Каждый человек, пройдя более или менее долгий путь земной жизни, в конце концов подходит к тому рубежу, когда ему предстоит оставить этот мир и переселиться в мир иной, во многом неясный для нас, во многом загадочный и непостижимый.
Во все времена грань смерти была для людей чем-то страшным и пугающим, чем-то неизвестным и непонятным, тем, чего каждый из нас старается избежать и стремится отодвинуть в неопределённую даль, хоть никому из нас это и не дано.
Однако христианство открывает нам многое о том, что до пришествия Христа было закрыто и неизвестно. И самое главное - это весть о том, что смерть побеждена воплотившимся Сыном Божьим, и любому верующему в Него дана вечная жизнь. Мы узнали, что смерть - это ни что иное, как переход в принципиально другое состояние, в котором настоящая жизнь не заканчивается, а только начинается.
Именно это знание и является главной вестью христианства, именно оно и служит основой для христианской традиции заупокойных служб и поминальных трапез, именуемых в народе поминками.
Чем же по сути своей является поминальная трапеза?
Христианская поминальная трапеза представляет собой ни что иное, как милостыню. За общим столом собираются близкие, родные, друзья усопшего и просто люди, желающие почтить его память, и, разделяя общий стол, совершают, прежде всего, молитвенное поминовение и участие в жизни души человека, покинувшего этот мир. Не случайно такая трапеза начинается с чтения заупокойной 17-й кафизмы.
Церковное предание открывает нам, что единственная помощь, которую мы может оказать преставившемуся человеку, - это молитва, соединённая с любовью к нему. Единственное, в чём нуждается его душа, - это очищение от грехов, совершённых им во временной жизни, которые являются препятствием для соединения его с Творцом и Спасителем мира.
Поэтому поминки требуют особого отношения и особого поведения на них. Это не праздничное застолье и не языческая тризна. Мы расскажем кратко, как лучше организовать поминальную трапезу, но прежде рассмотрим, откуда пошла традиция устраивать застолье в определённые дни памяти усопшего.
Христианская традиция проведения поминок
Традиционно поминки устраиваются на третий (в день похорон), девятый и сороковой день. В народе так и говорят: "Ему сегодня девятый день", "Ей сорок дней" и т.д. Однако немногие знают, откуда пошла традиция совершать их именно в эти дни.
Традиция эта известна с первых веков христианства. В жизнеописании преподобного Макария Египетского (+395) есть повествование о судьбах душ умерших людей в первые сорок дней их посмертного существования.
Один из ангелов, сопровождающих преподобного Макария, идущего по пустыне, в ответ на вопрос, откуда пошло правило совершать в церкви поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день, рассказывает, что это связанно с определёнными этапами существования души после перехода в иной мир.
До третьего дня душа, сопровождаемая ангелом хранителем, вольна пребывать в тех местах, где она сама пожелает. Многие остаются рядом с гробом, а душам праведным свойственно посещать те места, где они имели обыкновение творить добро.
На третий день происходит вознесение души усопшего к престолу Вседержителя для поклонения Ему.
С третьего дня по девятый душа знакомится с райскими обителями, с жизнью святых и праведников, постигает величие дара, который Господь уготовал любящим Его. На девятый день она снова возносится к престолу своего Творца для поклонения Ему.
С девятого дня по сороковой душа усопшего проходит самое страшное испытание - ей показывается ад. Она соприкасается с мучениями душ людей, которые восстали против Бога или даже не восстали, а просто не хотели иметь с Ним ничего общего, относились к Нему равнодушно. Страдания этих душ заключаются в том, что страсти, которые не были изжиты во время их земного существования, мучат их подобно пламени, пожирают как огонь все силы души, не давая ей возможность даже помыслить о Боге и о рае. Именно непобеждённые страсти приводят грешников в ад, а не, как некоторые думают, злорадная месть божества (написано с маленькой буквы специально, так как это божество не может быть христианским Богом). Непонимание и нежелание принять простую истину, что для входа в рай нужно здесь, на земле, усердно трудиться над своей душой, бороться со своими грехами, страстями с помощью молитвы, с помощью благодати Божией, которую мы получаем в Церкви (и только в ней) в Таинстве Причащения, многих людей приводит после смерти в это состояние безысходной вечной муки.
Вся беда в том, что человек может покаяться и измениться только до тех пор, пока он ещё находится душой и телом здесь, в этом земном мире. По учению Церкви, после исхода души в мир иной для неё уже нет возможности покаяния и изменения по своей собственной воле. В этом-то и состоит вся беда: живя на земле, люди не хотят утруждать себя жизнью по вере, а когда они преставляются - оказывается слишком поздно что-то менять.
Тогда возникает вопрос: зачем же тогда устраивать поминки, творить милостыню о душе усопшего, зачем молиться за него? Ответ на этот вопрос столь же прост, сколько и велик: любовь! Любовь - это не просто чувство, любовь - это великая способность души человеческой, которая является целью и смыслом его существования; мало того, любовь - это основной принцип мироздания, на котором зиждется его бытие. Сам Бог есть Любовь. Любовь Церкви, близких, оставшихся на земле, их молитва, наполненная верой, способна изменить загробное состояние души их усопшего родственника, друга или знакомого. Мало того, зачастую это единственная надежда души преставившегося. Любовь превыше всех законов мироздания, потому что она превыше всего!
В свете вышесказанного, становятся понятны как характер поминок, так и их предназначение: это совместное ходатайство перед Богом о спасении души усопшего, имеющее вид общей трапезы. Насколько это понимание отличается от языческого понимания погребальных обрядов, главный смысл которых - отогнать от оставшихся жить на земле дух как самого усопшего, так и прочих злых духов. Какова разница! В православии цель поминок - молитва о прощении грехов, наполненная любовью к усопшему; в язычестве - вызванное суеверным страхом желание защитить себя от его мнимого вмешательства в свою жизнь.
И самое горькое состоит в том, что это языческое отношение сохраняет свои позиции среди большинства населения нашей страны и поныне. Взять хотя бы все "традиции" связанные с погребением: занавешивание зеркал, для того чтобы душа покойника не осталась пленённой в них (сейчас ещё занавешивают и телевизоры, утверждая, что данная традиция установлена ещё нашими предками...); поставление стакана с водой (водкой) и куском хлеба, являющееся по сути своей не чем иным как жертвоприношением языческому Щуру, божеству смертной межи, связанному с душами усопших предков (отсюда слово "пращур"), жертвоприношением, с помощью которого родственники усопшего стараются откупиться от этого духа и оградить себя от вмешательства усопших в свою жизнь; традиция мыть полы после выноса покойника, чтобы нежеланный "гость" не вернулся, и многое, многое другое.
Как организовать поминальную трапезу?
Вопрос организации поминок решается в зависимости от многих обстоятельств. Если гости ожидаются в малом количестве, можно организовать трапезу дома, там, где жил покойник; однако если есть основания полагать, что желающих почтить память усопшего и проводить его в путь всея земли соберётся много, во избежание тесноты и толкучки лучше всего перенести поминки в кафе . Выбрать подходящее заведение для подобных целей в наше время не составляет никакого труда: в Интернете есть множество сайтов, на которых можно легко отыскать подходящий вариант. Можно посетить, к примеру, этот: http://www.pominkivrestorane.ru.
Следующим этапом будет выбор подходящего меню. Здесь главное - учитывать, является ли день поминок постным или нет. Кроме того, не во всякий день церковного календаря можно устраивать поминальную трапезу. К неподобающим для устроения поминальной трапезы дням относятся все будние дни Великого поста (в данном случае поминки переносятся на субботу), дни великих Двунадесятых праздников, вся Страстная седмица и первые девять дней после Пасхи (включительно).
Еда на поминках может быть любой, за некоторыми исключениями, о которых мы скажем ниже.
Традиционным элементом поминальной трапезы служит кутья, наиболее распространённым вариантом которой является варёный рис и изюм с добавлением мёда или сахара. Зерно в этом блюде символизирует вечную жизнь, сладкие компоненты - сладость будущей жизни усопшего христианина.
Ещё один традиционный элемент - блины с мёдом.
В остальном состав блюд трапезы может варьироваться, в зависимости от предпочтений родственников умершего и предписаний церковного календаря.
Необходимо помнить о том, что на поминки собираются не для того чтобы наесться, а для того чтобы молитвенно почтить память усопшего. Именно поэтому недопустимо в постные дни, в число которых входит среда и пятница, устраивать заупокойную трапезу с непостными блюдами.
Ещё одним распространённым нарушением является употребление на поминальной трапезе крепких алкогольных напитков. Мы выше уже сказали о том, что сутью поминок является молитва. А какая молитва может быть с нетрезвым умом?
Необходимо заметить также, что в число традиций-заблуждений входит обычай не класть на поминальный стол вилки. Откуда он берёт своё начало сложно сказать. Скорее всего, здесь имеет место некое суеверие, что душа покойного будет "взята бесами на вилы" или нечто подобное. Еще один вариант объяснения имеет более практическое обоснование: на языческих поминальных обедах древности иногда люди так упивались, что затевали рукопашные бои; дабы у них не было под рукой подходящего оружия, острые предметы убирались со стола.
Ещё одна бессмысленная традиция - ставить особый столовый прибор для усопшего - также происходит из древнего языческого убеждения, что он может каким-то образом вкушать еду, пить напитки и т.д.
Как уже было сказано выше, начинается поминальная трапеза с чтения молитв: прочитывается 17-я кафизма из Псалтири, а непосредственно перед едой читаются молитвы "Отче наш" и "Богородица Дево радуйся".
По традиции, в первую очередь присутствующие вкушают кутью и уже после этого приступают к прочим блюдам.
По завершении трапезы прочитываются благодарственные молитвы "Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас" и "Достойно есть".
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|