Американская летающая тарелка 1959 года
Ноябрь 1959 года. Промышленная зона рядом со штаб-квартирой компании Avro. Воздух дрожит от надсадного рева трех турбореактивных двигателей. Пилот-испытатель Владислав Потоцкий тянет на себя ручку управления, и летающая тарелка шестиметрового диаметра отрывается от земли, разметая по пустой площадке снег и лед. В 1947 году предприятие Avro Canada приняло в свой штат Джона Фроста. Этот 32-летний инженер сразу подключился к разработке сверхзвукового летательного аппарата Avro Arrow.
Действуя в рамках программы, Фрост проводил эксперименты на базе лабораторий Avro. Его интересовало, как воздух без отрыва от поверхности обтекает плавно искривленные формы. Это явление называется эффектом Коанда. Эксперименты показали, что газовую струю, исходящую из двигателя, можно направить вдоль фюзеляжа в зону под брюхом аппарата типа «летающая тарелка». Там сформируется своего рода воздушная подстилка, на которой будет парить летательный аппарат.
По стопам НЛО
В те годы американские военные мечтали о сверхзвуковом самолете, который смог бы перехватывать советские дальние бомбардировщики, взлетая с не слишком оборудованных аэродромов. В 1955 году за пробные исследования в этом направлении американцы были готовы сразу выложить миллион долларов. Специалисты, занимающиеся историей авиации, вспоминают, что в ту эпоху военные хватались за идеи, которые сейчас представляются чистой фантастикой. «Компоновка типа летающей тарелки сулила определенные преимущества, — говорит Расселл Е. Ли, куратор Смитсоновского национального музея авиации и космических исследований (Вашингтон). — Такая конструкция обладает симметрией, позволяющей, по крайней мере в теории, лететь в любую сторону. Остается только продумать, как научиться управлять вектором тяги, эффективно и быстро меняя его направление. Вставая на место исследователей, работавших в начале 1950-х годов, я готов согласиться, что подобная идея вполне заслуживала бы дальнейшей разработки».
Дунуть под себя
Конструкция Фроста, вошедшая в историю под названием Avrocar, была подробно описана в не так давно рассекреченном 117-страничном отчете. В отличие от стреловидной предшественницы Avro Arrow, Avrocar имел форму хрестоматийного НЛО. Предложенная конструкция оснащалась центральной турбиной (ее назвали турборотором), которая питалась энергией от шести турбореактивных двигателей. Турборотор всасывал воздух, который далее распределялся по внутренним каналам летательного аппарата. Реактивная струя вырывалась из сопел, размещенных по периферии алюминиевой «тарелки», а специальные закрылки и заслонки могли направлять струи к земле, позволяя аппарату зависать на месте.
Инженеры гарантировали, что 9 т тяги, обеспечиваемые этими реактивными струями, можно будет направить вертикально вниз со всех сторон летающего диска. «Такая конфигурация с соплами, расположенными по кругу, должна была обеспечить надежную воздушную подушку, доводящую подъемную силу до 13,5 т и позволяющую вертикальный взлет, — утверждается в докладе. — Таким образом, аппарат должен подниматься на высоту 6 м над землей». Зависнув над аэродромом, пилот развернет тягу всех сопел в одном направлении и сможет двигаться по горизонтали. В этом документе виден как на ладошке весь ребяческий оптимизм, которым были одержимы разработчики. Фрост предсказывал, что летающая тарелка сможет двигаться на скоростях в 4 М, «достигать высот в 30 км и иметь дальность полета 1000 морских миль (1800 км)».
Заманчивые формы
Фрост был не единственным инженером, кто в начале 1950-х экспериментировал с необычными формами высокоскоростных летательных аппаратов. В те же годы инженеры из Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) проводили испытания различных форм, которые можно было бы реализовать для капсул, возвращающихся в атмосферу из космоса. Аппарат, предназначенный для самостоятельного приземления по окончании космического полета, должен сохранять управляемость в широком диапазоне скоростей, замедляясь от гиперзвукового режима полета до полной остановки. Разумеется, летающая тарелка компании Avro не предназначалась для выхода в космос, но ее формы весьма напоминали очертания капсул, разрабатывавшихся для возвращения из космоса.
И Фрост, и инженеры из NACA пришли к одному и тому же выводу: круглая форма обещает самые лучшие результаты. Роберт Браун, профессор, преподающий космические технологии в Технологическом университете штата Джорджия (с 2010 по 2011 год он служил в NASA ведущим технологом), говорит, что круглая форма высокоскоростного летательного аппарата сулит два важных преимущества. «Если вы хотите двигаться на сверхзвуковой скорости, вам так или иначе придется иметь дело с высокими температурами, — объясняет он. — Чашеобразные формы весьма эффективно рассеивают тепло. С другой стороны, такие формы обеспечивают вполне предсказуемые аэродинамические параметры во всех нужных нам скоростных режимах». При этом Браун ссылается на блюдцеобразную форму, характерную для донной части космических капсул. «Если посмотреть снизу, — говорит он, — возвращаемая капсула космического корабля Apollo будет выглядеть в точности как летающая тарелка».
Польский наездник
Итак, вернемся в 1959 год. Пилот польского происхождения Владислав Потоцкий воевал в годы войны в составе Британских Королевских ВВС и был удостоен ордена British Distinguished Flying Cross (крест за летные боевые заслуги). Не так давно он уже испытывал аппарат Avro Arrow. Сейчас ему поручено управление аппаратом Avrocar — летающей тарелкой весом в 2,5 т. Это первый полет, когда аппарат свободен от трех страхующих растяжек.
Оторваться от земли не такая уж и проблема. А вот потом начинается то, что происходило всегда: как только тарелка поднимается на высоту больше одного метра, то есть взлетает над своей собственной воздушной подушкой, она начинает брыкаться, как бычок на родео. Разработчики мрачно смотрят на эту картину — такое бывало и раньше. Это явление получило название «хабкеппинг», поскольку аппарат ведет себя точно так же, как колпак с автомобильного колеса («хабкеп»), если он отлетит и упадет на асфальт. Потоцкий прекращает полет и сажает Avrocar на землю.
Год за годом инженеры будут пробовать один прием за другим, пытаясь стабилизировать полет своего аппарата. В дело пойдут разнообразные закрылки, юбки, насадки на сопла, стабилизаторы, различной формы переходные каналы. В какой-то момент по настоянию военных и вопреки сопротивлению Фроста к аппарату попробовали даже приделать хвост. Ничего не помогало. Avrocar так и не научился устойчивому полету, и вообще он смог летать либо не выше метра, либо не быстрее, чем на скорости 50 км/ч. То самое, что нужно для перехвата бомбардировщиков.
Уставший газ
На аппарате стояло три здоровенных турбореактивных двигателя, и ему все равно не хватало мощности. Реактивная струя, блуждая во внутренних дебрях летающей тарелки, теряла изначальную тягу. «Ребята плохо разбирались в газодинамике, — говорит Джефф Андервуд, историк из музейного штата на базе ВВС Райт-Паттерсон в штате Огайо. — Двигатели, судя по всему, обеспечивали приличную тягу, но вся она разбазаривалась из-за внутреннего трения, и к тому моменту, когда приходило время реактивной струе вырваться наружу, никакой мощности уже не оставалось».
Невзирая на это поражение, компания Avro в целом была на правильном пути. Покуда Фрост возился со своей тарелкой, французский авиаконструктор Мишель Вибо тоже занимался вопросами управления полетом за счет изменения вектора тяги реактивной струи. Его концепт истребителя с неподвижным крылом (он был назван Gyropter) использовал четыре турбовинтовых установки для вертикального взлета. К концу 1950-х годов его работы легли в основу конструкции британского самолета Harrier Jump Jet. Инженеры, разрабатывавшие самолет вертикального взлета Harrier, пришли к выводу, что более эффективным решением будет поворот сопла, а не попытки как-то извне изменить направление реактивной струи.
Полетит даже кирпич
Сейчас научились создавать очень маневренные, но при этом аэродинамически неустойчивые летательные аппараты, и, для того чтобы такие механизмы не падали, за их управлением следят компьютерные системы. Бортовой процессор, воспринимая команду пилота, снятую с движений ручки управления, вносит в нее бесчисленные поправки и подстройки, самостоятельно меняя и положение сопла, и наклоны аэродинамических поверхностей. «Все эти проблемы решены именно за счет компьютерного управления. Теперь летать может все что угодно, — говорит Роберт Браун, профессор в Технологическом университете штата Джорджия, бывший ведущий технолог в NASA. — Поднимите с земли кирпич, снабдите его двигателем и бортовым процессором, и он полетит как миленький».
Как ни странно, первым в истории самолетом с использованием электроники, управляющей аэродинамическими плоскостями (этот принцип был назван fly-by-wire), оказался именно Avro Arrow, но команда, занимавшаяся разработкой Avrocar, так никогда и не попробовала реализовать у себя эту идею. Если бы можно было как-то решить проблему мощности, такая электронная система вполне могла бы стабилизировать неустойчивый полет летающей тарелки. Однако вместо этого Фрост искал чисто механические решения, и они привели его к полному поражению.
Поучительный тупик
На проекте канадской компании американцы поставили крест в 1961 году. В обмен на свои многомиллионные инвестиции американские военные получили прототип Avrocar в двух экземплярах. Один из них, разобранный на отдельные агрегаты, хранится на объединенной базе Лэнгли-Юстис и находится в ведении Музея транспорта, организованного Вооруженными силами США. Тот прототип, который отошел во владение ВВС, закончил было свой путь в Смитсоновском музее, где десятилетиями забавлял публику, служа образцом совершенно несуразных фантазий. Однако в 2007 году он по обмену перешел во владение Национального музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон.
Новые хозяева перевезли свое приобретение из Вашингтона (округ Колумбия) на базу Райт-Паттерсон, использовав для этого транспортный самолет C-5 Galaxy, а от аэродрома до музея его уже доставили на автоплатформе. Группа реставраторов изготовила фонари над кокпитом, обновила сиденья и подчистила кое-где ржавчину. И вот наконец в 2008 году Avrocar был выставлен на обозрение публики.
Музейные сотрудники читают лекции о переменном векторе тяги, демонстрируя «летающую тарелку» как пример тупиковой ветви в развитии этой идеи. Впрочем, от таких тупиков тоже есть какая-то польза. Как говорит Дэйв Лаззарайн, руководитель группы реставраторов, работавший над восстановлением Avrocar, инженеры приезжают в музей Райт-Паттерсон в поисках вдохновения. «Они переосмысливают то, чем занимались люди до них, — говорит он, — и пытаются придумать что-то такое, чего раньше никто не делал». Люди творческие понимают, что авиация — это непрекращающийся процесс развития, и смотреть на тупиковые варианты этого развития бывает не менее поучительно, чем любоваться триумфальными победами.
Источник
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
Последние аномальные новости

Влияние достижений в области НЛО на окружающую среду

Вуду теперь защищает религиозные убеждения

Вызов устоявшимся теориям о недостающих элементах на Земле

Девочке удалили огромный комок волос из живота

Документы ЦРУ раскрывают секретные исследования

Загадочные огни в Египте вызывают теории об НЛО

ИИ повышает эффективность работы сотрудников

ИИ революционизирует тайны НЛО

Исследователи SETI перепроверили 1 миллион объектов

Как искусственный интеллект раскрывает тайны небес

Как НЛО может преобразить наш мир

Квантовая машина имитирует распад Вселенной

Король Чарльз может заглядывать в будущее

Маск хочет исследовать марсианский монолит

Моделирование столкновения Земли с астероидом

Наблюдатели за небом раскрывают более 1000 тайн

Переживает ли Германия эру НЛО

Подводный затерянный город, построенный 120 000 лет назад

Раскроет ли Трамп правду о НЛО

Раскройте тайны Вселенной в музее НЛО

Раскрытие информации об НЛО 2.0

Революция ИИ в исследованиях НЛО

Смелая программа Марко Рубио по борьбе с НЛО

Смогли точно направлять передаваемое по воздуху электричество

Совсем скоро на Земле станет очень жарко

Столкновение пилота с НЛО вызвало любопытство

Таинственные наблюдения НЛО в Эссексе

Тайна, стоящая за самой старой фотографией НЛО

Тайны далеких галактик. Почему они перестают расти

Удары молний связывают погоду на Земле и в космосе

Армия Великобритании набирает кибервоинов

Вас ждет новое инопланетное приключение

Великобритания хочет следить за всеми пользователями

Встреча Магеллана с гигантами Патагонии

Встреча с НЛО вызвала всеобщее любопытство

Гибридные люди будут превосходить настоящих людей

Гигантская гравитационная аномалия в Скандинавии

Доказательство существования инопланетной жизни

Загадка древнего Гёбекли-Тепе

ИИ DeepSeek уличили в передаче данных без шифрования

Инопланетяне уже позвонили домой

Когда кристаллизовалась Луна

Колумбийский пилот запечатлел НЛО

Компания Neuralink уже год управляет людьми

Лазеры раскрывают секреты темной материи

Наблюдения за НЛО вызывают всеобщий ажиотаж

Новые достижения в области ИИ раскроют правду о НЛО

Оружие, поражающее ракеты со скоростью света

Открываем тайны неба с помощью передовых технологий

Поиск конспирологом Миком Уэстом правды

Правда, скрывающаяся за секретами НЛО в Вашингтоне

Секреты, которые хранит прошлое Вашингтона

Сняли динамичный протопланетный диск

Способен ли ИИ разгадать тайну НЛО

Тайны Ньюгрейнджа. Мегалитическая загадка Ирландии

ФБР раскрывает секреты НЛО

ЦРУ готовилось к вторжению инопланетян

Черный треугольный НЛО над Колумбией

Шаманы северных народов России

Шокирующее видео НЛО разжигает ажиотаж

Кодиеум. Как ухаживать в домашних условиях, виды

Боты теперь превосходят людей в кибер-обмане

Впечатляющие наблюдения НЛО в Гуаякиль

Загадочный квадрат на Марсе порождает теории

История о Саммервильском свете

Как раскрыть тайну жизни на Марсе

Корабль-призрак времен ВОВ обнаружен у берегов Бразилии

Может ли искусственный интеллект раскрыть тайны НЛО

Мумии инопланетян из Перу разоблачены

Наблюдение за НЛО поразило зрителей в Гуаякиле

Нейтронные звезды создают огромные магнитные поля

Немецкая уфомания

Новаторские открытия на Марсе шокируют

Подледный океан скрывается на спутнике Урана Ариэле

Полиция обнародовала сообщения о НЛО в Эссексе

Попытки обнаружить инопланетную жизнь на Энцеладе

Прорыв ученых в борьбе с раком

Публикация документа об НЛО изменит все

Раскрытие тайн НЛО с высокотехнологичной точностью

Революция в области НЛО в Нью-Джерси

Свинья родила поросенка-мутанта

Сообщение стюардессы о НЛО вызывало бурю

Средневековое захоронение вампира в Хорватии

Странные встречи с аномальным бигфутом

Таинственное двугорбое существо в озере Лох-Несс

Таинственные отпечатки лап, найденные в Блу-Маунтинс

Тайна НЛО в Нью-Джерси

Удар астероида образовал два огромных каньона на Луне

Феномен НЛО в Японии

Шерифы из Вайоминга видели таинственные НЛО

Является ли Библия руководством по НЛО

Астероид-убийца городов может обрушиться на Землю

Астероиды раскрывают секреты древней Солнечной системы

Все ли мы инопланетяне

Действия министерства обороны США в отношении НЛО

Загадочное свечение над Диснейлендом в Орландо

Заметили астероид, который, возможно, направляется к Земле

Искусственный интеллект раскрывает секреты НЛО

Исследование сфер Дайсона не выявили никаких радиосигналов

Исследования НЛО в Канаде становятся более масштабными

Как Земля-близнец помогла обнаружить Землю

Как смартфоны меняют наши небесные горизонты

Канадцы жаждут узнать правду об НЛО

Квантовую телепортацию применили для вычислений

Космомусор и добыча полезных ископаемых на Луне

Может ли астероид Бенну уничтожить Человечество

Огромная экзопланета обнаружена у маленькой звезды

Пилот запечатлел треугольный летательный аппарат

Почему конспирология так популярна

Революция в исследовании НЛО

Самая большая тайна гелиофизики

Смелый шаг Марко Рубио по раскрытию информации об НЛО

Собственность и суверенитет в космосе

Соленая вода уже была в ранней Солнечной системе

Существуют и другие виды с развитой технологией

Удары метеоритов и марсотрясения

Улучшение исследований НЛО в Канаде

Уфологи сталкиваются с неопределенным будущим

Фильм, который может изменить представление об НЛО

Черный треугольный НЛО пролетел над Колумбией

Что пролетело над Делавэром

Агенты-уфологи опасаются, что их уволят из ФБР

Будущее секретного отдела ФБР остается неопределенным

Гёбекли-Тепе - затерянный храм древности

Грань между дипфейком и реальностью стёрта

Даже президенты США не могут разблокировать уфо-файлы

Дух обратился к сталкерам с откровенной фразой

Загадочная Венерианская скрижаль

Зарегистрировано 50 случаев наблюдения НЛО в Висконсине

ИИ OpenAI показал рекорд в 'Последнем экзамене человечества'

ИИ поднимает охоту на НЛО на новую высоту

Имплантат Маска позволяет управлять роботизированной рукой

Канадцы хотят проводить уфо-исследования

Наблюдение НЛО во время шествия в Браге

Неопознанный объект над военной базой вызвал споры об НЛО

НЛО Кэлвина могло быть не более чем оптической иллюзией

Новейшие ИИ нацелены на технологию НЛО

Нью-Джерси может стать лидером в области изучения НЛО

Огромный НЛО замечен в Кембриджшире

Пилот авиакомпании запечатлел черный треугольник

Потрясающие огни в Аргентине вызывают споры об НЛО

Приготовьтесь к межзвездному приключению

Пропитанный мифами странный пляж в Великобритании

Роль квантовой механики в фотосинтезе

Секретный самолет был пойман во время таинственного полета

Станет ли Робби Уильямс уфо-послом Великобритании

Станут ли исследователи НЛО следующими на пути Маска

Тайны ацтеков. Пирамиды, боги и наследие

Устранение пробелов для укрепления национальной безопасности

Уфологи из ФБР опасаются политического давления

Являются ли НЛО новым рубежом для японских законодателей

Грязная камера заднего вида. Решение есть. Моя история установки омывателя в Кох Маркет

Атлантида располагалась на востоке Средиземного моря

Всплывают новые подробности о рабочей группе ФБР по НЛО

Голос дает представление о вашем психическом здоровье

Древняя раса Прямоносых

Загадка алхимической двери Рима

Загадочное послание конспиролога во власти

Захоронение вампира нашли в Хорватии

Землетрясение в Иране и секретное испытание атомной бомбы

Землетрясения на Марсе от метеоритов происходят глубже

ИИ Google будут использовать для оружия или слежки

ИИ и дроны трансформируют исследования инопланетян

Исследования загадочных куполов на Луне

Как различные эмоции воздействуют на наш организм

Калифорнийская волна НЛО захватывает умы

Метод отслеживания таинственных темных экситонов

Можно ли повлиять на продолжительность жизни

Небо от Нью-Джерси до Вирджинии наполнено НЛО

Некоторые из самых необычных встреч с инопланетянами

НЛО вызывают неистовство в небе Аргентины

Откровения об НЛО, прошлые жизни и метафизика

Охотники за НЛО из ФБР опасаются, что Трамп их уволит

Пилот запечатлел треугольный объект в небе Колумбии

Проект НЛО от Netflix выйдет в прокат в 2025 году

Революция в документалистике об НЛО

Ушмаль. Загадки древней цивилизации майя

Чистка Трампа затронет уфологов из ФБР

Что происходит непосредственно перед смертью

Что скрывается за таинственными НЛО в Нью-Джерси

Является ли передовая технология БПЛА современным НЛО

Японское увлечение НЛО

Преимущества обращения в центр реабилитации после инсульта

Белый карлик демонстрирует 19 режимов пульсации

ВМФ США испытывают лазерное оружие

Гравитационные волны - ключ к космической коммуникации

Подписка на новости
Наверх
Яндекс.Метрика