Чудеса былых времен
|
|
(из архива собирателя аномальных явлений)
|
|
|
Несколько дней осталось до Нового года. А вот святки уже начались. Святочные дни были одним из любимейших и веселых времен на Руси. Тогда позволялось и погулять, и попраздновать, и пошалить-похулиганить, подчас даже с перебором... На святки гадали и рассказывали таинственные истории.
|
|
Поддержим и мы эту традицию. В архиве, куда собираю разные странные, «аномальные» случаи, есть несколько рассказов и сообщений о делах давних, проверить и уточнить которые пока не представилось возможным. Поэтому автор не обидится, если кто-то из читателей отнесется к ним с известной долей недоверия. Но, как говорится, не любо – не слушай, а… рассказывать не мешай.
|
|
«Иже еси на небеси…»
|
|
Начну с истории, слышанной от моей прабабушки, Федосьи Борисовны Чеботаревой. Прожила она на свете 102 года, и как обычно для старых людей, давнее прошлое помнила куда лучше вчерашнего дня. Когда было мне лет 12-13, прабабушка была еще довольно бодрой старушкой, способной время от времени задавать перцу своим домашним.
|
|
Среди ее рассказов один из самых невероятных – как прабабушка, и вместе с ней жители целого села, видели в небе икону. Историю эту, к сожалению, я записал только много лет спустя, поэтому многие обстоятельства стерлись уже из моей памяти…
|
|
Итак, осень. Идет Первая Мировая война. Прабабушка, тогда еще молодая женщина, работала у помещика, или «у пана», – как она сама говорила. Было это, по-видимому, в селе Анновка (ныне Корочанского района), однако точно ли там, сейчас не узнаешь.
|
|
В поместье убирали урожай. На молотилке «у пана» работали пленные австрийские солдаты, уже обучившиеся кое-как разговаривать по-русски. Погода стояла ясная. Солнце шло к закату. Внезапно кто-то из австрийцев закричал, чтобы все бросали работать: «Вон Бозе (т.е. Боже)!!!». И действительно: в небе сияло изображение иконы: мужчина с посохом (кто именно, прабабушка не знала). Смотреть на явленное чудо выбежало все село. Спустя какое-то время икона стала меркнуть и исчезла…
|
|
Прабабушка говорила, что произошло это в 1914 году. Думается, она ошибалась. Действительно, в ходе удачного наступления русской армии в сентябре-октябре 1914 г. было взято в плен около ста тысяч австро-венгерских солдат и офицеров. Но пока они попали бы в глубь России, пока научились объясняться по-русски – уборочная страда, скорее всего, уже завершилась. Так что отнести чудо следует не ранее следующего, т.е. 1915 года.
|
|
Вскоре после прабабушкиного рассказа в книге В. Мезенцева «Когда появляются призраки» мне попалось описание подобного случая – явления иконы Казанской Божьей матери на русско-германском фронте, во время Первой Мировой. Автор книги скептически пытался объяснить явление поповскими фокусами, а именно тем, что изображение иконы в сумерках с помощью мощного прожектора было спроецировано на слой плотных, низких облаков, сыгравших роль своеобразного экрана. Поэтому я допытывал прабабушку, какая же была погода, но она уверенно отвечала: вечер был ясным… Да и кому потребовалось бы устраивать подобную демонстрацию в каком-то небольшом сельце, вдалеке от фронта?..
|
|
Незваный муж
|
|
Еще один «семейный» рассказ, теперь поведанный бабушкой, Евдокией Яковлевной Тхоренко. Было это в 1920-х годах, в селе Богородское, теперь Новооскольского района.
|
|
У одной сельчанки муж работал в соседнем селе, у сапожника. Домой приходил два-три раза в неделю. Однажды как обычно пришел он посреди недели. Жена накормила его, уложила спать. Наутро супруг ушел.
|
|
Под воскресенье возвращается муж опять и говорит: «Много работы хозяин дал, так что не обессудь, что целую неделю дома не был». «Как же не был, - удивляется жена. – Ты же приходил в среду!». «Да нет, не приходил я!».
|
|
Испугавшись, женщина все рассказала мужу. Раз такое дело нечистое – обратились к местной знахарке по прозвищу Куричья Головка. Та, выслушав, научила, что делать надо, если «домовой» придет снова.
|
|
Как-то вечером, когда муж отсутствовал, ОН снова явился и постучал. Не открывая, женщина достала из кармана горсть конопляного семени и принялась грызть. «Что ты делаешь?» - спросил лжемуж. «Да вот, блох грызу», - ответила та. «Домовой» плюнул, что-то завыло, засвистело… И с тех пор не бывало…
|
|
Случай, рассказанный бабушкой с чьих-то слов, скорее всего типичная быличка. Подобных историй немало собрали исследователи фольклора. С. Максимов, автор известной книги «Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила», изданной более века тому назад, сообщает о 20 сообщенных ему подобных историях из разных мест России. Причем, посещал Огненный Змей (так называли его в народе) исключительно женщин, которые очень тосковали об отсутствующих или умерших мужьях. Кстати, избавлялись от призрачных мужчин с помощью конопляного семени, как и в бабушкином рассказе.
|
|
Призрачный конь
|
|
Совсем короткая история, слышанная мной, однако, от очевидца и участника. Место: хутор Косой. Время: тоже 20-е годы прошлого теперь века.
|
|
Рассказавший мне о своем видении старик тогда был секретарем тамошней комсомольской ячейки, разумеется, ни в Бога ни в черта не верил. По уверениям местных жителей, близ хутора существовало место, где появлялся время от времени призрак белого коня. К этой «байке» комсомольский секретарь относился с пренебрежительной усмешкой, вплоть до одного вечера. Однажды в глубокой темноте возвращался он домой мимо таинственного места. Внезапно из-под земли словно бы возник «фонтанчик», развернувшийся затем в призрак. Белый конь-привидение обежал вокруг опешившего комсомольца и исчез.
|
|
Дом с привидением на улице Фрунзе
|
|
От устных преданий перейдем к другим, более надежным свидетельствам. Просматривая стародавнюю подшивку «Белгородской правды», за 1929 год, сохранившуюся в областном архиве, наткнулся на любопытную заметочку, озаглавленную «Привидение наводит ужас». Автор ее – некий И. Антипов – призывал разместить Белгородский музей в пустующем доме в центре города. А что же за дом такой?
|
|
В 1929 г. на углу улиц Воровского и Буденовской (так называлась часть современной улицы Фрунзе) стоял построенный еще до революции «большой двухэтажный дом с закрытыми наглухо ставнями». Как следует из заметки, лишь одну комнату в нем занимал какой-то «отчаянный человек», остальное здание пустовало. Факт, в общем, достойный удивления, ибо в 20-х годах, насколько известно, Белгород переживал жилищный кризис.
|
|
По рассказам, хозяин этого дома или бежал с белыми (части Добровольческой армии покинули город в декабре 1919 г.), или был расстрелян красными – за контрреволюцию. «И с тех пор душа “мученически замученного раба божьего” бродит по дому привидением, пугая живущих в нем и горкоммунотдельцев, чтобы они никем не заселяли его гнездо», - писал автор заметки.
|
|
Увы, о продолжении этой истории ничего не известно: кто заселился в «нехороший» двухэтажник, удалось ли коммунхозовцам и новым хозяевам прогнать призрак, или он продолжал пугать жильцов? Сегодня даже не скажешь, на каком углу перекрестка дом стоял. Может, кто-то из читателей «Смены-Зебры» сможет помочь нам информацией?..
|
|
Животворящий крест в Кошарах
|
|
Если посмотреть на план Белгорода со слободами 1911 года, то в западной окраине города, в слободе Кошары, между рекой Везелкой и железной дорогой, недалеко от артиллерийских складов, где пересекались дороги «из Грайворона» и «из Богатого», начерчен крупный прямоугольник с надписью: «Усадьба г. Ластовских». Кроме нескольких зданий на плане виден усадебный сад или парк, а неподалеку – Крестовоздвиженская церковь. Усадьбы давно нет, а церковь уцелела, стоит она недалеко от пересечения современных улицы Везельской и Кошарского проезда.
|
|
С этой церковью, а также с именем одного из Ластовских, живших во второй половине XIX века, связана легенда о животворящем кресте. Помещик этот был большим любителем охоты. Однажды, отправляясь на любимую забаву, он помолился перед крестом, находящимся в его опочивальне, и прося Бога о ниспослании ему благополучного исхода охоты. Однако закончилось все неудачей: у Ластовского была любимая собака, которую в этот раз волки разорвали на куски.
|
|
Прискакал с охоты барин в страшном гневе. Избил прислугу, изломал крест и выбросил его в сад. За садом находилось болото, а несколько дальше – церковь, очевидно, та самая Крестовоздвиженская (построенная в 1863 г. на средства генерал-майора Ивана Богдановича и его супруги).
|
|
Через некоторое время на болоте и появился животворящий крест. Речь идет о деревянном кресте трехаршинной величины (т.е. около 2,1 метра) и весом около 10 пудов (160 кг.). С большим трудом крест вытащили из болота и устроили в церкви. Поклонялись чудом возникшему кресту на протяжении нескольких десятков лет.
|
|
А осенью 1929 г. во время очередной антирелигиозной кампании крест был насильно изъят из храма и отослан в Воронеж.
|
|
История с легендарным крестом также попалась мне в одном из номеров «Белгородской правды».
|
|
И напоследок. Если среди ваших семейных преданий есть подобные загадочные истории, если вы сами стали свидетелем (или даже участником) событий, выходящих за рамки повседневности и хотите поведать об этом, - обращайтесь к нам в редакцию.
|
|
Константин БИТЮГИН.
|
|
P.S. Уже после публикации материала в новогоднем номере "Смены-Зебры" 27 декабря 2003 г., мне сообщил краевед Анатолий Ткаченко, что существует другой вариант истории с животворящим крестом в кошарской церкви. Относится она к 1750 г. и связана не с Ластовскими, а с помещиком Юрием Выродовым, обесчестившем дочку священника и надругавшемся над крестом. Крест позже обнаружился в болоте. А. Ткаченко удалось найти имя Георгия Выродова в церковных книгах, так что личность - реальная. Видимо, автор публикации в "Белгородской правде" 1929 г. легенды толком не знал и перепутал обстоятельства.
|