Тайна Орлеанской Девы
|
|
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ
|
|
Слухи о том, что настоящая Жанна д’ Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. И во времена Столетней войны, героиней которой стала Орлеанская Дева, и после. Слухи совсем не беспочвенные.
|
|
В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны… переписывается со своей сестрой, ездит к ней «в Люксембург» и получает деньги на почтовые и дорожные расходы.
|
|
В 1936 году (напомним, в плен Жанна попала в 1430-м, казнена в 1431 году) ликующий Париж встречает Жанну по фамилии д’ Армуаз, окруженную легендарными высокопоставленными военными из отряда Орлеанской Девы. Несколько видоизмененная фамилия почему-то не смущает парижан: воительницу встречают именно как ту самую, живую Орлеанскую Деву, чудом спасшуюся.
|
|
ЧУДОМ СПАСШАЯСЯ ИЛИ САМОЗВАНКА?
|
|
Сначала историки заподозрили, что имя Жанны использовала некая самозванка. Что ж, и в нашей истории известны самозванцы. При этом чудо спасения было основным мотивом черных пиаровских технологий тех лет. Лжедмит-рий I (Гришка Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся сыном Ивана IV Грозного) в начале шестисотых годов даже царствовал на Москве, пока не был убит боярами-заговорщиками.
|
|
После него на московский трон претендовал «Тушинский вор», выдававший себя уже за чудом спасшегося Лжедмитрия I.
|
|
Действительно, как в те времена было отличить настоящую деву от лже-Девы и распознать, уличить самозванку? Ведь прессы и телевидения не было, внешности Жанны в Париже никто не знал.
|
|
Но далее происходит событие, на которое самозванка просто не решилась бы. Жанна едет в Орлеан, где ее в лицо помнил буквально каждый житель. Ведь десять лет назад Жанна освобождала Орлеан от осады и стала Орлеанской Девой. Кроме обывателей, в Орлеане жили сподвижники Жанны, освободители Орлеана, участники многих совместных военных походов.
|
|
Они бы заметили подмену, тем более что Жанна не сидела затворницей в замке, а принимала участие в многочисленных светских приемах, устроенных в ее честь.
|
|
В той же счетной книге Орлеана есть запись о сумме в 210 ливров, подаренной Жанне в 1439 году (через восемь лет после сожжения?) за то, что она сделала для Орлеана во время войны.
|
|
Самое удивительное, что (по данным историка Ж. Пема) в это же время в Орлеан приезжала мать Жанны. Вряд ли она могла не отличить собственную дочь от самозванки. Даже король Франции приурочил свой визит в Орлеан к приезду Жанны. Высшее лицо страны не могло не знать лично легендарную героиню своей страны.
|
|
К тому же еще при жизни Жанны описана ее внешность и приметы, которые вкупе в те времена, в отсутствие пластической хирургии, скопировать было очень трудно: рост менее полутора метров, темное родимое пятно за ухом, шрамы — следы ран — в определенных местах тела.
|
|
Следовательно, через несколько лет после процесса по обвинению в ереси, который проходил в оккупированном англичанами Руане, и казни «ведьмы» по приговору епископа Кошона, реальная Жанна, не сгоревшая в костре инквизиции, узнанная всеми, кто ее знал, свободно разъезжает по Франции, встречается с родственниками, соратниками и королем. И даже вновь отправляется на фронт.
|
|
ВЕДЬМА? СВЯТАЯ? ИНОПЛАНЕТЯНКА?
|
|
По записям процесса (инквизиторы четко вели документацию) известно о голосах, всю жизнь сопровождавших Жанну. Жанна утверждала, что с ней говорили Михаил-архангел и святые Екатерина и Маргарита. Именно они побуждали ее к действию.
|
|
Есть также немало документальных доказательств дара предчувствия, пророчества, которым обладала Жанна. И это также ни для кого не было «тайной за семью печатями».
|
|
Поэтому, когда Жанна «воскресла», в обществе появились разные слухи и толки. Некоторая часть людей считала, что связь ведьмы Жанны с нечистой силой так велика, что это помогло ей не сгореть в пламени. И это доказывало верность приговора инквизиции и обвинения в ереси и ведьмовстве. Но таких людей было немного.
|
|
Большинство считало Жанну патриоткой и святой, которую спас из огня (от несправедливого приговора суда) сам Господь.
|
|
Позже, уже в наше время, появились новые догадки. Например, о неземном происхождении Жанны и, как следствии этого, о ее необычных способностях.
|
|
Либо о том, что она находилась в постоянном контакте с пришельцами, которые и помогли ей в трудную минуту, остудили костер или придали ей самой невероятные способности и не дали сгореть за-живо.
|
|
СТРАННОСТИ ПРОЦЕССА
|
|
Как известно из тех же документов процесса, он был очень странным для свирепой средневековой инквизиции: необычайно мягким. Суд длился около года, и за все это время ни разу к Жанне не были применены пытки.
|
|
Просто милосердием это объяснить невозможно, так как в то же самое время по простому навету садистским мучениям, недаром сравниваемым с муками ада, церковники-палачи подвергали массу народу разного пола и возраста. И никакой жалости и сочувствия к старости или малолетству, заслугам и т. д.
|
|
Почему же Жанне — столь исключительные привилегии? Почему епископ Кошон — известный очернитель Жанны — явно затягивал процесс, «не замечал» многого из материалов дела, даже не настаивал на ответах подсудимой на некоторые вопросы, а многие важные вопросы сам «деликатно» не задавал?
|
|
Какие силы, земные или неземные, темные или небесные, диктовали прелату, как себя вести?
|
|
По-видимому, земные. Кошон выполнял политический заказ. Дело в том, что Жанна была символом и знаменем королевского войска французов. В те времена самым лучшим, чтобы лишить короля трона и власти, было признать его ставленником нечистой силы. Так что процесс по обвинению Жанны на самом деле метил в августейшую особу.
|
|
Церковь словно знала, что именно Карл VII Французский (1403—1461), коронованный в 1422 году при содействии Жанны д’ Арк, не только закончит Столетнюю войну (1337—1453), но и добьется определенной независимости от папства.
|
|
ГОЛУБАЯ КРОВЬ
|
|
У Кошона была трудная задача. Англичане требовали сожжения Орлеанской Девы, а Карл, официально тоже делающий казни еретички, на самом деле требовал спасения Жанны и подключил к процессу все политические силы двора.
|
|
Почему такая двойственность в поведении короля? Потому что Жанна, скорее всего, была ему… сводной сестрой.
|
|
У многих историков есть предположение, что Жанна — плод тайной любви Изабелла Баварской — королевы, погубившей Францию. Ты где-то в 1407 году тайно родила дочь, якобы вскоре умершую.
|
|
Из многочисленных легенд о Жанне известно, что простая пастушка смогла не только пробиться к королю. Переодевшись в придворное платье, простая сельская барышня почему-то не привлекла внимания отсутствием манер и прочего, сама нашла короля, представилась ему наедине, тайно, после чего он облобызал «пастушку». Кстати, «пастушка» была образована, знала придворный этикет, прекрасно владела длинным копьем — оружием исключительно дворянским (сейчас с этим можно сравнить только горные лыжи, дельтапланеризм и т. п.).
|
|
Но почему король просто не признал сестру? Тут надо отметить разницу менталитетов русских и французов.
|
|
Наш донской казак Емельян Пугачев, предводитель крестьянской войны, действовал под именем императора Петра III. И Степана Разина в свое время называли народным царем…
|
|
Для Франции же больше подошла (с пропагандистской точки зрения) юная народная воительница, действующая наравне с королем.
|
|
Очевидно, этим и объясняется мягкость процесса. Ведь все августейшие особы Европы — родственники.
|
|
ТАЙНА ВОЗМОЖНОГО СПАСЕНИЯ ЖАННЫ
|
|
Многие считают, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. Как бы то ни было, похоже, все участники этого спектакля знали, что имитировать процесс необходимо, но реального сожжения Орлеанской Девы не будет.
|
|
По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег.
|
|
Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.
|
|
ДЕВА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ
|
|
Многие французские историки считают, что после достижения с англичанами договора (взаимовыгодного) о несожжении Жанны и инсценировки казни она должна была (по условиям договора) жить вне Франции и не воевать против англичан.
|
|
Есть данные, что Жанна, исполняя условия договора, после собственной «казни» жила в Лотарингии, где вышла замуж за Робера д’ Армуаза де Тиммона.
|
|
Сохранились копии брачного контракта, есть данные, что свидетелями на свадьбе были соратники Девы.
|
|
Так что д’ Армуаз — всего-навсего новая, по мужу, фамилия Жанны д’ Арк.
|
|
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ
|
|
Мало кто знает, что в жизни Жанны было еще одно ужасное событие. Уже будучи замужем, после изменившейся политической обстановки в 1440 году Жанна посещает Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи.
|
|
Но брат-король не смог сдержать зависти, видя любовь народа к Жанне, а не к нему, королю. Если до сих пор он всячески подчеркивал свою причастность к спасению Орлеанской Девы (хотя многие обвиняли его в обратном), то теперь он решил единолично присвоить все лавры, а Жанну объявить самозванкой. Пусть лишь светлая память о погибшей на костре патриотке останется в сердцах французов. Свою славу король не захотел делить ни с кем.
|
|
Торжества отменили, Жанну арестовали и выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и признала себя самозванкой. После экзекуции Жанну сослали в поместье мужа.
|
|
Случившееся могло произойти только в Париже, где Жанну мало кто знал лично. В Орлеане ей не пришлось бы отрекаться от самой себя.
|
|
Известно, что в последующие годы король не раз тайно бывал в имении д’ Армуз. Гостил у сестренки, которой просто дал понять, что надо знать свое место…
|
|
Сразу после смерти Жанны (и ее мужа) по воле короля и распоряжению папы Римского начинается знаменитый реабилитационный процесс, проходивший в Париже и Руане с 1455 по 1456 год и восстановивший доброе имя Орлеанской Девы.
|
|
ДВОЙНИК ОРЛЕАНСКОЙ ДЕВЫ
|
|
Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал.
|
|
Многие французские исследователи полагают, что канонизированной католической церковью в 1920 году Орлеанской Деве в свое время удалось избежать костра инквизиции.
|
|
Судя по всему, за нее в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина.
|
|
Кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или просто никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую просто принесли в жертву, чтобы спасти оригинал?
|
|
Это так и останется тайной. Ясно пока, что вместо Жанны на костер пошла другая женщина.
|
|
Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’ Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют.
|
|
Похоже, действительно было сделано, все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост. Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо.
|
|
Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предо-сторожность была излишней. Но она была.
|
|
Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.
|
|
Татьяна Славянова, "Невероятный мир"
|
|
|
http://science.pravda.ru/science/2003/6/18/51/13772_DEVA.html 19.09.2003
|