Леонид Хрущев не был предателем
|
В мае 2003 года поисковики наткнулись на останки самолета, на котором летал сын Первого секретаря Политбюро ЦК КПСС
|
|
Члены ассоциации «Космопоиск», прочесывая Калужские леса на предмет обнаружения метеоритов, наткнулись на детали советского боевого самолета. Техника времен Великой Отечественной – в этих краях не редкость. Однако на сей раз, похоже, поисковиков ждала сенсация. Порывшись в архивных документах, они пришли к выводу: скорее всего, это то, что осталось от самолета летчика Леонида Хрущева, сына первого секретаря Политбюро ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева.
|
|
|
|
Самолет этот поисковики обнаружили с девятой попытки. Первая «встреча» была более чем прозаичной. После осмотра подозрительной воронки в лесу руководитель ассоциации «Космопоиск» Вадим Чернобров едва не споткнулся о длинную изогнутую железяку - это был почерневший от времени кусок дюраля. Он запомнил местность и поспешил дальше. Если бы знать заранее, что здесь могло лежать, то, возможно, планы бы круто изменились...
|
|
Найти это место по памяти оказалось непросто. Школьник из Людиново Паша Фандеев первым наткнулся на ту же самую "старую знакомую" деталь, кто-то заметил еще одну, Миша Генин достал из воды какой-то ржавую штангу, потом находки стали еще более частыми.
|
|
Измерили воронку: около шести метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет вошел в землю под углом более 45-50 градусов, падая с северного направления. Он взорвался и горел после падения - это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, резины на которых нет. На патрубках двигателя хорошо сохранились следы от пуль. Значит, самолет был сбит, причем, стреляли по нему практически в упор - пули легли кучно, целились в двигатель. Если такая точная очередь прошла по самолету только один раз, есть надежда, что по кабине пули не достали. То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик должен был быть еще живым...
|
|
Трупов или хотя бы намеков на пребывание здесь людей не было заметно... куда же они подевались? И кем был летчик?
|
|
Уже позже в архивах, куда поисковики обратились с этими вопросами, всплыл неожиданный результат. В этом районе 11 марта 1943 пропал без вести старший сын Никиты Сергеевича Хрущева, гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев. О его последнем бое до сих пор ходило много легенд. Поговаривали разное - и что он спустился на парашюте и сдался в плен немцам, и даже - что вовсе не был сбит, а перелетел на целехоньком самолете на вражеский аэродром. Одним словом, "один из главных асов страны перешел на сторону врага". В одной газете написали даже, что "перелетел к немцам со всем своим подразделением"...
|
|
|
|
Последний бой Хрущева
|
|
Первые же архивные разработки по "делу Леонида Хрущева" отмели версию об "асе-предателе". Хрущев просто не мог перелететь на сторону врага со своим полком, поскольку был в нем... самым молодым и неопытным летчиком.
|
|
Уже после последнего боя непосредственное командование летчика Л.Хрущева посылает письмо его семье, где описывает боевые качества летчика-истребителя в весьма радужных тонах ("в воздушных боях вел себя как герой, смело гнался за самолетом противника"). Но профессионал легко заметит фальшь в описаниях "подвигов". Почему очень долго "гнал" практически беззащитный уже самолет противника, но так и не сумел сбить его? Почему в характеристиках много уделено личностным качествам "аса", но нет ни одной реальной цифры, которыми обычно характеризуются боевые качества летчика-истребителя? Кроме одной цифры - "Хрущев провел три воздушных боя".
|
|
Поговаривали, Леонид Никитич отправился на фронт для того, чтобы избежать наказания за пьяный дебош с потасовкой и случайным убийством; другие просто не верили подобному оговору: "Леонид - честнейшей души человек, просто попал в жернова обстоятельств во времена, когда и не таких обламывали". В любом случае - сын члена политбюро не стал отсиживаться в тылу, и сам подал заявление - хотя бы за это надо его уважать. До того воевавший в бомбардировочной авиации, после неудачной посадки и травмы (с пистолетом в руке приказывал врачам не ампутировать ногу), он был переучен на истребителя и попал в этот авиаполк буквально за несколько дней до своего последнего вылета. Командир поставил его ведомым к самому опытному асу полка Заморину.
|
|
Но в роли «няньки» ему довелось побыть очень недолго: все три воздушных боя Хрущев отлетал за один день. Два боя «хвостиком» он едва поспевал за ведущим, сдерживая боевые возможности всей группы опытного Заморина. Тот даже дал Леониду шанс самому лично добить уже "загнанного зверя", но Хрущев лишь бесполезно расстрелял боезапас по улепетывающему немцу. Но вскоре "комфортные условия" закончились. Они остались один на один: два немецких аса против двух советских летчиков, из которых один едва освоил управление истребителем. Когда драка идет "по-настоящему", вариантов немного: уйти первым, спрятаться в облако или пылающим факелом воткнуться в землю...
|
|
Очень быстро Заморин остался один против двоих. Но когда обязанности "няньки" сами собой отпали и "развязались руки", то он от души поиграл с фокерами и со смертью. Одного все-таки вогнал в землю, второй ушел на базу. Заморин вернулся на аэродром один.
|
|
|
|
Политические "игры" после боя
|
|
Если кто-то и дал команду "бросить тень на Никиту Сергеевича Хрущева", то об этом мы теперь не узнаем никогда. Да, Сталину было выгодно держать членов политбюро на коротком поводке, для чего компромат с «пропавшим без вести», а то и сдавшимся в плен сыном вполне годился. Поэтому в 1940-50-х годах тело Леонида просто НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЙТИ.
|
|
Командир полка в донесении в вышестоящий штаб так описал картину боя: наша пара истребителей (В.Заморин, Л.Хрущев) была атакована двумя "Фокке-Фульфами-190", во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит, и поэтому летчик мог воспользоваться парашютом или посадить машину на территории, оккупированной противником. Описание дано очень умело, оно удовлетворяло "и наших, и ваших". Ведущий летчик, напарник Хрущева, гвардии ст.лейтенант В.Заморин об этом трагическом бое написал целых три объяснительных записки. И все три разные. В первой он утверждал, что Хрущев, спасая его, подставил свой самолет под очередь "Фокке-Фульфа"; во второй - что Хрущев не смог справиться с управлением и не успел вывести самолет из крутого пике. В третьей - что настолько был отвлечен горячкой боя, что не заметил потери ведомого...
|
|
Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева В. Заморин послал на имя Д.Устинова покаянное письмо, в котором признался в фальсификации: "Командование моего полка было крайне заинтересовано в том, чтобы принять мою версию за "чистую монету". Ведь оно тоже напрямую разделяло суровую ответственность за гибель сына члена Политбюро! Я струсил и пошел на сделку с совестью, фальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что когда "ФВ-190" рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу "фоккера"... После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более, что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами..."
|
|
Когда Чернобров осмотрел найденные обломки, понял: и эта версия неверна. Самолет явно был сбит, причем прицельно, чего не могло случиться, если бы летчик подставил свою машину под очередь, предназначенную другому.
|
|
В письме Заморина одно ясно и бесспорно - бывший ведущий из всех сил старается спасти репутацию погибшего ведомого. Причина, по которой бесхитростный старик-ветеран выдвигает эту версию, в общем-то ясна - он хочет объяснить, почему "на земле невозможно было найти какие-либо следы". Но следы есть, и они говорят о том, что самолет долетел до земли целым и взорвался лишь при падении. Кто же прав во всей этой истории?
|
|
|
|
...57 лет спустя
|
|
Трудно сказать, кому сегодня может мешать имя покойного Никиты Сергеевича Хрущева. Тем более, что в нашем случае речь шла даже не о бывшем политическом лидере, а о его пропавшем без вести сыне. Но отряды поисковиков почувствовали на себе резкую перемену в отношении к ним местных властей. От безусловной поддержки ("Беретесь вы за святое дело - искать пропавших!") до откровенных палок в колесах ("Да вы хоть знаете, кого ищете? Сынка номенклатурного, пьяницу и дебошира!").
|
|
Отказывались помогать по любой выдуманной причине, отбирали ранее выданный транспорт… Но люди все равно поехали.
|
|
Как рассказывает Чернобров, местные старики вспоминали события тех лет охотно. На глазах тогдашних очевидцев немецкий истребитель зашел в хвост, и двумя очередями сбил наш самолет. Никто из машины не выпрыгнул, самолет с воем ударился о землю неподалеку, пацаны прибежали к воронке и успели отыскать три пальца от летчика и какие-то документы. Больше копаться в обломках они не смогли - отогнали приехавшие на мотоциклах немцы. После освобождения документы дети передали советским офицерам, те были очень удивлены, хвалили ребят, но увидев фамилию в удостоверении ("Видать, важная была фамилия!") они строго-настрого приказали пацанам молчать об увиденном. "Ясное дело, - заключали наши собеседники, - это и был сын Хрущева, а иначе зачем такие строгости!?" А место падения самолета потом запахали. "Не иначе, чтобы концы в воду!"
|
|
- На наш вопрос, где найти тех самых пацанов, местные неуверенно перечисляли: "Этот помер, этого немцы угнали на запад, а этот после войны уехал из деревни...", - рассказывает Чернобров. - Куда уехал? "В Москву шоферить"... Выяснилось, что живет он буквально под боком у нашего экспедиционного лагеря. Редкая удача. Познакомились, оказалось, тогдашний пацан, а теперь пенсионер Петр Кондрашев, всю сознательную жизнь действительно проработавший в Москве, на старости лет купил пустующую хату в деревне (своя-то в войну сгорела). Как было на самом деле? - спрашиваем. И он повел нас на место.
|
|
- Мы тогда катались на речке на самодельных коньках, - поведал Кондрашев. - Слышим - высоко, в небе на высоте километрах в трех воет самолет, летит на Брянск, откуда-то из облака выныривает фриц, и дает две очереди по кабине. Это мы поняли потому, что никто не выпрыгнул. Самолет вниз га-а-а-а! Взрыв! Мы как были в коньках - бегом к самолету! А там большая воронка дымится, мясом жаренным пахнет. Лежит три пальца в обрывке кожаного реглана и еще оторванная часть черепа с русыми волосами. Жуткое зрелище!
|
|
Мы еще раз прошлись по месту трагедии. Воронку от взрыва действительно запахали, но не для того, чтобы скрыть правду о давней трагедии, а просто нужно было после войны пахать и сеять. Хотя, признаться честно, хотя бы скромного обелиска на окраине поля зря не поставили...
|
|
|
|
Неужели он?
|
|
Были опрошены и другие очевидцы, среди которых одна старушка лично в 1943 году видела горевший самолет и погибшего летчика, документы которого забрали фашисты. На видеопленку были засняты рассказы нескольких пожилых людей: старики рассказывали, что в том самолете погиб сын Хрущева. Слухи о том, что погибший летчик был именно сыном Никиты Сергеевича Хрущева, основывались на том, что об этом проговорился кто-то из фашистов, рассматривавших документы погибшего летчика. Местные жители даже не ставят это под сомнение, но удивляются, услышав, что «кто-то еще ищет энтот самолет»..
|
|
Таким образом, в ходе экспедиции были впервые найдены остатки предполагаемого легендарного самолета Леонида Хрущева. Вероятнее всего, именно здесь погиб сын Никиты Сергеевича. Трудно установить, как именно это произошло. Неопытный молодой летчик, видимо, не успел даже понять, что все для него кончено. Нет никаких оснований для того, чтобы подозревать Леонида Никитича в государственной измене или шпионаже. Судьба не сделала ему большого одолжения, «назначив» сыном крупного политического деятеля. Он погиб, как простой солдат. История порой зло отшучивается над детьми государственных лидеров. Известно, что когда Сталину было предложено обменять пленного сына на немецкого генерала, он ответил: «Я солдат на генералов не меняю», таким образом, подписав Якову смертный приговор…
|
|
|
|
Подготовила Наталия Лескова
|
|
На грани невозможного #17(322),2003
|