Сергей Козловский о полях поиска в индустрии открытий. Часть первая
|
|
Эта статья о методах, которые в миллионы раз повышают производительность труда и снижают риск неудач. И, конечно, о людях, которые разработали и применяют такие методы – низкий поклон им всем. Эта статья для профессионалов или тех, кто готов стать профессионалом в постиндустриальную эпоху. Что это значит?
|
|
|
Любую задачу можно попытаться решить разными средствами. Любитель, если хочет сделать хорошую фотографию, делает несколько попыток, надеясь на удачу. Профессиональный подход в другом – в исключении шансов на неудачу.
|
|
Профессионал не может позволить себе неудач – он зарабатывает своей работой. Профессионал-ремесленник воспользуется проверенными методами и сделает близко к лучшим образцам.
|
|
|
Профессионал индустриальной эпохи сделает тысячу снимков, с последующим отбором. В его продукте есть большая доля новизны.
|
|
|
Профессионал постиндустриальной эры производит всю новизну – это и есть его главный продукт. Он делает миллионы, миллиарды снимков, варьируя технологию. После отбора и доработки в его сетях останутся все шедевры и всё мало-мальски ценное из возможного. Такой результат оценивается очень высоко.
|
|
|
Профессионал XXI века отличается от профессионала XX века сильнее, чем последний отличается от ремесленника средних веков. Профессионалом XXI века может стать каждый – если захочет.
|
|
|
|
|
Сергей Всеволодович Козловский, автор статьи.
|
|
|
Почему в статье речь идёт об открытиях?
|
|
|
После работ Г. С. Альтшуллера считается, что замах на открытие – это игра на поле, содержащем максимально возможное число потенциальных "проб и ошибок" — здесь решаются самые трудные задачи.
|
|
|
Методы, которые разработаны в этой области, обладают гигантским потенциалом и широкой применимостью. Надеюсь, данная работа это докажет.
|
|
|
Практика показала, что наиболее значимыми оказались те идеи и работы, которые в своё время больше всего ругали. Не стесняйтесь пройтись сапогами по тексту, в который автор вложил свою душу. Ведь главный закон нашей Вселенной очень прост – остается устойчивое. А чтобы проверить устойчивость, нужны испытания.
|
|
|
И, как замечательно сказал Ю. С. Мурашковский [4], — если ваши замечания совпадут с результатами моих исследований, это будет приятно. Если обоснованно, как минимум с двумя примерами, не совпадут — это будет полезно.
|
|
|
Что такое "открытие"?
|
|
|
Г. С. Альтшуллер [1] разделил открытия на две категории:
|
|
|
|
|
|
|
Но вот, что не было отмечено Г. Альтшуллером: если проанализировать эти две колонки, то становится заметной комплиментарность (взаимная дополнительность) двух видов открытий. И это не случайно.
|
|
Примеры комплиментарности явления и теории
|
|
|
Явление прививки открыл Эдуард Дженнер в конце XVIII века. Явление заключалось в том, что заражение безопасной коровьей оспой предохраняло людей от высоколетальной формы человеческой оспы.
|
|
|
Прививка Дженнера обладала существенным недостатком — она защищала только от одного вида заболеваний. Через 100 лет инфекционная теория Пастера связала микробиологию и медицину, позволила поставить на поток создание препаратов для прививок от множества болезней.
|
|
|
Планеты, как астрономическое явление, человечество обнаружило в глубокой древности. Траектория каждой планеты рассматривалась индивидуально – на этом построена астрология.
|
|
|
Но законы Иоганна Кеплера и теория гравитации Исаака Ньютона позволили Урбену Леверье рассчитать орбиту Нептуна, а Иоганну Галле обнаружить Нептун всего за полчаса наблюдений.
|
|
|
В начале ХХ века Ян Оорт предсказал существование спутников Солнца за пределами орбиты Плутона – так называемое облако Оорта. Сейчас идёт поиск этих тел.
|
|
|
Появилось сообщение об обнаружении тела с поперечником 3/4 поперечника Плутона. Новинку предложено назвать Седна, по имени эскимосской богини моря. Один из методов основан на обнаружении затмения звёзд тёмными телами. Для поиска применяется постоянный мониторинг светимости тысяч звёзд.
|
|
|
Необъяснённые явления (факт прививки Дженнера), так же, как неподтверждённые гипотезы (в своё время — гипотеза существования облака Оорта) – это полуфабрикаты. Стройную картину мира можно построить, только связав кирпичи фактов цементом причинно-следственных зависимостей.
|
|
|
Получается, что само по себе явление или сама по себе теория на весах цивилизации стоят меньше, чем их сочетание. Давайте дадим имя этому сочетанию. В данной работе принято следующее определение:
|
|
|
Полное открытие – это взаимно дополняющая пара, состоящая из:
|
|
а) устойчивого (воспроизводимого) явления или группы явлений, ранее неизвестных и подтверждающих гипотезу;
|
|
б) гипотезы, описывающей существование и связь этих явлений.
|
|
|
Завершённые работы ценятся выше, независимо от размера вклада авторов в общее дело. Часто открытие называют в честь того, кто достроил его до полного открытия.
|
|
|
Я думаю, Христофору Колумбу было бы обидно, если бы он узнал, что новую часть света назвали по имени Америго Веспуччи, первого европейца, ступившего на новый материк в новую эпоху.
|
|
|
Для открывателя есть принципиальная разница между явлением и теорией. Создание теории явлений, открытие закономерности – это открытие класса, множества явлений.
|
|
|
В теории множеств есть понятие мощности множества, определяемой количеством элементов этого множества. Многие теории потенциально обладают бесконечной мощностью, описывают бесконечное множество явлений.
|
|
|
Пример: Эмпирическим, опытным путём можно открыть только конечное количество химических элементов. Таблица Менделеева описывает бесконечное количество химических элементов.
|
|
|
Выше по тексту мы рассматривали открытия в отрыве от науки. Каждый человек, особенно в детстве, совершает за свою жизнь множество открытий. И только некоторые из нас совершают научные открытия.
|
|
|
Множество ненаучных явлений и теорий больше, чем множество научных. Дальше в данной работе рассматриваются, главным образом, те явления и теории, которыми занимается наука. В чём же суть и ценность "научности"?
|
|
|
Тест на научность
|
|
|
Научные открытия обладают особой ценностью потому, что проходят жёсткий отбор. Отменить истинно научное открытие нельзя. Оно становится очень надёжным кирпичиком дальнейших построений.
|
|
|
А как же теории теплорода, мирового эфира, плоской Земли, теория небесных сфер Птолемея? Насколько они научны?
|
|
|
Эти теории научны! Просто новые теории обобщили и прежние правила, и исключения из них.
|
|
|
Теорию теплорода сменил закон сохранения энергии – остался в силе принцип сохранения. Теория относительности позаимствовала из теории эфира конечность скорости света, независимость скорости света от скорости источника и уравнения Лоренца.
|
|
|
Китов, поддерживающих плоскую Землю, сменили цепи гравитации, но Земля-то осталась на опоре, пусть и гравитационной.
|
|
|
Сферы Птолемея преобразовались в орбиты планет, но остался неизменным принцип вращения тел.
|
|
|
Как же убедиться, что открытие является научным?
|
|
|
Признаки, по которым можно судить о научности, можно разделить на две группы: подтверждающие и отвергающие. Работ на эту тему достаточно, можно начать с классической работы академика А. Мигдала [3]. Тем не менее, я не смог в литературе найти удовлетворительный список необходимых и достаточных признаков, определяющих научность.
|
|
|
В работе, которую вы сейчас читаете, предлагается следующее определение:
|
|
|
Полное научное открытие – это такое полное открытие, для которого выполняются принципы:
|
|
|
1. Принцип воспроизводимости кроманьонца: открытие основано на устойчивых, воспроизводимых явлениях и причинно-следственных связях;
|
|
2. Принцип аксиоматичности Евклида: теория или гипотеза аксиоматична и подчиняется правилам вывода;
|
|
3. Принцип авторитета Аристотеля-Галилея: существует некий авторитет, утверждающий правильность, истинность явления и/или теории. Со времен Галилея таким авторитетом является природный или технический эксперимент;
|
|
4. Принцип фальсификации Карла Поппера [14]: в теории заложена возможность опровергающего эксперимента.
|
|
|
(Моя супруга, Ирина Ямайкина, которая помогала мне вычитывать эту работу, предложила добавить "Субъективный принцип Ямайкиной: наличие чувства юмора у автора гипотезы (теории)". Я обещал подумать. Интересно – позволит ли чувство юмора издателей оставить этот абзац? — Позволило — прим. ред.).
|
|
|
Смысл третьего принципа Аристотеля-Галилея глубже, чем обычно думают. Из него следует, что неважно, со сколь неверной начальной посылки начался процесс формирования научной теории – важен процесс преобразования теории, согласие с экспериментом и принципиальная опровергаемость (принципиальная опровергаемость – это уже 4-й принцип Поппера).
|
|
|
Через некоторое время теория будет обогащена истиной и достигнет потребительских кондиций – её можно будет использовать в науке и практике.
|
|
|
1 и 2 принципы – кроманьонца и Евклида — кажутся более или менее ясными. Поэтому прокомментируем четвёртый принцип, сформулированный Карлом Поппером.
|
|
|
Пояснение к принципу фальсификации К. Поппера: Есть концепции, хорошо согласующиеся с практикой и экспериментом, но которые (в принципе) нельзя опровергнуть.
|
|
|
Очевидно, любая религия является такой концепцией. Адепт любой религии приведёт неограниченное количество подтверждений её правоты на основе реальной жизни.
|
|
|
Однако, может быть, вам известен проект эксперимента, с помощью которого можно было бы, хотя бы в принципе, опровергнуть экспериментально хоть какую-нибудь религию?
|
|
|
Мне лично – нет. Вот почему любая религия находится вне науки, поскольку для неё заведомо не выполняется принцип Карла Поппера.
|
|
|
Обратите внимание – во всех четырёх (или пяти, по Ирине Ямайкиной) принципах научности ничего не говорится, например, о преемственности в науке, о масштабности идеи, о ссылках на предшественников, о терминологии, об образовании автора, ни даже о немедленной экспериментальной проверке.
|
|
|
Такие признаки не попадают в список определяющих. Они относятся к эвристикам, повышающим успешность исследования, но не являются необходимыми.
|
|
|
Где искать эти истинные и полные открытия? Продолжение следует.
|
|
|
Литература:
|
|
|
1. Альтшуллер Г. С. 1960 г. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы)
|
|
|
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск:Наука, 1986 г.
|
|
|
3. А. Мигдал. Отличима ли истина от лжи? Наука и жизнь №1, 1982 год.
|
|
|
4. Мурашковский Ю. С. Стадии развития научных представлений. 2001 г.
|
|
|
5. Кондраков И. М. Алгоритмы открытий?.. "Техника и наука", №11 – 1979 г.
|
|
|
6. Митрофанов В. В. От технологического брака до научного открытия. СПб.:Ассоциация ТРИЗ. 1998. По главам книга в интернете доступна здесь.
|
|
|
7. Кондратьев А. Н. Морфологический ящик природы.
|
|
|
8. Кондратьев А. Н. Приём решения научных задач "Переступить пределы". Ильичёво, 2001 г., 5 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ.
|
|
|
9. Кондратьев А. Н. Приёмы исследования природы. // Научно-практическая конференция "Творчество во имя достойной жизни". Тезисы докладов, Новгород, 2001 г., с 100-102. Доступна здесь (38 КБ).
|
|
|
10. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач. – Кишинев: 1985 г.
|
|
|
11. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. Кишинев 1991 г.
|
|
|
12. Рассылка "Как делать открытия. Приёмы решения научных задач". Выпуск №33 от 10 апреля 2003 г. Сайт "Русловые процессы и ТРИЗ". Архив рассылки можно посмотреть здесь.
|
|
|
13. Ефремов И. А. Дорогой ветров. Гобийские заметки. Заметки о палеонтологических экспедициях в Гоби. Можно скачать отсюда.
|
|
|
14. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 447 с. — (Мыслители XX века).
|
|
|
15. Амнуэль П. Р. Открытия, которые мы выбираем. Журнал "Знание-Сила", номер 8, 1971 г.
|
|
|
16. Цуриков В.М. Имитационный подход к поиску позывных внеземных цивилизаций // Изв. вузов. Радиофизика. 1979 г. Т. 22. N 6. С. 764-765.
|
|
|
17. Цуриков В. М. Проблема SETI и закономерности развития технических систем // Проблема поиска жизни во Вселенной. М., 1986. С. 136-138.
|
|
|
18. Голубовский М. Судьба открытия Менделя и принцип красоты. Журнал "Знание-Сила", номер 7, 1982 г.
|
|
19. Голубовский М. Парадоксы непризнания: Мендель и Мак-Клинток.
|
|
|
20. Облако Оорта стало видимым. Science. 2004. V.303. № 5665. P.1743. (USA).
|
|
|
21. Zwicky F. Discovery, Invention, Research through the Morphological Approach. Toronto, 1969.
|
|
|
22. Тейлер Р. Дж. Происхождение химических элементов. М., 1975 г. См. также интернет-энциклопедию "Кругосвет" .
|
|
http://www.membrana.ru/articles/readers/2005/04/15/203900.html 15.04.2005
|