Пора ловить Горького
"Нижегородский рабочий", 12.02.2002, Нижний Новгород, n26, стр. 12,13
#В нижегородских музеях наблюдали аномальные явления#
"Вот как будто бы кто-то в тяжелых сапогах топает и топает по комнате, нервно так, напряженно... Потом - бах, бах! - словно подпрыгнет да сапожищами об пол... Потом слышу: вроде как мебель кто-то ворочает, ящики в шкафах выдвигает, точно ищет в них чего-то... Я затаилась - сижу ни жива ни мертва..." - так рассказывала мне женщина, дежурившая в ту ночь в музее-квартире Горького, что на улице Семашко.
ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЛИСЬ СЕРДЦА
В доме купца Киршбаума на улице Мартыновской Горький со своим семейством - женой Екатериной Павловной и двумя детьми - поселился в 1901 году и прожил около двух лет.
Десять комнат во втором этаже доходного дома стоили по тем временам баснословно дорого - тысячу рублей в год. Но для писателя с мировым именем (книги Горького тогда уже выходили во многих странах на разных языках) это было по карману.
Поэтому жили не теснясь: отдельный кабинет был не только у великого писателя, но и у его жены-домохозяйки, в большой гостиной за стол могли сесть сразу человек двадцать, а была еще и маленькая - для своей семьи. Две комнаты для гостей, без которых Алексей Максимович не мог жить, просторная детская, комнатушка для тещи...
Самой аскетичной в доме была, пожалуй, спальня писателя и его жены: две железные кровати словно разбегаются друг от друга по разным стенам. Так же и Алексей Максимович с Екатериной Павловной, прожив около шести лет вместе, разбежались.
Эта квартира стала для четы "домом, где разбиваются сердца". Писатель, по его словам, тогда "влюбился, как 17 тысяч гимназистов", и уехал отсюда в Москву к своей новой возлюбленной, актрисе Марии Андреевой.
Брошенная жена сохранила не только уважение к своему гениальному супругу, но и многие его личные вещи и предметы обстановки. Когда в бывшем доме Киршбаума уже при советской власти стали создавать музей Горького, Екатерина Павловна подарила вещи музею, рассказала, как были обставлены комнаты...
Когда попадаешь в эту квартиру, возникает странное ощущение... Кажется, что сейчас в дверь с металлической табличкой "А. Пешковъ" кто-то позвонит, послышится знакомый по старым фильмам окающий бас, отзовутся женские и детские голоса, зазвучит рояль, донесется запах еды, французских духов...
"ВЫ СЛЫШИТЕ - ГРОХОЧУТ САПОГИ?"
Рассказывает женщина, дежурившая в ту ночь в музее-квартире Горького:
"Это случилось после юбилея, отмечали какую-то очередную годовщину его смерти. Я сидела внизу в своей дежурке и с ужасом слушала грохот на втором этаже...
Дрожащей рукой набрала домашний телефон директора музея: так и так, говорю, может, там кошка? Осталась как-нибудь случайно? Директор говорит: "Быть не может! Там никого нет! Никого!" - "Откуда же грохот? Может, воры забрались через окно?" - "Не знаю, вызывай милицию".
Я вызвала. Пришел милиционер, проверил второй этаж - тишина, действительно никого. Пока он у меня сидел, наверху не было ни звука. Через полчаса парень собрался уходить: "Если опять испугаешься - звони..."
Только он ушел - опять началось: шум, грохот. .. Я сжалась в комок от страха, замерла. Через некоторое время раздались громкие шаги, которые удалялись - он уходил! Все дальше, дальше... Наконец тишина.
Вы, наверное, знаете, что Алексей Максимович любил носить сапоги, да? Что это было? Не знаю.
Накануне в доме-музее проходили традиционные Горьковские чтения, на них съехалось много людей со всей страны. Перед этим мы делали в квартире уборку, и я прикасалась к личным вещам писателя. Мне знающие люди потом сказали - наверное, поэтому и явился ночной гость.
Хоть страху я в ту ночь натерпелась, но свою работу из-за этого не бросила. Нет, больше такого не повторялось, это был единственный случай за многие годы..."
ЭНЕРГИЯ СТРАДАНИЙ
Сотрудники музея к рассказу впечатлительной смотрительницы отнеслись с иронией: мало ли чего могло померещиться? Может, и не стоило бы обращать внимание на этот уникальный случай, но... По словам бывшей смотрительницы музея "Домик Каширина", здесь происходят вещи не менее странные.
...Этому невзрачному на вид домику около двухсот лет. Будущий великий писатель прожил здесь всего лишь около года, но энергия детских переживаний Алеши Пешкова, кажется, поселилась здесь навечно.
Осиротевший мальчик, у которого умер отец, которого фактически бросила мать, попавший в семью, где домочадцы ненавидели друг друга и интриговали... "Свинцовыми мерзостями жизни" назовет потом этот период великий писатель. Он материализует свои детские страдания в автобиографическую прозу о детстве, которой будет зачитываться весь мир.
В музее детства Горького не так уж много подлинных вещей: широкая деревянная кровать, на которой спала бабушка, личные вещи дедушки, старые фотографии на стене. Все остальное лишь стилизовано под реальную обстановку Кашириных, но воображение дорисовывает остальное...
Вот на этом сундучке маленький Горький спал в бабушкиной комнате, на этой печи он прятался от дедушки, на широкой деревянной лавке дед сек по субботам провинившихся внучат. Здесь, на полу в кухне, умирал придавленный крестом Ваня-Цыганок, в этих стенах бродила как тень убитая горем Варвара, мать Алеши, здесь бабушка молилась перед иконами, прося у Бога милостей для своих близких...
Мне рассказывали, что некоторые посетители останавливаются еще в самой первой комнате музея, где жил когда-то дядя Михаил, и не могут пройти дальше - жалуются на тяжелую энергетику. "Как вы только работаете здесь?" - спрашивают иногда посетители у сотрудников музея.
ПРИЗРАК СЧИТАЛ ДЕНЬГИ
Бывшая смотрительница уволилась отсюда, потому что однажды была до смерти напугана во время своего ночного дежурства. По ее словам, в комнатах домика неожиданно начался непонятный шум, возня, шаги... Она тут же позвонила своим домашним, они прибежали к ней, и... наутро женщина уже написала заявление об уходе по собственному желанию.
Если верить ее словам, некоторые сотрудники музея средь бела дня видели в бывшем дедушкином доме... призраков!
В комнате Михаила однажды якобы сидел на стуле сухонький старичок с бородой, который с недовольным видом пересчитывал деньги. Дедушка? По лестнице из подклети поднималась молодая женщина с понуро опущенной головой и распущенными по плечам волосами. Варвара?
Фигуры материализовывались и исчезали, люди не успевали даже рассмотреть их как следует.
А однажды в музее "сошел с ума" обычный веревочный шнур, которым часть экспозиции отгораживают от посетителей. Экскурсовод неожиданно обнаружила его скрученным в узлы. Удивившись, она терпеливо развязала их и снова натянула шнур между стенами.
Через некоторое время женщина вернулась в музей с новой группой посетителей. Каково было ее изумление, когда она обнаружила, что шнур снова был перекручен узлами! За день так повторилось несколько раз!
Допустить, что с веревкой "шутил" кто-то из посетителей или сотрудников? Но когда происходили эти чудеса, домик был заперт на ключ!
Однажды ни с того ни с сего от глиняного музейного кувшина отвалился кусок - аккуратный треугольничек, как будто бы кто-то мгновенно вырезал его из стенки сосуда и осторожно положил рядом.
Кто-то из сотрудников выяснил у знакомых экстрасенсов, что такие вещи являются предзнаменованиями смертей близких родственников. Сначала музейные работники в это не поверили, а через два дня одной из них принесли телеграмму. О смерти родственника.
"ПРИВИДЕНИЯ? ЭТО БРЕД!"
Как рассказала моя собеседница, сотрудники музея от всего происходящего находятся в полной растерянности, не знают ни как относиться к этим явлениям, ни как их объяснить... Более того - все это держится в большом секрете. Директор музея, например, наотрез отказалась говорить с нами на эту тему, заявив, что никаких аномальных явлений у них нет! Почему такая секретность?
...Примерно год назад из Дома-музея Добролюбова уволился "по собственному желанию" один молодой научный сотрудник. По слухам, его просто-напросто "ушли" отсюда после того, как он начал рассказывать знакомым, в том числе и журналистам, о разных странностях, происходящих в музее.
Разыскать этого молодого человека нам, к сожалению, не удалось. "Он был немного не в себе, понимаете? - с раздражением сказала о бывшем коллеге заместитель директора музея Галина Дмитриевская. - Все время бегал тут с каким-то металлическим треугольником, измерял им что-то, все прислушивался, присматривался..."
Может, действительно что-то видел и слышал? "Чушь, бред! - отрезала Галина Дмитриевская. - Здесь не может быть никаких привидений. - Наш музей - это дом бывшего православного священника (отца Николая Добролюбова. - Н. В.)".
По поводу загадочной энергетики старинных усадеб Галина Дмитриевская сказала так: "В музеях действительно есть магия старого места, которая делает людей причастными к чужой жизни, к истории. Поэтому посетители, бывает, и уходят отсюда со слезами умиления. Музей приподнимает их над обыденностью, позволяет понять что-то в себе..."
Но как же можно тогда объяснить все аномальные явления, свидетелями которых были люди? "Когда кажется - креститься надо!" - отрезала моя собеседница.
Из других источников я выяснила, почему музейные работники стараются не распространяться о всяких странностях, происходящих на своей работе. Они боятся, что их не поймут! Более того - сочтут психически больными!
"НИЧЕГО ОСОБЕННОГО. НОРМАЛЬНЫЙ ПОЛТЕРГЕЙСТ"
Кандидат технических наук и специалист по аномальным явлениям Эдуард ЕРМИЛОВ, к которому я обратилась с вопросами по поводу аномалий в музеях, ничуть по этому поводу не удивился и как-то буднично сказал: "Да ничего особенного! Нормальный полтергейст".
- Полтергейст - это...
- В переводе с немецкого - шумный призрак или дух. Проявляется в разных формах - может пожар автоматически возникнуть, бывает, посуда летает, мебель в щепки разлетается... То, что происходило в музеях, - это полтергейст в слабой форме. Энергии у него хватило только на то, чтобы узелки завязать или ногами потопать...
- Отчего бывают полтергейсты?
- Все полтергейстные явления связаны с так называемыми личностными остатками умерших людей. У каждого человека, помимо физического тела, имеется целый набор тонких тел - например тело разума, тело желаний и эмоций.
Если человек умирает естественной смертью, все его тонкие тела разлагаются в течение сорока дней после смерти.
Если же смерть была насильственной, то личностный остаток может жить в течение многих десятилетий, проявляясь в виде призраков и полтергейстов.
Писатель Горький, как вы знаете, умер не своей смертью, а был отравлен.
- Но это только версия!
- Я уверен, что это истина.
- А как же быть с призраками дедушки Каширина и матери писателя? Они-то умерли своей смертью!
- А кто сказал, что в музее видели именно их призраки? Ведь в доме жили и другие люди.
- Почему именно музеи становятся игровой площадкой для полтергейстов?
- Через музеи проходят десятки людей. Каждый день здесь им рассказывают о жизни великих. Каждое упоминание об умерших является для них своего рода энергетической подпиткой.
Умершие люди привязаны к своему бывшему месту жительства, к своим вещам. Поэтому их дух и возвращается сюда в виде полтергейста.
- Нужно ли бояться полтергейста?
- Нет. Призраки намного безобиднее живых людей.
- Как надо вести себя с ними?
- Не волноваться. Наблюдать. Если есть фотоаппарат, хорошо бы сфотографировать.
- Можно ли "очистить" музеи от нежелательных "гостей"?
- Да, для этого существуют специальные магические обряды.
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|