По следам золотого ковчега
Сделано по слову Божьему Из Библии мы знаем, что Ковчег Завета (а речь идет именно о нем) представлял собой ящик из дерева акации длиной 2,5 локтя, высотой и шириной по 1,5 локтя, покрытый внутри и снаружи тонким листовым золотом. Казалось бы, любой столяр мог такой ящик сделать без труда. Однако Господь не только дал Моисею подробные указания о размерах Ковчега, но и показал ему образец, в соответствии с которым он должен быть смастерен. "Внимателен будь, чтобы изготовить его по образцу, коий ты видел на горе') (Вторая Книга Моисеева, 25-40).
Что же было спрятано в золотом ящике? Среди теологов нет единого мнения на этот счет. Одни считают его "переносным, пустым троном Божьим^, другие - "вместилищем для Святого камнях. Большинство же считает, что в Ковчеге хранились какие-то важные реликвии. Но какие?..
Попробуем в этом разобраться, обратившись к иным документам, описывающим те давние события. Так, в недавно расшифрованном эфиопском кодексе "Кебра Негест^ (Слава королей), написанном около 850 года до н.э., тоже говорится об указании Бога изготовить Ковчег из нетленного дерева и покрыть его золотом. Там же имеется описание содержимого Ковчега: "Божественность в нем чудесного цвета и работы, подобная яшме, блеску серебряному, топазу, камню благородному, хрусталю и свету, которые восхищают глаза и прельщают, а чувства смешивают. Сделана по слову Божию и не рукой человека: он сам создал ее для помещения Своей необыкновенности. В ней был также золотой гомер. полный манны, которая упала с неба...^
У древних эфиопов явно не хватало слов и понятий для того, чтобы описать увиденное. Это понятно - ведь в ящике находилось что-то странное, созданное не человеческими руками.
В священной книге иудеев Зохар тоже описывается Ковчег и его содержимое. Это - несколько десятков страниц неясных, восторженных выражений, сравнений с драгоценными камнями и разными чудесами, удивительно похожих на отрывок из "Кебра Негест^.
Манна небесная
Мы знаем, что Ковчег, по расчетам весивший около 300 килограммов, путешествовал на повозке, в которую были запряжены коровы. Иногда его вынуждены были нести на жердях. Но зачем с такими трудностями нужно было транспортировать ящик на тяжелом пути по пустыне? Древние источники говорят: так повелел Бог. Но цель этого повеления непонятна - в долгих, изнурительных скитаниях лишние тяжести были ни к чему. Что более всего необходимо большой группе людей, идущих по пустыне, где ночью -10 градусов, а днем +50, дождей почти не бывает, нет растительности и животных? Конечно, пища. Народ Моисеев, как известно, питался манной небесной. Но никто до сих пор не выяснил, что это за продукт, описываемый в Пятикнижии как нечто подобное хлебу.
Откуда же бралась манна, которой должно было быть и достатке, чтобы прокормить нее племя? В "Кебра He- гест" в описании содержимого Ковчега упоминается и "золотой гомер, полный манны", а нее остальное напоминает попытку рассказать доступными словами о некой сложнейшей аппаратуре. Такую точку зрения высказывают и британские ученые Дж.Ссссон и Р.Дейл в книге "Машина для изготовления манны". Такую машину, которая делала пишу для иудеев, ради безопасности и пезли 1! ящике, названном Ковчегом Запета, считают они.
Принцип действия ее предельно прост: верхняя часть - дистиллятор с волнистой, способстпующей
нию поверхностью, через который проходит воздух. Из воздуха путем конденсации добывается вода, поступающая ч сосуд с биологической культурой типа водорослей хлореллы. На чсс направлен интенсивный источник света. Вот и источник пищи, остается только переработать его. сделав пригодным для употребления. Этим и занималась машина чсизвестного происхождения, каким-то путем попавшая к Моисею. Сессон и Дейл дают подробное описание такого аппарата - современная технология позволяет сделать его.
Машина ежедневно вырабатывала омер (три литра) манны для каждой семьи. По нашим современным технологическим нормам, учитывая малый рабочий объем, производительность ее была очень высока: около 1,5 кубометров манны для 600 семей. Конечно, меню не отличалось разнообразием, но голод людям не грозил.
Какой же источник энергии имела эта машина, если работала не только в течение Исхода, но, как выясняется, и впоследствии? В наши дни уже есть мини-реакторы, дающие энергию за счет распада радиоактивных элементов. В них энергия распада непосредственно превращается в электричество - совсем иначе, чем это происходит на больших АЭС. Возможно, похожим образом был устроен и Ковчег Завета.
В Книге Самуила мы читаем, что после победы в войне филистимляне захватили Ковчег. Но обращаться с машиной они не умели. Все люди, приближавшиеся к таинственному ящику, болели и умирали. Сначала чувствовали тошноту, потом у них выпадали волосы, и. наконец, покрывшись язвами, они умирали в мучениях. Не слишком ли похоже на лучевую болезнь?
Филистимляне решили как можно быстрее избавиться от добычи, приносившей несчастья, и отдали ее иудеям обратно. Но случалось, что и среди законных владельцев Ковчега бывали жертвы. Однажды погибли 70 молодых людей, которые поддались греховному искушению и заглянули в ящик (Первая Книга Самуила, или Книга Царстй, 6-t9). Очевидно, Моисей знал о подобной опасности. Поэтому шатер с Ковчегом никогда не помещали в центре
лагеря, как следовало бы, учитывая его священность, но всегда вне круга палаток, а обслуживали машину люди в специальных костюмах (Исход, 33-7).
Но откуда взялась чудесная машина, сделанная по последнему слову техники, в ветхозаветные времена? На этот счет исследователи выдвигают две версии: она была украдена у египтян, которым. в свою очередь, досталась в наследство от допотопной цивилизации; Моисей получил ее от инопланетян. Ни опровергнуть, ни доказать ту или иную гипотезу никто толком не может. Для этого не хватает исторических фактов. Вот если бы удалось разыскать сам Ковчег, тогда, наверное, можно было бы понять, кто прав, а кто нет.
Судьба реликвии
Похоже, отыскать следы Ковчега можно. Оказывается, на протяжении долгих веков было известно, где он находится.
Итак, после счастливого возвращения от филистимлян Ковчега "...прибыли жители Кириат-Джераима, взяли Ковчег Ягве и внесли его в дом Абинадаба на холме. Елиазара, сына его, посвятили, чтобы хранил Ковчег Ягве. Со времени прибытия Ковчега в КириатДжераим прошел долгий срок в двадцать лет') (Первая Книга Самуила, 7, 1- 2). Все это время машина бездействовала, в земле обетованной манна стала не нужна. Долгие годы никто Ковчегом не интересовался - нужно было воевать с филистимлянами, грозившими стране. Только после изгнания врагов царь Давид вспомнил о нем. Он строил новую столицу, которая должна была стать и религиозным центром государства, а значит, местом хранения символов древних традиций. И тогда царь с 30 000 воинов отправился вКириат-Джераим. Однако при перевозке Ковчега произошел печальный случай: волы испугались, рванули, священный ящик упал бы на землю, если бы шедший рядом воин нс поддержал его. Прикосновение к ящику убило его на чссте. Выходит, бездействовавший 20 лет Ковчег по-прежнему был под высоким напряжением, т.е. находился в рабочем состоянии. Царь Соломон построил в
ме величественный храм и выделил в нем маленькую, лишенную окон камеру, которую называли "святая святых^. В ней хранился Ковчег Завета. С этого момента в течение 300 лет в Библии нет упоминаний о нем. Только в одной из последних ее частей - Второй Книге Маккавеев - он упоминается вновь, но ничего не говорится о судьбе реликвии.
Зато рассказывается в кодексе "Кебра Негесто в связи с визитом эфиопской царицы Македы к Соломону. Прослышав о богатстве, силе и мудрости Соломона, решила она посетить столицу Израиля. Прекрасной царице был устроен пышный прием, она была очарована и не противилась царю. На прощание Соломон "...подарил ей все достойные желания чудесные вещи и богатства: радующие глаз прекрасные одежды и желанные в эфиопской стране удивительности, верблюдов и повозок в числе шесть тысяч, нагруженных драгоценными предметами^ повозки, на которых ездят по земле, и одну повозку, которая летает по воздуху, которую он изготовил в соответствии с переданной ему Богом мудростью^ ("Кебра Негест^, гл.30).
Через девять месяцев после возвращения царица родила мальчика, названного Байна-легкем. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Иерусалим, чтобы увидеть отца. Соломона обрадовала эта встреча, и он щедро одарил сына. Но юноша возжелал получить еще один подарок - Ковчег Завета. Любящий отец согласился, но поставил сыну условие: хранить этот факт в полном секрете. Байна-легкем укрыл Ковчег в своем лагере и тайно увез его в Эфиопию. Машина была помещена в один из храмов Аксума, бывшей столицы страны. Байна-легкем вступил патрон, взяв имя Менелик. Он положил начало царствованию династии Негусов, последним из которых был Хайле-Селассие, свергнутый в )974 году. Все это время - почти 3000 лет - Ковчег, по имеющимся сведениям. находился в Аксуме.
Мы специально осторожно говорим: "по имеющимся сведениям'). Согласно официальным источникам и прессе, Ковчег пребывает под опекой священников собора Святейшей Девы Марии и считается величайшей святыней коптского христианства. Но вот в чем штука: никто не имеет права даже увидеть его. Во время праздника Максаль, по окончании сезона дождей, из храма выносится лишь копия таинственной реликвии. Но ведь если Соломон заменил Ковчег копией, отдав машину сыну, подобное могло произойти снова, например, в нашем веке.
В 1936-1941 годах Эфиопия была оккупирована итальянцами. Так может быть, настоящий Ковчег давно уже в Ватикане?
А вот другой след Ковчега. Библия еще раз упоминает о нем, когда пророка Иеремию ангелы предупреждают о нападении вавилонян: "...по слову Божию пророк приказал нести за собой шатер и Ковчег. Войдя на гору, где Моисей получил скрижали с десятью заповедями, Иеремия нашел там пещеру. Поместил там шатер. Ковчег и алтарь, а вход забросал камнями. Некоторые... потом вернулись, чтобы обозначить дорогу, но уже не смогли ее наития (Вторая Книга Маккавесв, 2, 4,
7).
Что спрятал Иерсмия - оригинал или копию, изготочленную по приказу Соломона? Пророк жил через 300 лет после смерти царя. Копия была точной и покрытой патиной времени. Наверное, в ней трудно было заподозрить подделку, тем более человеку, нс разбирающемуся в технике.
Итчк, где же настоящий Ковчег Зпчста? 8 пещере неподалеку от Иерусалима? Или в Аксуме? Или где-то еще...
Сергей ПЕРВУШИН
Тайная Власть 15,1999
|