Молния, которая фотографирует
|
|
После ударов молнии на телах людей часто появлялись различные изображения.
|
|
В тот летний день 1596 г. над английским городком Уелс разыгралась гроза. Ударившая в местный собор молния прервала службу, многие прихожане попадали на пол. Кое-как поднявшись на ноги, они с изумлением увидели, что молния оставила после себя "визитную карточку". Как писал в своих "Комментариях" церковный историк того времени Исаак Казобон, "на телах присутствовавших на богослужении запечатлелся крест...".
|
|
Существует множество сообщений об изображениях, оставленных молнией, - этот феномен известен как керанография. Обычно в таких историях кто-либо из находившихся неподалеку от места, куда ударила молния, видел на себе отпечаток предмета, в который она попала.
|
|
Например, в 1872 г. жительницу Моргантауна, штат Кентукки, стоявшую в дождь у окна, напугала яркая вспышка молнии. Вскоре женщина обнаружила у себя на груди четкий контур китайского ясеня, что рос около ее дома, прямо под окном, из которого она смотрела на грозу.
|
|
Иногда подобные изображения находят на телах убитых молнией. В сентябре 1825 г. молния убила матроса на борту итальянской бригантины "Буон-Серво", стоявшей на якоре в заливе Армиро. На спине у погибшего его товарищи обнаружили отпечаток подковы, что была прибита к мачте, под которой он лежал.
|
|
Современные метеорологи отрицают фотографические способности молний. Тем не менее на протяжении столетий зарегистрированы многочисленные случаи оставленных молниями изображений.
|
|
Быстрее молнии
|
|
Слово "телепортация" придумал Чарльз Форт как обозначение мгновенного перемещения человека или предмета на любое расстояние - самого фантастичного паранормального явления.
|
|
Один из самых удивительных случаев, как говорят, произошел 25 октября 1593 г.: среди бела дня на площади Пласа Майор в Мехико вдруг появился солдат. Неизвестно откуда взявшийся человек, одетый в форму гвардейцев, охранявших дворец губернатора в столице Филиппин Маниле, растерянно озирался по сторонам. Солдат назвался Хилем Пересом и сказал, что не понимает, как оказался в Мексике.
|
|
Он заявил, что накануне вечером губернатору Филиппин Гомесу Пересу Демариньясу размозжили голову топором. Если верить тому, что написал в 1698 г. религиозный историк, Хиля Переса посадили в тюрьму, но он упорно стоял на своем. Позднее свидетели на Филиппинах подтвердили, что Переса видели на посту в губернаторском дворце накануне его загадочного появления в Мехико. Солдата отослали обратно в Манилу. Ему повезло больше, чем другим телепортированным.
|
|
В книге "Альманах", датируемой XVII в., Джон Обри рассказывает о человеке, который в 1665 г. оказался в Португалии, куда он, по его словам, непонятным образом перенесся из Ост-Индии. Судьи инквизиции, заподозрив козни дьявола, сожгли беднягу на костре.
|
|
В других странах молниеносные дальние перелеты считали проделками эльфов. В XIX в. о случаях телепортации рассказывали приверженцы спиритизма. В более близкие к нам времена изредка сообщалось о НЛО, моментально переносивших людей на огромные расстояния.
|
|
Вуду
|
|
В храме вуду на острове Таити верующие кружатся в неистовой пляске вокруг столба, по которому, как они думают, нисходит дух, вселяющийся в их тела.
|
|
Вуду", или "водун" - это искаженное "воду", что на языке эве, на котором говорят в Дагомее (сегодняшнем Бенине) и Того, означает "боги и духи".
|
|
В XVI столетии корабли везли оттуда закованных в кандалы рабов на Санто-Доминго, как назывался в ту пору остров Гаити.
|
|
В культуре невольников западно-африканские верования в сверхъестественное смешались с колдовством Нового Света, породив религию, которая стала для ее последователей образом жизни. В этой религии были богиня-мать и божества более низкого ранга. Большое значение имели и шаманские ритуалы.
|
|
К 1782 г. рабовладельцы были встревожены распространением вуду, особенно на Мартинике и Санто-Доминго. В Луизиане, которая тогда принадлежала французам, ввели запрет на покупку рабов с этих островов, так как считалось, что вуду подталкивает негров к мятежам. Рабов против их воли крестили, и церковные догматы католицизма накладывались на их исконные верования.
|
|
К началу XIX в. увлечение вуду охватило всю Вест-Индию. Через несколько десятилетий вуду становится народной религией Гаити и накладывает заметный отпечаток на культурную жизнь Нового Орлеана.
|
|
В основе ритуалов вуду - вызывание богов и духов. Они вселяются в шаманов, и верующие могут получить от них защиту, исцеление или предсказание. Обряды вуду указывают людям на источник их бед и дают средство противодействия злым чарам. Это прежде всего амулеты - мешочки с травами, маслами, волосами, костями и другими предметами.
|
|
Особый страх внушают зомби, известные большинству как фантастические персонажи фильмов ужасов. Полагают, что зомби - это бездушные мертвецы, оживленные с помощью колдовства. На протяжении печальной истории Гаити, завоевавшей независимость от Франции в 1804 г., диктаторы часто использовали поверья вуду, чтобы держать народ в страхе и повиновении. Но вуду не всегда вызывает зловещие ассоциации. В Новом Орлеане было немало королей и королев вуду, но самой знаменитой слыла Мари Лаво. Эта мулатка пользовалась всеобщей любовью и делала немало добра.
|
|
Насылающие несчастья
|
|
В 1601-1602 гг. в Девоншире Томас Риджуэй (впоследствии граф Лондондерри) выслушал свидетельства 12 человек, обратившихся за защитой от злых чар. Эти жители деревни Харднесс близ, Портсмута, утверждали, что пострадали от колдовства рыбака Майкла Тревисарда, его жены Элис и их сына Питера.
|
|
Элис Тревисард сказала односельчанину Джону Бэддафорду, чтобы он "шел в Персеверский лес и поднабрался ума". Спустя три недели Джон лишился рассудка, он рвал на себе одежду и вел себя буйно. Его безумие продолжалось два года. Когда жена Бэддафорда направлялась в суд, чтобы рассказать о недуге мужа, она повстречала Элис и та сказала: "И ты, и твоя семья можете скоро здорово обжечься". Спустя несколько дней их ребенок получил ожог на шее, сидя у незажженного очага, после чего стал чахнуть и менее чем через три недели умер.
|
|
После ссоры с моряком Уильямом Томсоном Элис заявила, что он пожалеет, что ее встретил. Когда Томсон ушел в море, на его корабле случился пожар. Его спасли и увезли в Испанию, где он год просидел в тюрьме. Выйдя на свободу, несчастный вскоре снова попал в руки к испанцам, которые отправили его за решетку еще на два года.
|
|
Другой житель деревни, Генри Олдрив, поругался с Майклом Тревисардом, после чего за одну неделю 20 его баранов сдохли от таинственного недуга. Немногим позже и сам он заболел и умер. Питер Тревисард проклял Сьюзан Тукер за то, что та не дала ему выпить, и на следующий день она занемогла непонятной болезнью, которая не отпускала ее более семи недель.
|
|
Древняя вера в колдовство была широко распространена в Англии XVII в. В журналах, которые вели врачи того времени, можно прочесть, что многие болезни объяснялись злыми чарами.
|
|
Кричащие черепа
|
|
Примерно в 1600 г. в Бертон-Агнес-холле в Хамберсайде, Англия, жили три сестры Гриффит. Младшую из них, Анну, ранил разбойник. Умирая, она заставила сестер пообещать, что они поставят ее череп на стол в прихожей. Они не исполнили страшного обета. Вскоре покой в доме стали тревожить странные стоны. Только когда ее череп принесли домой, страшные звуки прекратились.
|
|
Некоторое время спустя горничная небрежно бросила череп на телегу. Лошади встали на дыбы, а дом задрожал. Когда череп вернули на место, все успокоилось. К столь же страшным последствиям приводили и другие попытки избавиться от черепа. В конце концов его замуровали в стену, где он находится по сей день.
|
|
Некогда голова считалась обителью души, и почтительное отношение к черепам - это древняя традиция, восходящая к кельтам, которые обезглавливали врагов и бережно сохраняли их черепа. Своеобразные амулеты, так называемые кричащие черепа, в Англии стали рассматривать как семейные реликвии, приносящие счастье.
|
|
Теофилус Брум из Сомерсета перед смертью в 1670 г. попросил, чтобы его голову поместили в доме на ферме. В книге Джона Коллинсона "История и древности Сомерсета" говорится, что жившие в доме пробовали захоронить череп, но их останавливали "ужасные звуки, выражающие крайнее неудовольствие".
|
|
Череп в Уордли-холле, близ Манчестера, как утверждают, принадлежал бездельнику Роджеру Даунсу. Сторож на Лондонском мосту в драке отрубил ему голову, и ее отослали его сестре в Уордли. Если верить легенде, при попытке убрать череп из ниши в стене начиналась гроза.
|
|
В поместье Беттискоум в Дорсете хранится череп, якобы принадлежавший слуге из Вест-Индии, который работал в семье Пинни в XVII или XVIII в. По преданию, тот, кто уберет череп с места, не позже чем через год умрет, а дом разрушится до основания.
|
|
Вопреки этим историям череп в Уордли-холле скорее всего принадлежал миссионеру Амброзу Барлоу, казненному в 1641 г. в Манчестере
|
|
Зодиак 30,2004
|