Кто и как построил грандиозные сооружения в Перу
|
В разных регионах Земли встречаются сооружения-мегалиты, технология возведения которых считается загадкой. Особенно поражают каменные комплексы в Перу. Глядя на идеально подогнанные друг к другу блоки неправильной формы, остаётся лишь диву даваться: как древние люди могли это построить? Разумеется, сами собой возникают фантастические гипотезы: а не помогали ли им более продвинутые цивилизации, например, инопланетяне? О том, кем, когда и каким образом были созданы поразительные мегалитические сооружения в Перу, «АиФ» поговорил с научным сотрудником НИИ физических проблем им. Ф. В. Лукина, кандидатом технических наук Ростиславом Лапшиным. |
![]() |
«Поражает качество криволинейных стыков» |
Дмитрий Писаренко, АиФ.ru: — Ростислав Владимирович, как называется такой тип каменной кладки? |
Ростислав Лапшин: — Это полигональная кладка. Камни, изначально имеющие произвольную форму, обрабатываются так, что образуют плотно прилегающие друг к другу неправильные многоугольники, или полигоны. Отсюда и название. Полигональная кладка не требует связующего раствора и в состоянии выдерживать даже землетрясения средней силы. |
Среди множества построек, приписываемых индейцам Перу, есть несколько таких, которые даже в наше время, с современными технологиями было бы непросто воспроизвести. Это касается полигональных кладок из крупных каменных блоков весом от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн, сопряжённых друг с другом через криволинейные поверхности, практически без зазора. Все остальные кладки вполне соответствуют известным способам обработки камня того времени и никакого специального объяснения не требуют. |
— Если даже для нас это непросто воспроизвести, то были ли в состоянии такое построить древние инки? |
— Однозначно нет! К моменту завоевания Южной Америки европейцами индейцы не знали ни железных орудий, ни колеса, а также не имели тягловых животных. |
— Так кто же это построил? Неужели инопланетяне? |
— Стоит сказать, что полигональная кладка известна в Европе с античных времён. В перуанском варианте поражает только качество выполненных криволинейных стыков. А ещё обращает на себя внимание удивительная сохранность каменной кладки в стране с достаточно разрушительным климатом, частыми землетрясениями и оползнями. Похоже, что этим постройкам не так уж и много лет. Если судить по отсутствию сколов некоторых деталей кладки, — около трёхсот. А это соответствует периоду активной колонизации Южной Америки европейцами. |
Ещё настораживает то, что, кроме безупречной каменной кладки, неизвестные строители нам после себя так больше ничего и не оставили. А вот профессиональные строители, переселенцы из Европы, оставили в Перу много чего. Это католические соборы, монастыри, дворцы, виллы, городские и промышленные постройки. И везде — камень, камень, камень... В отличие от индейцев европейцы обладали всеми необходимыми инструментами, механизмами и навыками масштабного строительства. |
Как управиться с глыбой |
— И как они делали такую кладку? |
— По этому вопросу сломано немало копий. Если внимательно присмотреться к форме камней в кладке, к местам их практически идеального сопряжения, то возникает ощущение, что камни не обрабатывались механически, а были... вылеплены. Поэтому многие исследователи ошибочно решили, что камни вылепливались или отливались из некой пластичной массы — искусственного гранита, извести, размягчённой нагревом горной породы и прочее. Но возникает вопрос: зачем производить недешёвую пластичную массу, если вокруг полно уже готового к употреблению материала — природного камня произвольной формы? Ну и совсем непонятно, зачем пластичной массе придавать такие сложные формы. Почему бы не сделать блоки вообще одинаковыми? |
Строили это так. Вначале создавали уменьшенную модель сооружения. Из глины вручную вылепливали полигональные блоки задуманной формы. Размеры блоков примерно соответствовали размерам баскетбольного мяча или около того. В местах сопряжения поверхностей блоки вдавливали друг в друга. Так собиралась модельная стена. После затвердевания стена разбиралась. И тут начиналась «магия». Строители с помощью пантографа, молотка и стального зубила переносили с заданным масштабом рельеф поверхности с небольшого модельного глиняного блока на большую каменную заготовку подходящих размеров и формы. |
— А что такое пантограф? |
— Это простое рычажное устройство, в основе которого лежит параллелограммный механизм. Двумерный пантограф позволяет пропорционально увеличивать плоский рисунок. Более сложный трёхмерный пантограф, являющийся логическим развитием двумерного, позволяет пропорционально увеличивать объёмную фигуру, например, статую. В нашем случае с помощью 3D-пантографа получали увеличенную копию небольшой глиняной модели блока, обрабатывая молотком и зубилом каменную заготовку. |
— В некоторых постройках используются просто огромные каменные глыбы весом в десятки тонн! Как строители умудрялись управляться с ними? Такая махина раздавит любой пантограф. |
— В этих случаях на помощь приходили реплики из глины или гипса. Реплика — это оттиск боковой поверхности каменного блока. Вместо того, чтобы прикладывать невероятно тяжёлый каменный блок, строители прикладывали лёгкую копию его поверхности. Реплики из глины или гипса использовались и в тех случаях, когда полигональную постройку нужно было состыковать со скальным выходом, который уж точно ни в какой пантограф не поместишь. |
Пантограф для работы с плоским рисунком известен аж с 1603 года! А сведения о пантографе для работы с трёхмерными объектами появляются во второй половине XVIII века. Однако стоит помнить о том, что мастера в те времена держали в тайне свои профессиональные секреты. Поэтому описание 3D-пантографа могло появиться спустя десятки лет после самого изобретения. Теперь, чтобы окончательно закрыть эту научную проблему, нужно воспроизвести полигональную кладку в натурном эксперименте. Буду признателен, если найдутся люди доброй воли, которые смогут оказать посильную помощь в его проведении. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|