Прибежище буддийских мудрецов
|
На степных просторах в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица буддистов России. Это Иволгинский дацан, монастырь с комплексом великолепных храмов и буддийский университет. Здесь же расположена резиденция Пандито Хамбо ламы, главы российских буддистов. И здесь же хранится нетленное тело святого Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова – уникальный феномен которого поставил науку в тупик… В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и туристов, которым монахи всегда рады. Кажется, в дацане остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом цветущих трав. Иволгинский дацан был открыт в 1945 году как единственный в то время буддийский духовный центр в СССР. |
«…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии, – это одна из самых больших достопримечательностей, которое я видел в СССР. Он был построен тогда, когда Сталин находился на вершине власти. Я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…», – писал глава буддистов всего мира далай-лама ХIV. |
Барабаны судьбы Чаще всего буддийские храмы – это комплекс из нескольких зданий, всегда пусть за небольшим, но заборчиком с воротами. Не составляет исключения и Иволгинский дацан. Центральные ворота, большие и красивые, расположены напротив входа в центральный храм (Согчен дуган). Но очень хорошо заметно, что здесь ходят редко, – ведь эти ворота используются только во время больших праздников. А вот слева ворота поскромнее, зато с хорошо заметной тропой, тянущейся по внутреннему периметру забора. По другую сторону вдоль нее расположены барабанчики на подставках или же большие барабаны в специальных «беседках». Зайдя в ворота, посетители поворачивают при входе налево и двигаются по ходу солнца, по часовой стрелке. Верующие таким образом совершают «гороо» – обход территории, в течение которого буддисты молятся и медитируют. |
Ритуальное гороо обычно совершается 3, 7, 12 раз – это так называемые «круглые» священные числа. Но пусть вы и не буддист, а пришли сюда из чистой любознательности, просто, чтобы осмотреть храмы дацана, все равно будет крайне невежливым направиться прямо к ним. Прежде следует пройти по кругу, совершив гороо и выразив тем уважение этому священному месту. Впрочем, и неверующие туристы редко могут удержаться от того, чтобы не покрутить «хурдэ» – установленные вдоль дорожки молитвенные барабаны. Внутри них находятся мантры и молитвы, написанные на длинных полосах ткани, пергамента или бумаги и свернутые в цилиндр. Когда вы вращаете эти барабаны, то священные слова, находящиеся внутри, приводятся в действие. Как сказано в буддийских текстах, польза вращения этого барабана-колеса такова: «Вы одолеваете все инфекционные и обычные болезни, уничтожаете осквернения, нечистоту и раздоры, уничтожаете войска демонов. Этой практикой очищаются пять беспросветных грехов, десять неблагих деяний и карма, приводящая в плохие формы жизни». Мантры, помещенные внутри барабана, очень часто являются именами различных ипостасей Будды, просветленных учителей или божеств. Наиболее почитаемой среди буддистов является мантра «Ом-Мани-Пад-МеХум», которую они считают и самой чудодейственной. В буквальном переводе с санскрита она звучит так: «О, жемчужина в цветке лотоса», то есть «О, Будда», но монахи, если спросить их об этом, предпочитают давать перевод более вольный: «О Ты, держащий драгоценность и лотос, даруй мне благословение тела, речи и сознания Будды». В барабанах Иволгинского дацана, по их утверждению, эта чудесная мантра написана 100 миллионов раз. На территории дацана бросается в глаза множество флажков, закрепленных на ветвях деревьев и особых шестах. Их вывешивание исследователи порой называют шаманским ритуалом для отпугивания злых духов и привлечения добрых. Но если спросить мнения монахов, они хотя и без тени возмущения, но твердо заявят, что это отнюдь не так. И сошлются на священный текст-сутру, в котором Будда давал наставление: «Те, кто эту сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». Буддисты верят, что, если разместить на вершине дерева или горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то вас всегда будет ждать везение, а все препятствия на пути исчезнут. С наступлением нового года по буддийскому календарю люди начинают вывешивать на святых местах флажки, именуемые «хий морин» – как символ удачи на этот год. Храмы очищения и милосердия Храмы Иволгинского дацана зачаровывают, хотя и не овеяны ароматом древности, – все они построены в ХХ, а то и в ХХI веке. Знатоки восточной архитектуры придут в восторг от бело-синего пирамидального здания Согчен дугана, главного храма, рисунок кровли которого искрится на фоне неба. Верующие с трепетом, смирением и надеждой взирают на гневные образы защитников буддийского вероучения, украшающие другой храм – Сахуюсан-догчен. Эти страшные лики отражают не только огромную мощь божеств-защитников, но и высокую степень решимости буддиста покончить с собственными недостатками, омрачающими сознание и отягчающими карму. Во время молебна в этом храме происходит обращение ко всем Учителям и божествам, чтобы те помогли очиститься от дурных деяний, совершенных телом, речью или мыслью. А храм Маанин дуган растрогает, пожалуй, любого, как бы далек посетивший дацан турист ни был от буддизма и архитектурной эстетики. Здесь ламы ежедневно проводят молебны во благо всех живых существ, под коими подразумеваются не только люди, но и все братья наши меньшие, вплоть до комара и лягушки. Впрочем, если жалость к фауне уже вошла благодаря экологам в европейское мышление, то гораздо сложнее человеку, воспитанному в лоне христианской культуры, посочувствовать бесам и злым духам. Между тем участники молебна («хурала»), продолжающегося в течение трех дней, должны стараться зародить в себе сострадание ко всем шести – по буддийской классификации – видам живых существ: богам, полубогам, людям, животным, голодным духам, адским сущностям. Этот молебен одновременно призван устранить различные препятствия в жизни, обрести спокойствие в семье и здоровье, облегчить участь покойных. Перед этим храмом находятся вольеры, в которых обитают косули. Ведь по преданию, когда Будда впервые излагал свое учение пятерым ученикам, из лесу вышли две лани и, преклонив колени, стали его слушать. С тех пор лани (косули) считаются символом трепетного восприятия буддийской доктрины. Вечно живой лама Но, конечно, самая главная святыня Иволгинского дацана – это нетленное тело бывшего духовного главы российских буддистов Даши Доржо Итигэлова. Число паломников к нему превышает полмиллиона в год. Едут не только из России – со всех континентов. Знаменитостей тут побывало немало – от Ричарда Гира до Анатолия Чубайса. До ноября 2008 года тело святого ламы Итигэлова находилось в главном храме монастыря, но теперь буряты методом народной стройки – кто-то бесплатно работал, кто-то приносил деньги – воздвигли для него дворец. Именно дворец, подчеркивают буддисты, а не мавзолей или усыпальницу. Лама, ушедший в мир иной и похороненный в 1927 году, жив – и этот парадоксальный факт подтверждает наука. Даши Доржо Итигэлова в 1911 году избрали XII Пандито Хамбо ламой, и он был главой российских буддистов до 1917 года. Теперь, век спустя, паломники его называют Буддой. А родился великий лама, как считается, в 1852 году. Тем не менее буддийские монахи предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать, рос он сиротой, хотя у бурят сирот не бывало – оставшихся без родителей детей тут же усыновляли родственники. Нынешний Пандито Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев полагает, что Итигэлов – неземного происхождения. |
Умер Итигэлов необыкновенно. Сложив с себя полномочия главы буддистов России в 1917 году, он десять лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года лама собрал своих учеников, сел в позу лотоса и попросил читать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему», которую обычно адресуют покойному. Ученики удивились: «Почему мы должны читать эту молитву вам – живому?» Тогда он прочел ее сам и перестал дышать. Это поразило даже монахов, посвященных в тайны медитации. Перед уходом Итигэлов сказал: «Придите ко мне через 30 лет. Посмотрите мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». В соответствии с завещанием монахи откопали ламу в 1957 году. Увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. В сентябре 2002 года лама и в самом деле вернулся. Эксперты, присутствовавшие при эксгумации, были потрясены: ни малейшего признака тления. Сейчас Итигэлов восседает в стеклянном саркофаге в Иволгинском дацане (монастыре). И до сих пор не подвергся гниению – при обычной комнатной температуре. |
В дни буддийских праздников, определяемых по лунному календарю, ламу Итигэлова выносят для поклонения верующим. Очередь к нему растягивается на километр и больше. Святой лама сидит ничем и никем не поддерживаемый, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса. У него не по-стариковски теплые руки, до которых разрешают дотронуться, многодневная щетина. Кому-то кажется, что Итигэлов ему улыбнулся, кто-то видел, как он открывал глаза – они у него темно-зеленые. Люди плачут. Смеются. Кто-то от энергии Итигэлова даже отшатывается, она сносит, как волной. Другой может вспомнить, что с ним случилось при встрече с ламой, только спустя несколько часов. |
Ходит немало историй о чудесных спасениях тех, кто поклонился Итигэлову, в автоавариях и даже авиакатастрофах, об исцелениях больных. Крупный московский бизнесмен уцелел в жуткой аварии. В этот момент видел Хамбо ламу. Прилетел вторично – отдать деньги на воздвижение дворца Итигэлова. С его крупного пожертвования стройка и началась. Янжима Васильева, директор созданного в 2002 году Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, цель которого – сохранить наследие «воскресшего бога», посчитала правильным научно зафиксировать феномен, но не вскрывая тело. Собрали волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состригли четыре миллиграмма ногтя с ноги. Эти образцы позволили исследовать заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктору Звягину и профессору Российского гуманитарного государственного университета Галине Ершовой. Полученные результаты ошеломили самих экспертов: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека! Похоже, что и внутренние органы целы, отмечают эксперты. Вот только кровь из жидкой стала желеобразной. «Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, – говорит Янжима Васильева. – И они после того, как уже установили, что клетки у него живые, решили исследовать тело еще глубже: просветить рентгеном и сделать томографию. Итигэлов же, уходя, в завещании распоряжения об исследовании своего тела не отдавал. А мы, буддисты, подчиняемся слову Учителя. Поэтому 3 января 2005 года официально все эксперименты по «делу Итигэлова» закрыты. Итигэлов – не экспонат для опытов. И нам ничего доказывать не надо: мы знаем, что он жив. |
Алексей ХАРЛАМОВ |
Тайная Власть 2,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|