Опасное звено
Мы живем в эпоху чрезвычайно сложных и мощных технических систем, созданных человеком главным образом на протяжении XX столетия. Эти системы значительно облегчили нашу жизнь, сократили расстояния, сделали возможными и доступными такие свершения, которые еще сравнительно недавно выглядели фантастическими.
Долгое время считалось, что в системах, о которых идет речь, наиболее надежным звеном является человек. Он способен приспосабливаться к неожиданно возникающим, не предусмотренным никакими программами обстоятельствам, находить выход из критических положений. Более того, как показывали многочисленные наблюдения, именно в экстремальных условиях творческие способности человека проявляются с особой силой.
В разнообразных системах типа "человек-машина" человек продолжает и по сей день быть главным звеном. Но увы, далеко не всегда и не во всех случаях это звено оказывается достаточно надежным. Постепенно накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что причиной происходящих время от времени крупных аварий на сложных технических, технологических и транспортных объектах, нередко сопровождающихся значительными разрушениями и человеческими жертвами, являются не только фатальные стечения неблагоприятных обстоятельств или отказы тех или иных технических устройств, но и в не меньшей степени - неправомерные действия людей. При этом чаще всего возникают аварийные ситуации, связанные с человеческими ошибками, на транспорте и в авиации, где они представляют особую опасность.
Вот, например, к какому заключению пришли американские эксперты, изучавшие обстоятельства возникновения аварийной ситуации во время 11-часового перелета самолета "Боинг - 747" тайваньской авиатранспортной компании. Ситуация лишь по счастливой случайности не закончилась гибелью машины, пассажиров и экипажа.
Все произошло над Тихим океаном недалеко от города Сан-Франциско, При подлете к аэропорту самолет на высоте около 12 километров стал крениться на правое крыло, затем сделал "бочку", то есть полный оборот вокруг продольной оси и начал беспорядочно падать в основном в перевернутом положении. Лишь достигнув высоты около трех километров, машина подчинилась рулям и произвела посадку, несмотря на потерю значительной части хвостового оперения.
Что же произошло? Находясь около 10 часов в полете, тайваньский экипаж большую часть этого времени наблюдал за показаниями приборов и работой автопилота. Когда самолет слегка качнуло, автопилот в соответствии с программой сперва уменьшил силу тяги двигателей, а через 30 с секунд вновь ее увеличил. Однако один из двигателей, расположенный на правом крыле, при этом заглох. Так как у "БОИНГА -747" четыре двигателя, то выход из строя одного из них не является катастрофическим. Полет может вполне нормально продолжаться и дальше, но для этого необходимо немедленно выключить автопилот и вести самолет вручную, поскольку автопилот на подобную ситуацию не запрограммирован. Однако командир "Боинга", сосредоточив все внимание на заглохшем двигателе, вопреки установленным правилам этого не сделал.
Самолет начало разворачивать вправо. Отреагировав на это, автопилот, который не мог «знать» об отказе одного из двигателей, поступил как обычно в подобных случаях - то есть повернул машину влево. Началось своеобразное отчаянное "соревнование" двух автоматических систем - самолета и автопилота. Самолет "стремился" развернуться вправо, а автопилот этому воспрепятствовать. Это "смертельное" соревнование продолжалось около четырех минут, а командир авиалайнера так и не обратил внимание на происходящее!
Наконец, он все же заметил неладное и выключил автопилот. Но сделал это в неудачный момент, когда самолет, выиграв соревнование с автопилотами и не встречая больше "сопротивления" с его стороны, резко накренился вправо. Командир, взявший на себя управление машиной, не сумел вовремя на это среагировать. Самолет перевернулся и стал падать.
Таким образом, к аварийной ситуации привел грубейшая ошибка командира корабля, не отключившего автопилот сразу после остановки одного из двигателей. Что же касается запоздалой реакции пилота на резко возросший крен самолета, то случившееся, увы, вполне закономерно. Как показывают специальные исследования, для того, чтобы оператор, который на протяжении длительного времени находился в положении "следящего" за работой автоматов, перешел на положение "управляющего", необходимо по крайней мере несколько секунд. А в распоряжении командира аварийного лайнера этого резерва времени не оказалось. Но начало всему происшествию положила его ошибка, которую ничем нельзя оправдать.
Еще одна авиационная аварийная ситуация, к сожалению, закончившаяся катастрофой унесла около ста человеческих жизней. При заходе на посадку американского широкофюзеляжного самолета «Л-1011», не загорелась лампочка, сигнализирующая о выходе шасси в необходимое для посадки положение. Трое членов экипажа во главе с командиром корабля сосредоточили все свое внимание на этом событии и не заметили, что автопилот неожиданно выключился. В результате самолет потерял высоту и врезался в землю. Между тем, как показало расследование, злополучная лампочка просто перегорела...
Аналогичное происшествие также связанное недостаточно точной системой выпуска шасси, произошло и с американским самолетом «ДС-8» в 1978 году. Занявшись проблемой шасси, командир целый час кружил над аэропортом, совершенно позабыв, что горючее на исходе. И ни второй пилот, ни бортинженер ни разу не напомнили ему об этом, в результате горючее неожиданно закончилось, и самолет упал в нескольких километрах от аэродрома.
Происходят подобные аварии и в нашей стране. В конце февраля 1988 года к аэропорту Сургута подлетал рейсовый самолет «ТУ-134». Командир при подходе запросил разрешения на посадку по кратчайшему пути со стороны, противоположной той, откуда ее совершали в тот день другие машины. Диспетчер согласие дал, однако не включил радиосредства для обеспечения посадки в необычном направлении. При заходе на полосу самолет неожиданно оказался в условиях резкого ухудшения видимости. В подобных случаях пилот обязан немедленно прекратить снижение и сделать второй заход. Но командир корабля понадеялся на пресловутое "авось". В результате он промахнулся и посадил самолет в стороне от посадочной полосы. Машина разрушилась, возник пожар. Цена риска - гибель 17 пассажиров и трех членов экипажа. 37 человек получили ранения и травмы…
Катастрофа, сходная с аварией американского «Боинга – 747», описанной выше, произошла и с супертанкером «Терри каньон»», капитан которого при прохождении сложного участка между островами Силли забыл переключить управление с автоматического на ручное. Поэтому, когда возникла критическая ситуация и потребовалось срочно осуществить поворот и капитан резко повернул руль, судно ему не подчинилось. Танкер напоролся на мель - в море пылились тысячи тонн горючего.
Многим памятна нелепая катастрофа - иначе ее не назовешь - у берегов Кавказа: столкновение двух судов крупного сухогруза и океанского пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов".
Непостижимо, чтобы два корабля, в условиях непосредственной видимости в открытом море, после того как в результате радиопереговоров была достигнута договоренность о порядке расхождения, тем не менее столкнулись. Объяснить это можно только полной безответственностью. Экипажи зачем-то стали маневрировать и не рассчитали последствий. И несомненно большая часть ответственности лежала на капитане сухогруза. Ведь навстречу ему шел корабль с сотнями пассажиров на борту. И удар пришелся в самое слабое место. При каком-либо ином повреждении "Нахимов" должен был остаться на плаву... Но с другой стороны, это был устаревший корабль, и его эксплуатацию давно следовало прекратить. Не прекратили. За это тоже кто-то несет ответственность.
Надо ли вообще рисковать в тех случаях, когда это не вызывается никакой необходимостью? А ведь сплошь и рядом рискуют. Достаточно взглянуть на безответственные действия азартных водителей автомобилей, которые, рискуя своими и чужими жизнями, гоняют с недозволенной скоростью по улицам наших городов, к тому же не очень придерживаясь правил. Оправдан ли подобный риск? Невольно вспоминается не лишенная остроумия надпись, которую один водитель начертал на заднем борту своего грузовика: «Быстро поедешь - тихо понесу!». Другой же написал: "Дорога - не космос"... В каких-то случаях риск необходим. Но риск оправданный, поддающийся расчетам. К сожалению, мы далеко не всегда учитываем возможные последствия своих действий. И поступаем по принципу - "авось пронесет". И проносит. Но далеко не всегда.
Большой морозильный траулер ''Мыс Бобров" вел добычу минтая в Северном море на одном из просторных разводьев. Но рыба "не шла" и капитан решил перебазироваться на другой участок. Для этого надо было преодолеть 150-метровую ледовую перемычку. Обычно в подобных ситуациях вызывают ледокольное судно. Но капитан траулера решил рискнуть и преодолеть опасный участок самостоятельно. Однако расчет "на авось" не оправдался - траулер застрял. Под напором ледовых масс в корпусе суд дна образовались значительные трещины. В машинное отделение хлынула вода. На протяжении нескольких часов экипаж траулера и спасатели вели борьбу со стихией, пытаясь сохранить судно. Усилия оказались тщетными - траулер затонул. Цена неоправданного риска составила несколько миллионов рублей. Хорошо еще, что люди на этот раз не пострадали.
Весьма симптоматичной явилась и аварийная ситуация, возникшая во время запуска к Марсу советской станции «Фобос – 1». На первом этапе станция управлялась из Евпаторийского центра управления. Но затем было решено перенести управление на Подмосковный центр. При этом была изменена кодировка команд. Забыв об этом, оператор передал очередную команду на летящую к Марсу станцию, пользуясь прежним кодом. Но в изменившейся ситуации это привело к отключению энергоснабжения станции. В результате, направленная на ЦУП приемная антенна станции потеряла ориентировку в пространстве, и станция утратила возможность принимать сигналы с Земли. Все попытки восстановить связь к успеху не привели. Станция была потеряна. Тем самым дорогостоящий эпохальный эксперимент был сорван...
Итак, человеческие ошибки нередко обходятся весьма дорого.
В.Комаров
На грани невозможного #16(321),2003
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
Последние аномальные новости

В отчете об НЛО указаны две горячие точки

Гигантское озеро лавы на Ио

Давайте поговорим о НЛО

ИИ станет умнее любого человека в 2025 году

Как гамма-всплески порождают свет

МКС стала рассадником бактерий-мутантов

На дне Балтийского моря обнаружено НЛО

НЛО нарушают все законы физики

НЛО перевозят по пустынной дороге на прицепе

Обнаружили 13 штаммов бактерий-мутантов на МКС

Обнаружили самую крупную звездную черную дыру

Очень важно раскрыть данные об НЛО

Паломники сообщили об НЛО в небе Массачусетса

Почему на Марсе выделяется метан

Программа Kona Blue для реинжиниринга НЛО

Раскрытие проекта Aqua

Стоунхендж ориентирован как на Луну, так и на Солнце

Строительным элементам жизни легче формироваться в космосе

Такер Карлсон высмеял утверждения об инопланетянах

Хью Джекман был послан инопланетянами

Матовые стеклянные перегородки - особенности, виды, как выбрать

В районе Красной поляны обнаружили два дольмена

Два охотника стали первыми жертвами болезни оленей

Должно быть место для честного расследования НЛО

Древнейший вулканизм в Солнечной системе

Жители ХМАО засняли НЛО на фоне северного сияния

Загадка странных огней в ночном небе Вены

Китаец прожил 35 лет с просветом аорты

Люди эволюционировали как жуки, а не как позвоночные

Марсоход получил изображения окаменелостей людей

Нашли экзопланету-бродягу земного типа

НЛО в небе над Сызранью

НЛО, трансформации и откровения астронавтов

Ограничение калорий замедлило биологическое старение

Первая буква фамилии студентов определяет успеваемость

Полая Земля, летающие щиты и муравьиные боги

Почему умные люди верят в теории заговора

Сбывающиеся предсказания ясновидящей Ванги

Фрагменты белков могут возникать в космосе

Человек прилетевший с небес

Шамбала и полая Земля в древнем буддизме

Георадар будет искать водные объекты на Юпитере

Дьявольская комета наконец-то стала видна

Затерянный город найден на территории Тонгатапу

ИИ и НАСА борются с изменением климата

Инопланетное существо, выброшенное на австралийский пляж

Какова масса покоящегося нейтрино

НАСА предупреждает о военном присутствии Китая в космосе

НЛО пролетел над красотами Перта

Ортоклаз из свинца - это своего рода загадка

Отчет о программе Kona Blue

Паскагула устраивает вечеринку в честь похищения

Путешественник во времени показал фото из будущего

Самая глубокая дыра в земле была закрыта

Самые странные и неповторимые дома в Огайо

Случаи похищения людей инопланетянами будут изучены

Смертоносная пещера, которая может вызвать пандемию

Такер Карлсон видел свидетельства о подводных НЛО

У человека расплавились пальцы при встрече с НЛО

Увлечение внеземной жизнью восходит к 17-му веку

Черный зверь бродил по полю британского фермера

Встреча с НЛО в школе Ариэль в Зимбабве

Город-призрак, жители которого были вынуждены бежать

Горы и лавовые озера на Ио с высоты птичьего полета

Два неизвестных объекта пролетели мимо МКС

Документальный фильм о похищении в Паскагуле

ИИ VASA1, который может заставить изображения говорить

ИИ изучает планетарный пограничный слой Земли

Инопланетяне украли мои яйцеклетки

Китай осуществляет военные программы в космосе

Книга, предсказавшая катастрофу Титаника

Компания Boston Dynamics представила нового робота

Метеорологи предупреждают о погодных войнах между странами

НЛО залетел в действующий вулкан

Подводя черту под происхождением жизни

Прыщ превратился в опухоль размером с арбуз

Скрытый потенциал РНК в развитии биоинженерии будущего

Состоят ли дюны Титана из кометной пыли

Таинственная механика полета насекомых

Тайна аномалии Балтийского моря наконец-то раскрыта

Хаббл отправляется на поиски небольших астероидов

Гелиевая звезда с самым низким содержанием металлов

Екатеринбуржец выставил на продажу летающую тарелку

Жизнь может существовать в темных водных Европы

Загадка формирования массивных горячих субкарликов

ИИ способен революционизировать кредитование

Инопланетян следует искать на фиолетовых планетах

Инопланетяне похитили яйца у женщины

Метеорит пробил крышу дома

Непрерывные фейковые новости оказывают большее влияние

НЛО влетает в действующий вулкан-портал

НЛО пилотируются духовными сущностями

Океан Энцелада может поддерживать жизнь

Перуанские мумии не являются инопланетянами

Полицейская камера сняла аварийную посадку НЛО

Полярные сияния на холодных коричневых карликах

Попытки AARO вступить в контакт с Дэвидом Грушем

Правительство США намеренно скрывает информацию об НЛО

Разгадка тайн атмосферных рек

США провели испытания управляемого ИИ истребителя

Экстремальные холода в условиях потепления климата

В один прекрасный день ИИ сможет выполнять всю нашу работу

В сеть просочился отчет о встрече ВМС США с НЛО

Давайте поговорим о неопознанных подводных объектах

Доказательства существования инопланетной жизни

Жизнь нужно искать в пурпурных мирах

Жители графства Дербишир взбешены таинственным жужжанием

Как философы воспринимали инопланетную жизнь

Метеорит, пробивший крышу дома во Флориде, прилетел с МКС

Миссия НАСА Солнечный парус готовится к запуску

На протяжении 600 лет манускрипт Войнича остается загадкой

НАСА ищет дешевый способ доставки образцов с Марса

Обнаружена самая массивная черная дыра в нашей галактике

Паранормальные корни программы Пентагона по НЛО

Подтвержден полет аппарата Dragonfly к Титану

Правительство пытается скрыть правду о НЛО

Пурпурные миры населены инопланетянами

Робот-гуманоид Ameca может имитировать человеческую речь

Тестирование технологий для полета на Марс

Человекоподобный НЛО замечен в небе Калифорнии

Я встретил лысых инопланетян–гуманоидов

В небе Калифорнии замечен странный НЛО

Великобритания разрабатывает правила для ИИ

Город богов разрушило мегаземлетрясение

Еще один механизм выживания тихоходок в космосе

Жуткое послание убийцы Зодиака

Квантовый интернет все ближе

Ковчег Завета питал Великую пирамиду Гизы

Морской офицер выражает тревогу по поводу водных НЛО

Нет доказательств существования инопланетных технологий

Новая книга дает представление о космических поисках жизни

Обнаружили близкую массивную черную дыру

Перепись ближайших окрестностей Солнца

Проект по классификации гамма-всплесков

Пурпурный, а не зеленый цвет - цвет жизни на экзопланетах

Стивен Спилберг снимет новый фильм об НЛО

Тайна объекта в форме сердца на поверхности Плутона

Тайна орбитальной нестабильности планет-гигантов

Технология передачи энергии с космических электростанций

Церера таит в себе мрачную тайну

Электричество и батарейки древних египтян

Yeezy Boost 350 v2 Black Черные. Икона Стиля и Инновации

Билл Гейтс поддерживает искусственный интеллект

В небе Калифорнии замечен таинственный объект

В пещерах на Марсе могут находиться инопланетяне

Геолог-любитель получил сильные ожоги от НЛО

Житель Лондона принял вертолет за НЛО

За НЛО отправляйтесь в маленький городок в Висконсине

Звездолеты помогут в поисках новых физических явлений

Интернет может достичь квантовой скорости

Космические силы США готовятся к первой в истории миссии

Министерство обороны публикует документы Kona Blue

Нейтронные звезды нагреваются от аннигиляции темной материи

Нострадамус предсказал войну в 2024 году

Победителем президентских выборов в 2032 году станет робот

Подводные НЛО ставят под угрозу морскую безопасность США

Подводный НЛО сняло исследовательское судно

Проклятая могила с 450 обезглавленными вампирами

Рассекреченный отчет раскрывает дематериализацию НЛО

Тайна высоких уровней энергии в звездных сверхвспышках

Уважаемый астроном не верит в теории заговора об НЛО

Ярчайший гамма-всплеск породила коллапсирующая звезда

Франшиза Pro.Travel. Предпринимательский успех Татьяны Мамаевой

Возвращение денежных средств пострадавшим от брокеров-мошенников. Путь к справедливости

Встреча с НЛО, от которой у человека расплавились пальцы

Детеныш инопланетянина найден в мексиканской пещере

Инопланетяне помешали человечеству скатиться к ядерной войне

Как ученые сообщат человечеству об инопланетянах

Канадский рейтинг мест для наблюдения НЛО

Ключ к поиску жизни в отдаленных мирах

Лучшие наблюдения НЛО в Северной Каролине

Люди не верят, что никаких НЛО нет

Мужчина получил сильные ожоги при встрече с НЛО

Мужчина с разбитым сердцем построил Космические врата

Музей странного и чудесного в Канзасе

Настоящие убежища из сериала Fallout уже построены

НЛО заметили над долиной Нижнего Гудзона

НЛО около Антарктиды - ошибка программного обеспечения

НЛО представляют угрозу безопасность на море

Подводные НЛО ставят под угрозу морскую безопасность США

Призрачные нарушения звездных потоков темной материей

Термодинамика поможет описать расширение Вселенной

Что это за НЛО замечен над штатом Нью-Йорк

Эксцентриситет орбиты создал океан на Мимасе

Более четверти россиян верят в существование инопланетян

Гигантские человеческие скелеты в пещере Лавлок

Подписка на новости
Наверх