Треугольник смерти
Эуген СЕМИЧОВ Рис. К. Арцеулова Перевод со шведского Б. СЕНЬКИНА
Наш путь лежал из Вашингтона в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, из промозглой слякоти - в райский уголок Карибского моря. Самолет был полупустой. Солнце только что зашло, далеко под нами плыли облака. В разрывах между ними мерцала гладь моря. Нашей огромной реактивной птице оставалось лететь какой-нибудь час, и тут я внезапно вспомнил, что нахожусь как раз в центре территории, прозванной "Треугольником смерти". Вершины этого треугольника - Бермуды, Багамы и Пуэрто-Рико. Много самолетов бесследно сгинули в этих местах при весьма странных и таинственных обстоятельствах. 5 декабря 1945 года разыгралась драма, которая до сих пор считается загадкой в истории авиации. В 2 часа пополудни с базы Форт-Лодердейл во Флориде взлетели пять самолетов типа "грумман авенджер". Члены экипажей прослужили в авиации от 13 месяцев до 6 лет. У них были автоматически надувающиеся резиновые лодки и спасательные пояса. Самолетам предстояло совершить обычный патрульный полет; 250 километров на восток, затем - 60 на север и вернуться на базу. На все - около 2 часов. "Авенджеры" взмыли а ярко-голубое небо и легли на курс. А в 15.45 контрольный пункт на земле принял первый радиовызоб патрульных самолетов. В это время пилоты как раз должны были запросить указания для захода на посадку. Однако радирующий с тревогой в голосе прокричал нечто неожиданное: - С нами несчастье1 Мы сбились с курса, земли нигде не видно!.. Повторяю... мы не видим землю) •- Сообщите ваши координаты, - запросил главный диспетчер. - Мы не можем определить свое местонахождение) Сами не поцмем, куда нас занесло... Похоже, заблудились. Люди на земле удивленно переглянулись: как могли пять опытных экипажей заблудиться, да еще в идеальную для полетов погоду? - Полагаем, что вам следует держать ТУЧНО на запад, - посоветовали они. - Мы не можем определить, в какой стороне запад. Ничего не понимаем. Быть может, самолеты попали в магнитную бурю? Но в э1гом случае летчики могли обойтись без компасов, сориентировавшись по солнцу. Однако они по неизвестным на аэродроме причинам не видели солнца. Некоторое время персонал пункта связи слушал разгово- ры пилотов между собой. Похоже, что летчики были на грани паники. В 16.00 командир патрульного отряда передал свои функции другому пи < -у. В 16.25 новый командир связался с землей. - Мы не в согтоянии определить свою точку. Думаем, что находимся километрах в 360 к северо-востоку от базы. Кажется, что... Связь оборвалась. Эти слова оказались последним рапортом патруля. На базе объявили тревогу. Пять минут спустя в воздух взмыл огромный гидросамолет типа "мартин-маринер" с экипажем из тринадцати человек и спасательным снаряжением. Диспетчерский пост в это время безуспешно пытался связаться с исчезнувшими самолетами и сообщить им, что помощь близка. Через 20 мин. запросили координаты у спасательного са-м^пета. Эфир молчал. Что-то непонятное и страшное случилось с самолетами. Смеркалось. Форт-Лодердейл обратился за помощью к береговой охране Б Майами. Оттуда вылетел спасательный самолет, покружил над предполагаемым районом катастрофы, но не обнаружил ни единого следе шести исчезнувших экипажей. Всю ночь береговая охрана и военные корабли вели поиски, надеясь, что вст-eoi темноту распорет сигнальная ракета, выпущенная кем-иибудь из потерпевших бедствие. В поисках приняли участие 300 самолетов и более 20 кораблей, К ним вскоре присоединились суда ближайшей английской военной базы. Обшарили каждый метр поверхности моря. Тщетно!.. С утра поиски распространились на весь район между Флоридой и Бермудами, а также на часть Мексиканского залива. Но ни единого обломка найти не удалось. Военное командование пришло в полное смятение. За несколько часов в мирное время а сравнительно небольшом районе пропали без следа шесть самолетов, на борту которых находились 27 человек. Быть может, у патрульных самолетов кончилось горючее, и им пришлось сесть в море? Конечно, они не очень устойчивы на плаву, но все же достаточно хороши, чтобы их экипажи могли пересесть в резиновые надувные лодки, даже не замочив ног. Каждый из пропавших прошел подготовку по спасению на море. Опыт военных лет показывал, что с имевшимся в их распоряжении оборудованием можно было продержаться в открытом океане несколько недель. На всех самолетах были радиостанции. Так почему же ни один из них не послал сигналов бедствия? Командующий базой Форт-Лодердейл выдвинул предположение, что патрульные самолеты сбились с курса из-за сильных ветров. Однако согласно метеосводкам в районе трагедии скорость ветра не превышала 20 м в секунду. Вряд ли такой ветер мог сбить с пути самолеты. Другим виновником аварии мог быть внезапный смерч. Но он в состоянии потопить только низколвтящий самолет; те же, о которых идет речь, все время шли на безопасной высоте. На смерч мог напороться летевший невысоко спасательный гидросамолет, но в этом случае поисковые группы обязательно нашли бы какие-то обломки. Произошло нечто совершенно выходящее за рамки нормального. Специалисты выдвинули гипотезу о неких "неизвестных, необычных атмосферных условиях" - о существовании в районе, ограниченном Флоридой, Бермудами и Пу-•рто-Рико, некоей "дыры в небе". Причина появления здесь *той "дыры" неизвестна. "Треугольник смерти" не открывал своей тайны. В час НОЧИ 30 января 1948 года главный диспетчер агропорта на Бермудских островах объявил тревогу. Исчез го-говившийся к посадке самолет "старт-тайгер" с 27 пассажирами на борту. В последнем сеансе радиосвязи пилот доложил, что идет точно по курсу, на борту все хорошо, видимость отличная. Но над аэродромом самолет не появился. Он словно испарился во тьме ночи. Тридцать американских и английских судов и десятки самолетов безуспешно пытались обнаружить какие-нибудь обломки. 28 декабря 1948 года из Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) в Майами направлялся "дуглас-4" с 32 пассажирами. "Люди весело распевают хором рождественские песни", - сообщал на землю командир экипажа. До пункта назначения оставалось лететь совсем немного. Уже показались огни островов Кей-Уэст. В 4.13 ночи была послана последняя радиограмма: "Приближаемся к аэродрому. Прошу дать указания для захода на посадку". А спустя несколько секунд произошло то самое "нечто". Радио замолчало, самолет пропал. Никто не знает, какая судьба постигла в воздухе людей, спешивших на рождественские праздники. 17 января 1949 года с Бермудских островов вылетел пассажирский 'самолет. Через 5 часов ' ' минут он должен был приземлиться на острове Ямайка. Прошло 40 минут. Летчик доложил, что все у него нормально и он переключается на связь с Кингстоном-на-Ямайке. Но в Кингстоне так и не дождались его радиограмм. На поиски отправились два американских авианосца, шесть юрпвдиых катеров. Они избороздили воды к северу от Кубы. Южнее Кубы долго прочесывали море крейсер и четыре торпедных катера. И опять все напрасно) Самолет исчез... Описанные выше катастрофы произошли два десятка лет назад, когда техническое оборудование и радиоаппаратура самолетов еще не достигли нынешнего совершенства. Но, несмотря на развитие техники, роковой "Треугольник" продолжал сеять смерть и в последние годы. 28 августа 1963 года в Майами стартовали два гигантских бензозаправщика. Им предстоял обычный полет для заправки группы тяжелых бомбардировщиков горючим в воздухе над Атлантическим океаном. Последнее сообщение от них пришло, когда они летели между Американским континентом и Бермудами. Оба бензозаправщика с экипажем из 11 человек исчезли. Средь бела дня, в идеально ясную погоду. На их розыски ринулась армада военных (ораблей и самолетов. На этот раз кое-что было найдено - обломки, пл"вавшие в 400 км к юго-западу от Бермудских ветровое. Из этого заключили, что бензозаправщики, должно быть, столкнулись друг с другом. Однако новые обломки С ыли обнаружены двумя днями позднее в 250 км от места первой находки. Версия столкновения отпадала, а никакой другой выдвинуть было невозможно. После этого случая пропало еще несколько самолетов и морских судов. Обломки находили, людей или их тела - ни Разу. В феврале 1963 года в районе Драй-Тортугас бесследно исчез огромный танкер "Марин Сульфур-Куин" с командой из 39 человек. В июле того же года таинственная смерть поглотила без следа рыболовный сейнер "Сноу-бой". За последние 20 лет неведомая стихия этого райского уголка унесла жизни 1000 людей. Причем территория, о которой идет речь, сравнительно невелика и окружена густонаселенными островами. День и ночь здесь не замирает оживлен-нов движение по морским и воздушным трассам. Несут круглосуточную вахту патрульные самолеты и суда. Но "Треугольник смерти" не сдается. Мир становится все теснее. Стальные птицы сокращают расстояния, превращают сутки в часы, в скоро и часы сожмут до минут. Но и в этом предельно стиснутом мире природа еще находит укромные места, где прячет свои тайны. ...Улыбающаяся стюардесса просит застегнуть пояс, погасить сигарету. За окном растаял последний розовый блик заката, и звезды повисли в черном небе яркими светлячками. Под нами - огни Сан-Хуана. Самолет мягко касается земли и катит к аэропорту. О "ТРЕУГОЛЬНИКЕ СМЕРТИ", О НЕКОЕМ "НЕБЕСНОМ КАПКАНЕ" В РАЙОНЕ БЕРМУДСКИХ ОСТРОВОВ НЕМАЛО ПИШУТ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ. МЫ ОБРАТИЛИСЬ К ИНЖЕНЕРУ Г. ВЛАДИМИРОВУС ПРОСЬБОЙ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТИ СООБЩЕНИЯ. НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, А ПРАВИЛО Г. ВЛАДИМИРОВ, мнж"н"р О моль ни "аманчияв, скаль ми импонирует любителям •rйИйcтвeийocтя runote"" автор" о существовании "Тре" угольнижа смерти" в Атлаитичееком океане^ ее трудно прИвиать убедительной. Суд" но статье, между Бермудами, Багамсййми островами и ITyipTo* Рико поселились прямо-таки Сцйлла и Харйбда, с равным успехом потирающие и самолеты и корабли. Будь вто действительно так, существуй эдесь иекая "дыра в небе", треугольник Бермуды - багамские острове - Пуарто-Рихй на карте распределения вомушим* и морских катастроф выделялся бЫ ярким пятном, •нося явную вакоММериость в игру случайностей. Но статистика воэдушиых катастроф не подтверждает гипотезы авторе статьи. Достаточно просмотреть данные за прошлый год. На регулярных авиалиниях (беа СССР) проидошла 31 воздушная катастрофа. Из них ив пресловутый "Треугольник смерти" приходится всего одна. В "том сМЫсле он не "дотягивает" до Филиппин и Гонконга. над территориями которых раябилось по два самолета. Ознакомься автор статьи с втой статистикой, он имел бы болыпе оснований назвать "прямоугольником смерти" территорию ClltA, над которой погибло только за прошлый год и только на регулярных линиях десять самолетов) Однако количество погибших ма-тим-* вто еще не основание для накле-квамия ярких ярлыков 'на те или иные участки земного шара. Ведь чем интенсивнее движекие, чем больше самолетов летает над данной территорией, тем, естественно, вероятней и авиакатастрофы над ней. Если мы попытаемся детальнее исследовать распределение катастроф над США, то убедимся, что обломки самолетов усеивЬют поверхность стой стоаны отнюдь не равномерным слоем. Они явно конимтрируются близ авродромов - аакономериость давно ия-вестная летчикам: большая часть аварий приходится на АВлет и посадку. В прошлом году ив 986 погибших пае' сажйров при взлете погибли 214, а при посадке 439. Думается, "Треугольник ^мерти" не только не противорекит, ио подтверждает обфие правила. Самолетов здесь летает немало. ОдиаМ интенсивность воздушного сообщения не так Велика, как над восточным побережьем США, Северной Атлантикой, Западной Европой. Не предстмляютсЛ чем-то исключительным и исчеяноя^няя самолетов, ИДУЩИХ на посадку. Видимо, в море погибли "стар-тайгер" я. весельчаки, распевающие рождественские песий. Конечно, может показаться удивительным то, что ойи даже не успели передать сигнала бедствия. Но слишком стремительно, по-видимому, развиваются события на самолете, терпящем аварию в нескольких десятках метров от поверхности моря... •есследные исчевновения судов в втом смысле более загадочны. Корабль редко гибнет в несколько семуид, как самолет. И тем не менее ни случай с танкером "Марин Сульфур-Куин", ни с сейнером "Сиоу-бой" не могут считаться чем-то исключительным. Даже • наши дни на морских трассах под равными широтами бесследно пропадает 3-10 судов в год. По данным регистра Ллойда, с 1929 по 1954 год океан поглотил 222 судна, не успевших Дать никакого сигнала бедствия и не оставивших после себя никаких следов (корабли, погибшие во вторую мировую войну, здесь не учитывались). Намболее интересен, конечно, случай с исчезновением пяти истребителей, который в свое время действительно про" извел мировую сенсацию. В втой катастрофе самым загадочным автор считя. "т то, что она произошла в бгаоблач-иую, ясную погоду, хотя именно в втом ничего удивительного ийт. Воздух - бесцаетмый, прозрачный • газ. Самые Мощные завихрения, самые стремительные потоки, возникающие в нем, могут оставаться совершенно невидимыми. Такие завихрения в атмосфере - турбулентность, - неожиданно возникающие в совершенно ясную погоду, тщательно изучаются сейчас метеорологами, хотя многие детали их появления еще не понятны. Атмосферная турбулентность погубила немало самолетов. В прошлом году жертвой таких вихрей стали два самолета: один' над штатом Ввйомииг (США), другой над Карибским морем. Видимо, и "авенджеры" погибли от атмосферной турбулентности, Не ясная погода, а огромная мощность турбулентного вихря, достаточная для вывода из строя сразу нескольких самолетов, должна была бы удивить специалиста. Итак, едва ли можно Говорить о ка-мИх-то сверхъестественных силах, властвующих над втим участком Атлантического океана. (000 человек за 20 лет - трудно признать вту цифру и* ряда вон выходящей, особенно если вспомнить, что, по подсчетам А. Бомбара, океан отнимает 200 тыс. ^"tAOвeчecкяx жизней в год. Относительные цифры авиационных катастроф давно уже стабилизировались. На регулярных линиях они колеблются около постоянного уровня, В 1967 году на 100 млн. км воздушных рейсов приходилось 0,97 катастрофы, в 1966 - 0.546, в 1969 - 0,584. "Треугольник смерти" не нарушает законов статистики.
ТМ № 2,1969
|