Эффективно включив использование искусственного интеллекта в оценивание учащихся, мы можем помочь учащимся стать грамотными в области искусственного интеллекта, давая им навыки, которые им понадобятся в жизни.
Мы должны разрабатывать аутентичные тесты, в которых особое внимание уделяется задачам, требующим от учащихся применения знаний, навыков и понимания в реальных контекстах. ИИ можно использовать как инструмент для совместной работы, источник вдохновения и полезное руководство. ИИ и образование взаимосвязаны, и учащимся необходимо будет иметь возможность работать вместе с ИИ, чтобы подготовить их к миру труда. Художники сделали немыслимое возможным. Теперь преподаватели могут делать то же самое, вовлекая своих учеников в это путешествие, давая им возможность стать критически мыслящими и творчески решать проблемы, готовыми к будущему, в котором ИИ станет обычным явлением.