Следы гигантского йети, найденные индийской армией
|
|
Возможно, одним из самых сенсационных наблюдений за следами йети за последнее время, вызвавшим настоящий ажиотаж в социальных сетях, стал твит, опубликованный индийской армией среди почти 6 миллионов подписчиков 19 апреля 2019 года, в котором они утверждали, что Альпинистская экспедиция индийской армии увидела и сфотографировала гигантские следы йети размером 32x15 дюймов. Твит гласил: 9 апреля 2019 года группа индийской альпинистской экспедиционной группы впервые обнаружила загадочные следы мифического зверя «Йети» размером 32x15 дюймов недалеко от базового лагеря Макалу. В прошлом этого неуловимого снежного человека видели только в национальном парке Макалу-Барун.
|
|
Базовый лагерь Макалу в восточной части Непала расположен на высоте 4870 м (15978 футов), у подножия величественной горы Макалу — пятой по высоте вершины мира на высоте 8485 м (27 838 футов). Эта часть отдаленных Гималаев была закрыта для внешнего мира до 1950-х годов, когда британский альпинист Эрик Шиптон впервые отправился в этот регион. С тех пор он оставался относительно недоступным и малоизвестным, за исключением горстки увлеченных путешественников — идеальное место для одинокого зверя, такого как йети, чтобы тусоваться.
|
|
Между прочим, именно Эрик Шиптон сделал первую фотографию следов йети в 1951 году, когда он возглавлял экспедицию на Эверест, чтобы изучить возможные маршруты достижения вершины. В бассейне Менлунг на высоте 19 000 футов они нашли серию следов двуногого человека размером около 13x8 дюймов, которые шли вниз по леднику примерно на милю. Товарищ Шиптона, альпинист Том Бурдиллон, написал на нижней стороне одной из фотографий: «Мне совершенно ясно, что в Гималаях не живет ни одно животное, и что оно большое».
|
|
Любопытно, что фотографии, которыми поделилась индийская армия, показывают, что предполагаемые следы йети расположены по прямой линии, без смещения вправо или влево, как можно было бы ожидать от двуногого животного. Это почти как если бы Yeti прогуливался по заснеженной местности для предстоящей зимней коллекции. Шаги, однако, гигантские, а отпечатки на снегу глубокие, указывающие на то, что их оставил массивный двуногий, о существовании которого нигде в мире не известно.
|
|
Всякий раз, когда поднимается тема следов йети, пальцы неизбежно указывают на гималайских бурых медведей как на возможного виновника, и на этот раз ничего не изменилось. Но мы должны «иметь в виду», что медведи не двуногие. Обычно они передвигаются на четырех ногах, особенно по крутым заснеженным горным склонам. Они встают на задние лапы только для кормления или защиты. С другой стороны, почти все зарегистрированные следы йети принадлежат двуногим. Кроме того, какой бурый медведь оставит следы длиной 32 дюйма? Самые крупные бурые медведи в мире — медведи Кадьяк, обитающие на архипелаге Кадьяк на юго-западе Аляски. Самый крупный зарегистрированный самец дикого медведя Кадьяк весил 751 кг (1656 фунтов) и имел размер задней ступни 46 см (18 дюймов) [2], что значительно меньше, чем 32-дюймовые следы в Макалу.
|
|
У нас нет другого выбора, кроме как признать, что огромные следы в Макалу не были оставлены каким-либо зверем, известным человеку. В этом случае единственным вариантом является легендарный йети — это скрытное, одинокое двуногое чудовище, скрывающееся в неизведанных, зловещих, заснеженных землях Гималаев, о котором рассказы и фольклор ходят среди шерпских общин на протяжении поколений.
|
|
Шерпов не слишком беспокоит научный скептицизм в отношении йети. Это вплетено в их фольклор и является частью их повседневной жизни в этих суровых, высоких горах, где они зарабатывают на жизнь в основном разведением яков, выращиванием картофеля и альпинистскими экспедициями на этих коварных склонах. Они знают эти пейзажи как свои пять пальцев и, честно говоря, являются единственными экспертами в этом регионе. Среди шерпов было бесчисленное множество наблюдений за йети или его следами. Некоторые слышали своеобразный свист и гортанные звуки, издаваемые йети во время своих ночных приключений, или чувствовали запах их мерзкого, резкого запаха тела. Обычно они описывают йети как обезьяноподобного зверя с конической головой, длинными руками, человеческим лицом с плоским носом, телом, покрытым рыжеватыми или черными волосами. Хотя обычно он ходит прямо, иногда его видели очень быстро бегущим по горным склонам, используя обе руки и ноги.
|
|
Шерпы считают, что причина, по которой йети нелегко увидеть, заключается в том, что это в основном ночное животное. Он обладает определенными сверхъестественными способностями и может исчезнуть по желанию. На самом деле считается плохим предзнаменованием даже увидеть йети. Некоторые утверждают, что если йети увидит вас первым, он наложит какое-то заклинание, которое не позволит вам двигаться. Тогда йети сожрет тебя. Любой шерп скажет вам, что лучше всего бежать вниз по склону как можно быстрее, как только вы заметите йети. Если йети преследует вас по крутому склону, ветер задувает длинные волосы ему в глаза и на мгновение ослепляет, позволяя вам убежать. Однако в целом йети не враждебен к людям. Лучше оставить в покое; если вы не беспокоите его, он не будет беспокоить вас. Йети в основном питается мелкой фауной, такой как лягушки и маленькие зайцы-мыши, называемые пищухами, которые широко распространены в Гималаях. Однако известно, что они нападают и убивают яков. Шерпы считают, что организованные экспедиции по поимке или охоте на йети никогда не принесут плодов. Животное может исчезнуть по желанию, и увидеть его можно только случайно.[3]
|
|
Что делает следы йети, общие для индийской армии, тем более интересными, так это то, что очень похожие следы были замечены почти 80 лет назад майором Биллом Тилманом в 1937 году, как отметил альпинист и писатель Грэм Хойланд в своей книге «Йети: отвратительный вид». история. Грэм Хойланд был 15-м британцем, совершившим восхождение на Эверест — подвиг, который он совершил в 1993 году. В течение тридцати или около того поездок в Гималаи он слышал множество историй о йети от шерпов. Он написал рекламную статью для своей книги под названием «10 лучших йети и отвратительных наблюдений за снеговиками»[4], в которой есть несколько интересных крупиц информации, в том числе рассказ майора Билла Тиллмана. Вот что Тиллман записал в своем дневнике:
|
|
«Огибая подножье хребта между этими двумя питающими ледниками, мы увидели на снегу следы Ужасного Снеговика. Они были восемь дюймов в диаметре, восемнадцать дюймов друг от друга, почти круглые, без признаков носка или пятки. Им было три-четыре дня отроду, так что таяние должно было изменить их очертания. Самое примечательное, что они шли по прямой друг за другом, без «шатания» ни вправо, ни влево, как птичий след.
|
|
Медленно идущее четвероногое животное ставит заднюю ногу по следу передней, но всегда есть какие-то следы наложения, и следы не находятся непосредственно друг перед другом. Каким бы многоногим оно ни было, птица или зверь были тяжелыми, а следы были почти в фут глубиной. Мы шли за ними милю, пока они не исчезли на какой-то скале. Следы шли из ледниковой лужи, где животное, очевидно, напилось, и на следующий день мы нашли тот же след на северной стороне Сноу-Лейк.
|
|
Шерпы сочли их принадлежащими к меньшему типу снежных людей, или йети, как они их называют, которых, по-видимому, существует две разновидности: меньший, за чьим следом мы следили, который питается людьми, в то время как его старший брат ограничивается диета яков. Мое замечание о том, что здесь уже тридцать лет никого не было и что он, должно быть, чертовски голоден, не так развеселило шерпов, как ожидалось! Шутка была сочтена несвоевременной, и, возможно, так оно и было, когда мы втроем стояли в одиночестве на огромном снежном просторе, глядя на странные следы, словно Робинзоны Крузо».
|
|
Меня поразило, что следы йети, увиденные майором Тиллманом более 80 лет назад, также шли по прямой, один за другим, без отклонений ни влево, ни вправо. Это точно соответствует характеру следов, обнаруженных индийской армией в Макалу, за исключением того, что следы Макалу были намного больше и составляли 32x15 дюймов, а те, что видел майор Тиллман, имели размер 18x8 дюймов. Если майор Тиллман видел следы «меньшего варианта» йети, то само собой разумеется, что следы в Макалу должны были быть оставлены «большим вариантом», питающимся яками.
|
|
Грэм Хойланд пояснил в своей статье, что, судя по его общению с сельскими жителями Гималаев, от Аруначал-Прадеша до Ладакха, существует три типа йети:
|
|
Первый и самый большой — это ужасающий дзу-тэ, рост которого составляет восемь футов, когда он стоит на задних лапах. Он может убить яка одним взмахом когтей.
|
|
Есть меньший чу-те или тельма, маленькое красноватое существо размером с ребенка, которое ходит на двух ногах и имеет длинные руки. Его видят в лесах Сиккима и Непала.
|
|
Затем есть мех-тэ, который больше всего похож на человека с оранжево-красным мехом на теле. Он нападает на людей и чаще всего изображается на стенных росписях монастыря. Yeh-teh или йети — мутация его имени. Он больше всего похож на Тинтина в Тибетском йети.
|
|
Основываясь на классификации Хойланда, следы Макалу должны были принадлежать восьмифутовому дзу-те (хотя я подозреваю, что среди дзу-те это, вероятно, был гигантский монстр). Одна из историй, рассказанных Хойландом, дает важный ключ к пониманию истинной природы йети в контексте индийских мифологических традиций. Это самый ранний западный отчет о «диком человеке» в Гималаях, сделанный Брайаном Хоутоном Ходжсоном в 1832 году. Ходжсон был первым британским резидентом Непала и первым англичанином, которому разрешили посетить эту запретную землю. Он записал в своем дневнике:
|
|
«Религия завезла бандарскую [макаку-резус] обезьяну в центральный регион, где она, кажется, процветает, наполовину одомашненная, по соседству с храмами, в густонаселенной долине собственно Непала [это до сих пор так]. Моих стрелков однажды в Качаре встревожило появление «дикого человека», возможно, оранга, но я сомневаюсь в их точности. Они приняли это существо за какодемона или ракшасов (демонов) и убежали от него вместо того, чтобы стрелять в него. Говорили, что он двигался прямо, был покрыт длинными темными волосами и не имел хвоста.
|
|
Тот факт, что непальские стрелки назвали йети «ракшасами», заставил меня сесть и обратить внимание, поскольку ракшасы были ярко описаны в двух индийских эпосах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Их обычно описывают как демонических, свирепых на вид ночных существ, некоторые из которых являются людоедами. Когда весь мир засыпает, именно тогда они выходят из своих логовищ и бродят по лесам в поисках добычи. У них огромные тела, покрытые рыжими волосами, и они невероятно сильны. Люди не могут сравниться с их силой. Они населяют густые, отдаленные леса и недоступные склоны Гималаев. Их сила и сила иллюзии резко возрастают в сумеречные часы — на рассвете и в сумерках — когда их следует избегать любой ценой. Они могут использовать свою магическую силу, чтобы исчезать, летать по небу, принимать свирепые формы и вообще проделывать всевозможные шутки с хрупким человеческим разумом.
|
|
В «Махабхарате» есть несколько историй об этих монстрах-людоедах, но самые интересные из них связаны с дракой между ракшасом и принцем Бхимой, который был полубогом и, возможно, самым сильным человеком в мире своего времени. . Однажды Бхима и его братья шли ночью через густой лес, в котором жил ракшас по имени Хидимва. Братья Бхимы уснули, а он бодрствовал, охраняя их. Именно тогда ракшасы почувствовали сильный запах человеческой добычи, разносившийся по лесу, как барбекю на весенних каникулах. В тексте говорится:
|
|
«Обладая огромной энергией и доблестью, он (Хидимва) был жестоким каннибалом, лицо которого было мрачным из-за его острых и длинных зубов. Теперь он был голоден и жаждал человеческой плоти. Из-за длинных голеней (конечностей) и большого живота его пряди и борода были рыжими. Его плечи были широки, как шея дерева; уши его были подобны стрелам, и черты его лица были ужасны».[5]
|
|
После нескольких поворотов истории Бхима вступил в ужасную рукопашную схватку с ракшасами, в которой они оба катались по земле и боролись друг с другом, издавая громкое рычание. Именно в этот момент младший брат Бхимы Арджуна проснулся ото сна и посоветовал Бхиме убить ракшасов без особого промедления, так как его сила иллюзии усилится на рассвете.
|
|
«Зачем, о Бхима, столько времени поддерживать ракшаса в живых? О притеснитель врагов, мы должны уйти отсюда и не можем оставаться здесь дольше. Восток краснеет, вот-вот наступят утренние сумерки. Ракшасы становятся сильнее к рассвету, посему поспешите, о Бхима! Не играй (со своей жертвой), но скорее убей ужасного Ракшаса. Во время двух сумерек ракшасы всегда проявляли свои способности обмана. Используй всю силу своих рук».[6]
|
|
В конце концов, Бхима одержал верх над ракшасами и убил его, сломав ему позвоночник. В другой раз Бхима сражался с ракшасом по имени Вака, который был описан следующим образом: «Огромного тела и великой силы, с красными глазами, рыжей бородой и рыжими волосами, он был ужасен на вид, и он пришел, глубоко прижимаясь к земле. землю своей поступью».[7] Очевидно, что ночные монстры Махабхараты-людоеды были покрыты рыжими волосами, точно так же, как меньшая разновидность йети, нападающая на людей.
|
|
Махабхарата также говорит нам, что ракшасы обычно населяли густые леса, особенно расположенные на отдаленных склонах Гималаев. В Махабхарате есть несколько отрывков, подтверждающих это. Например:
|
|
«Эти Гималаи недоступны и изобилуют якшами (карликами) и ракшасами, и, разыскивая меня, они будут отвлечены». [8]
|
|
«Защищенные ими, а также охраняемые ракшасами, эти горы (Гималаи) стали недоступными». [9]
|
|
«Итак, ракшасы и пишаки (духи-оборотни, которые могут вселяться в людей) защищают Химават (Гималаи), лучшие из гор». [10]
|
|
Из этих древних рассказов мы можем сделать вывод, что феномен йети тесно связан со страшными монстрами из индийских эпосов, называемыми ракшасами. В то время как некоторые ракшасы из эпических сказаний соответствуют более мелким рыжеволосым йети-людоедам, называемым мех-тэ, есть и другие, которые не являются людоедами и, вероятно, соответствуют более крупному варианту йети, дзу. -teh, который покрыт темными волосами и питается яками.
|
|
К сожалению, поскольку большинство ученых и академиков в наши дни насмешливо отвергают древние легенды как плод фантазии, мы оказываемся в сложной ситуации, когда мы не можем объяснить многочисленные наблюдения странных и причудливых существ, таких как йети, йети и других, даже хотя подобные существа упоминались в древних источниках.
|
|
Весь феномен йети, по-видимому, должен был происходить в Гималаях в течение тысяч лет, поэтому он стал частью фольклора шерпов. Только после начавшихся в начале 20 века альпинистских экспедиций это явление получило широкую огласку. Конечно, йети в наши дни намного более скрытны и предпочитают жить в уединении, по сравнению с прошлыми веками, когда их было гораздо легче увидеть. Трудно предположить, почему это так. Боятся ли они людей так же, как мы их? Считают ли они нас злобными, безжалостными хищниками, которые захватят их или разрушат их мирную жизнь? Мы не можем сказать, пока не сможем как-то завязать с ними разговор. Некоторые шерпы считают, что у йети есть свой язык, а свист и рычание — часть их общения. Одни считают их защитниками горных местностей, и в такой оценке они согласны с Махабхаратой, которая называет их «защитниками Гималаев».
|
|
Но от кого они защищают горы? И что именно они защищают? Возможно ли, что они являются хранителями каких-то скрытых пещер и проходов, ведущих в подземные царства «духовных существ» и подземных «богов», которых древние считали хранителями экологического баланса нашей планеты? Возможно, они хотят, чтобы люди не подходили слишком близко к этим замаскированным входам, чтобы они случайно не наткнулись на них? Это не невозможно, я думаю. И кто может лучше отпугнуть незваных гостей, чем чудовищные каннибалы, обладающие огромной силой и магическими способностями, да еще и с отвратительным запахом тела.
|
|
Ссылки:
|
|
1 Eric Earle Shipton (1907-1977), Photographer, Yeti footprints in the Menlung Basin, https://www.christies.com/en/lot/lot-4966479
|
2 Wood, Gerald (1983). The Guinness Book of Animal Facts and Feats. Enfield, Middlesex : Guinness Superlatives, taken from Wikipedia, “Kodiak bear”.
|
3 "NEPAL: Myth and Folklore of the Yeti", Earthstoriez, https://www.earthstoriez.com/nepal-myth-folklore-yeti/
|
4 Graham Hoyland, "Top 10 yeti and abominable snowman sightings", https://www.grahamhoyland.com/yeti-sightings/
|
5 Mahabharata 01.155, https://www.sacred-texts.com/hin/m01/m01155.htm
|
6 Mahabharata 01.157, https://www.sacred-texts.com/hin/m01/m01157.htm
|
7 Mahabharata 01.166, https://www.sacred-texts.com/hin/m01/m01166.htm
|
8 Mahabharata 3.178.8839
|
9 Mahabharata 3.139.7073
|
10 Mahabharata 8.45.2467
|
|
Источник
|