Научно-фантастические книги помогают лучше понимать науку
Научная фантастика может заставить людей быть более осторожными в отношении потенциальных последствий инноваций. Это может помочь людям критически задуматься об этике науки. Исследователи также обнаружили, что научная фантастика оказывает положительное влияние на то, как люди относятся к науке. Ученый-фантаст Иштван Чичери-Ронай называет это «научно-фантастическими привычками ума». Ученые и инженеры сообщают, что их детские впечатления от научной фантастики сформировали их взгляды на науку. Критическое мышление о науке и технологиях является важной частью образования в области STEM, или науки, технологий, инженерии и математики. Несмотря на потенциальные преимущества раннего знакомства с научной фантастикой, мое собственное исследование научной фантастики для читателей младше 12 лет показало, что библиотекари и учителя в начальных школах относятся к научной фантастике как к жанру, который лучше всего подходит для определенных случаев, например, для неохотных читателей или детей. которым нравятся книги, которые они называют «странными», «причудливыми» или «прикольными».
Из 59 учителей начальной школы и библиотекарей, которых я опросил, почти четверть назвали себя поклонниками научной фантастики, и почти все они заявили, что научная фантастика так же ценна, как и любой другой жанр. Тем не менее, большинство из них указали, что, хотя они и рекомендуют научно-фантастические книги отдельным читателям, они не выбирают научную фантастику для занятий или группового чтения. Учителя и библиотекари объяснили, что они видят две связанные проблемы с научной фантастикой для самых маленьких читателей: низкая доступность и сложное содержание. Некоторые респонденты заявили, что для учащихся начальной школы просто не так много научно-фантастических книг. Для дальнейшего исследования я подсчитал количество научно-фантастических книг, доступных в 10 случайно выбранных библиотеках начальной школы со всех концов Соединенных Штатов. Лишь 3% книг в каждой библиотеке были научной фантастикой. Остальные книги составили: 49% документальной литературы, 25% фэнтези, 19% реалистической фантастики и 5% исторической фантастики. Хотя историческая фантастика, похоже, также находится в дефиците, научная фантастика выделяется как самая маленькая группа.
Когда я разговаривал с небольшим издательством и несколькими авторами, они подтвердили, что научная фантастика для юных читателей не считается прибыльным жанром, и поэтому такие книги приобретаются редко. Из-за того, что многие молодые читатели не любят научную фантастику, ее пишут, публикуют и распространяются не так часто. Учителя и библиотекари говорят, что из-за меньшего количества книг на выбор им трудно найти варианты, которые не были бы слишком длинными и сложными для группового чтения. Один из них объяснил: «Я должен обращаться к широкому уровню способностей при выборе глав для чтения вслух. Эти книги обычно должны быть короче, с более простыми сюжетами». Другой респондент пояснил, что, по их мнению, «детям младшего возраста трудно понять те предположения, на которых основана научная фантастика. Мы действительно читаем некоторые научные фантастики в нашем книжном клубе для средних классов».
Ждать, пока ученики подрастут, прежде чем знакомить их с научной фантастикой, — довольно распространенный подход. Сьюзен Фихтельберг — давний библиотекарь — написала путеводитель по подростковому фэнтези и научной фантастике. В нем она рекомендует 12 лет как лучшее время для начала. Другие эксперты по детской литературе высказывают предположения, обладают ли дети до 12 лет достаточными знаниями, чтобы понимать научную фантастику. Исследователи чтения сходятся во мнении, что понимать сложные тексты легче, когда читатель имеет больше базовых знаний. Тем не менее, когда я читал научно-фантастические книжки с картинками вместе с учениками начальной школы, ни один из детей не мог понять эти истории. Самый активный ребенок в моем исследовании часто использовал свои знания о «Звездных войнах» для интерпретации книг. Хотя базовые знания могут означать научные знания детей, они также включают знакомство с жанром. Чем больше читатель знакомится с научно-фантастическими историями, тем лучше он понимает, как их читать.
Научная фантастика не обязательно должна включать подробные научные данные или диковинные предпосылки, чтобы предложить ценные идеи. Простые книжки с картинками, такие как «Свежие кошки на ферме» Скотта Санторо, опираются на знакомые идеи, такие как фермы и кошки, чтобы помочь читателям переосмыслить то, что знакомо, а что чуждо. «Проект Барнабус» группы Fan Brothers — это одновременно простая приключенческая история о побеге и история об этике генетических экспериментов над животными. Хорошая новость заключается в том, что ученики начальной школы выбирают научную фантастику независимо от того, что, по мнению взрослых, они могут или не могут понять. Я обнаружил, что книги научной фантастики в этих 10 библиотеках начальной школы просматривались чаще, чем книги всех других жанров. У научной фантастики в среднем было на 1–2 кассы больше, чем у книг других жанров.
Используя данные о выдаче книг из этих библиотек, я построил статистическую модель, которая предсказала, что вероятность того, что одна из научно-фантастических книг будет проверена в этих библиотеках, на 58% выше, чем одна из книг в жанре фэнтези. Модель предсказала, что вероятность прочтения научно-фантастической книги в два раза выше, чем книг любого другого жанра. Другими словами, поскольку у детей не было такого большого количества научно-фантастических книг на выбор, их читательская аудитория была в значительной степени сосредоточена на нескольких названиях. Дети могут открывать для себя научную фантастику самостоятельно, но взрослые могут сделать больше, чтобы нормализовать этот жанр и предоставить возможность ознакомиться с ним целым классам. Поощрение детей к изучению научной фантастики, возможно, не гарантирует научной карьеры, но дети заслуживают того, чтобы учиться у научной фантастики, чтобы помочь им ориентироваться в этом все более высокотехнологичном мире.