Может ли верблюд пройти сквозь игольное ушко?
|
|
Вы скажете, как человека «разумного», современного, вас сложно чем-либо удивить?! Попробую не согласиться, и на то есть весомые аргументы. О гулливерах и лилипутах, городках в табакерке, мальчиках-спальчиках и миниатюрных дюймовочках – все, безусловно, сказки, а вот что творит великолепный мастер микроминиатюры, гениальный музыкант, искусный скульптор и живописец Эдуард Авакович Казарян, сложно описать словами…
|
|
|
|
Щурюсь... Сквозь волшебную линзу бинокулярного микроскопа с детским удивлением обнаруживаю самую настоящую Статую Свободы на конце человеческого волоса. Молодой экскурсовод, держа в руках ватную палочку, по всей вероятности для «протирания» стекла микроскопа, рассказывает об очередном шедевре…
|
|
Вот в ушко швейной иглы помещен караван верблюдов из драгоценных камней. А вот - статуя Чарли Чаплина в ушке иглы. Материал трости – паутина, толщиной в 1 мкр. Есть еще распятие Христа на чёрном дереве из зуба мамонта размером 2 мм. Из многих тысяч мельчайших пылинок разноцветных камней выполнен самый маленький в мире глобус, который установлен на заточенном кончике волоса. В булавочной головке легко поместилось бы несколько тысяч таких моделей «земных шариков». А вот - действующая копия скрипки Страдивари высотой 5 см, состоящая из 56 деталей резонирующего клена.
|
|
Скульптор имеет дело с глиной, мрамором, гипсом, гранитом, бронзой. Материалы художника – холст, бумага, краски. Гравёр работает с металлами, керамикой, фарфором, хрусталем…а мастер микроминиатюры должен уметь одинаково хорошо работать со всеми этими материалами, однако главный предмет его труда – драгоценные металлы и самоцветные камни. В дело также идут крупинки сахара, пылинки, зерна злаков, семена, паутина, даже человеческий и конский волос... Стоит ли говорить, сколько нужно мастерства и терпения, чтобы представить на суд людской свое почти «невидимое» творение?!
|
|
Понятное дело, подковать блоху в наше время дело пустячное. Подумаешь, блоха… А вот уговорить её играть в футбол, да ещё и мячом из литого золота, под силу только истинному маэстро. В авторской книге «Тайна невидимых шедевров» мастер рассказывает о самых что ни на есть «тонкостях» своей профессии:
|
|
«…пользуюсь бинокулярным микроскопом или сильной лупой. Деталь укрепляю в поле зрения оптического прибора. Надеваю на лицо марлевую повязку и работаю. Без повязки нельзя. Как-то на половинке резанного вдоль человеческого волоса длиной в полмиллиметра написал маслом картину, изображавшую битву национального героя Вардана Мамиконяна с завоевателями персами. Даже река, через которую переплывали захватчики, была хорошо видна. Трудная работа близилась к концу…как вдруг она исчезла. И только потому, что вздохнул не вовремя. Таким же неосторожным вздохом, словно ураганом, погубил уже готовую микроминиатюру «Восемнадцать танцующих девушек», которых, увы, осталось только две…»
|
|
Однажды случилось так, что один из «невидимых» шедевров Эдуарда Аваковича «взбунтовался» и стал вести себя, по меньшей мере, странно. Произошло это с одной из замечательных его микрокомпозиций, хранившейся в Музее истории Еревана. С виду самая обыкновенная булавка, на головке которой размещён целый архитектурный ансамбль. На площади в 1 квадратный миллиметр - точная копия монументального здания Ереванского государственного театра оперы и балета имени Спендиарова. На небольшом кронштейне укреплена сильная лупа. С её помощью отчетливо просматривались колоннады верхних этажей, окна, широкие полукруглые лестницы, на них крохотные фигурки величиной 0.08 миллиметра толпятся у входа.
|
|
Как-то знакомый журналист привёз Казаряну из Сибири зуб ископаемого мамонта, пролежавшего в вечной мерзлоте 20 тысяч лет. Эмаль этого зуба мастер применил для изготовления миниатюры. Однажды автору позвонили из музея и с тревогой сообщили, что фигурки людей на лестнице движутся, многие упали… стены шатаются, часть колонн и вовсе исчезла… какая-то фантастика! Глянув на свою работу, мастер ужаснулся. Здание театра, сооружению которого было отдано много сил и терпения, рушилось на глазах. Действо походило на гибель Помпеи.
|
|
Причину столь непонятного «бунта» театра-невидимки помогли выяснить биологи. Они обнаружили, что на миниатюру напали микробы! Работа стала жертвой микробов, по всей видимости, обитавших в воздухе музея. Нетронутой осталась лишь полированная головка железной булавки…
|
|
Чудо - выставки Казаряна повидали свет от Лос-Анджелеса (1977) и Мадрида (1984) до японского города Цукубу (1985)... С мая по ноябрь выставка «Восьмое Чудо Света» проходила в Сочи. Выставочный павильон охраняла декоративная черепаха, которая позволяла с собой любимой сфотографироваться. Там же можно было повстречать и внука гениального мастера. Симпатичный молодой человек по имени Ваган скромно признался, что он пошел не в деда.
|
|
В прошлом году Эдуарду Аваковичу исполнилось 80 лет. Он предпочёл жить, и по сей день заниматься творчеством, вдали от суеты цивилизации и уединился на родине в Армении. Скромно отметим, что счёт работ автора уже пересёк отметку шестисот. А посему стоит ли говорить, какого восхищения достойна работа мастера?! Человека, от Бога наделенного удивительным «таинством кисти», мастерством и, что актуально, терпением.
|
|
Огюст Роден на вопрос – как ему удается творить шедевры ваяния? – ответил: «Очень просто. Я беру глыбу мрамора и отсекаю от неё всё лишнее». Слова гениального скульптора стали афоризмом. Для Эдуарда Аваковича глыбами являются сахарная и манная крупинки, маковое зерно, рисинка, мельчайшие пылинки золота. «Отсекая от них всё лишнее», мастер творит свои микрошедевры.
|
|
|
|
Ольга Копцева
|
|
На грани невозможного 23(328),2003
|