Безбрачие может иметь удивительные преимущества
|
|
Зачем кому-то вступать в организацию, которая лишает его возможности семейной жизни и требует от него безбрачия? В конце концов, размножение лежит в основе эволюции, которая сформировала нас. Тем не менее, многие религиозные институты по всему миру требуют именно этого. Эта практика заставила антропологов задуматься о том, как вообще могло возникнуть безбрачие. Некоторые предполагают, что практика, которая дорого обходится отдельным людям, например, никогда не иметь детей, все же может возникнуть, когда люди слепо следуют нормам, выгодным группе - ведь сотрудничество является еще одним краеугольным камнем человеческой эволюции. Другие утверждают, что люди в конечном итоге создают религиозные (или другие) институты, потому что это служит их собственным эгоистическим или семейным интересам, и отвергают тех, кто в этом не участвует.
|
|
Теперь наше новое исследование, опубликованное в журнале Royal Society Proceedings B и проведенное в Западном Китае, решает этот фундаментальный вопрос, изучая пожизненное религиозное безбрачие в тибетских буддийских монастырях. До недавнего времени в некоторых тибетских семьях было принято отправлять одного из своих молодых сыновей в местный монастырь, чтобы он стал пожизненным безбрачным монахом. Исторически сложилось так, что монахами становились до одного из семи мальчиков. Семьи обычно ссылались на религиозные мотивы для того, чтобы иметь монаха в семье. Но были ли здесь также экономические и репродуктивные соображения?
|
|
Вместе с нашими коллегами из Университета Ланьчжоу в Китае мы опросили 530 семей в 21 деревне в восточной части Тибетского нагорья, в провинции Ганьсу. Мы восстановили генеалогию семей, собрав информацию о семейной истории каждого человека и о том, был ли кто-то из членов его семьи монахом. В этих деревнях живут патриархальные тибетцы Амдо, которые разводят стада яков и коз и обрабатывают небольшие участки земли. Богатство в этих общинах обычно передается по мужской линии.
|
|
Мы обнаружили, что мужчины, у которых брат был монахом, были богаче и владели большим количеством яков. Однако сестры монахов практически не имели преимуществ. Вероятно, это объясняется тем, что братья конкурируют за родительские ресурсы, землю и скот. Поскольку монахи не могут владеть собственностью, отправив одного из своих сыновей в монастырь, родители положили конец этому братскому конфликту. Сыновья, родившиеся первыми, обычно наследуют родительское хозяйство, в то время как монахи обычно являются вторыми или более поздними сыновьями.
|
|
Удивительно, но мы также обнаружили, что у мужчин с братом-монахом было больше детей, чем у мужчин с нецелибатными братьями; а их жены, как правило, рожали детей в более раннем возрасте. У бабушек и дедушек, имеющих сына-монаха, также было больше внуков, поскольку их нецелибатные сыновья сталкивались с меньшей конкуренцией со своими братьями или вообще не сталкивались. Таким образом, практика отправки сына в монастырь, не будучи дорогостоящей для родителей, соответствует их репродуктивным интересам.
|
|
Это намекает на то, что безбрачие может эволюционировать путем естественного отбора. Чтобы выяснить подробности того, как это происходит, мы построили математическую модель эволюции безбрачия, в которой изучили последствия превращения в монаха для эволюционной пригодности мужчины, его братьев и других членов деревни. Мы смоделировали как случай, когда решение об отправке мальчика в монастырь принимают родители, как это было в нашем полевом исследовании, так и случай, когда мальчик принимает решение самостоятельно. Если монахи остаются холостыми, это означает, что в деревне меньше мужчин, претендующих на брак с женщинами. Но хотя все мужчины в деревне могут выиграть, если один из них станет монахом, решение монаха не способствует его собственному генетическому здоровью. Поэтому безбрачие не должно эволюционировать.
|
|
Однако ситуация меняется, если наличие брата-монаха делает мужчин более богатыми и, следовательно, более конкурентоспособными на брачном рынке. Теперь религиозное безбрачие может эволюционировать в результате естественного отбора, потому что, хотя у монаха нет детей, он помогает своим братьям иметь больше детей. Но, что важно, если выбор стать монахом зависит от самого мальчика, то, скорее всего, он останется редким - с точки зрения индивида, это не очень выгодно.
|
|
В модели мы показываем, что безбрачие становится гораздо более распространенным, только если родители решают, что это должно произойти. Родители получают пользу от всех своих детей, поэтому они отправят одного из них в монастырь, если это будет выгодно остальным. Тот факт, что мальчиков отправляли в монастырь в юном возрасте, с большим торжеством, и им грозил позор, если они впоследствии отказывались от своей роли, говорит о культурной практике, сформированной родительскими интересами.
|
|
Эта модель потенциально может также прояснить эволюцию других видов родительского фаворитизма в других культурных контекстах - даже детоубийства. Аналогичная модель может объяснить, почему женский целибат (монахини) редко встречается в патриархальных обществах, таких как Тибет, но может быть более распространен в обществах, где женщины находятся в большей конкуренции друг с другом - например, где у них больше прав на наследство (как в некоторых частях Европы).
|
|
В настоящее время мы разрабатываем новое исследование, чтобы понять, почему частота монахов и монахинь варьируется в разных религиях и частях света. Часто предполагается, что распространение новых идей - даже иррациональных - может привести к созданию новых институтов, поскольку люди подчиняются новому стандарту. Но может оказаться, что институты также могут формироваться под влиянием репродуктивных и экономических решений людей.
|
|
Источник
|