Математики и социологи оценили долю фейковых новостей
|
Американские ученые вычислили, какую долю занимают заведомо ложные новости в ежедневном медиарационе типичного гражданина США. Она не превышает 0,6%, пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Science. "Полученные нами результаты говорят, что растущий уровень дезинформации в обществе, как и его политическая поляризация, связаны не с фейковыми новостями, а с тем, какую информацию читатели и зрители воспринимают через настоящие новостные материалы. Другой причиной этого может быть то, что они в принципе избегают чтения любых новостей", - пишут ученые. |
Американские СМИ и парламентарии регулярно обвиняют Россию в том, что ее органы власти и некие организованные группы "интернет-троллей" используют социальные сети для того, чтобы манипулировать американскими политическими или социальными процессами. В частности, Конгресс и спецслужбы США инкриминируют России вмешательство в избирательный процесс в США в 2016 году. |
Главным инструментом подобного вмешательства в внутриполитическую жизнь США, как считают сторонники этих конспирологических теорий, являются так называемые фейк-ньюс, заведомо ложные сообщения. Они составлены таким образом, чтобы склонить излишне доверчивого читателя в сторону поддержки того или иного кандидата или политического движения. Группа математиков и социологов под руководством Данкана Уоттса, профессора университета штата Пенсильвания в Филадельфии (США), проверила, так ли это на самом деле, всесторонне изучив, как они выражаются, "медиарацион" типичного американца. |
Новости настоящие и ложные |
Для этого ученые проанализировали данные, которые получают ведущие рейтинговые агентства США, такие как Nielsen, отслеживающие изменения в популярности различных телепередач, а также новостных порталов и соцсетей. Изучая эту информацию, Уоттс и его коллеги пытались понять, как много времени американцы тратят на чтение и просмотр новостей, и какую долю в них могут составлять фейковые новостные материалы. |
Этот анализ, как пишут исследователи, дал им сразу три аргумента в пользу того, что роль фейк-ньюс в политической жизни США сильно переоценивается. Первый из них связан с тем, что общая доля новостного контента в медиарационе жителей Соединенных Штатов оказалась крайне низкой - она не превышает 14%. |
Во-вторых, значительная часть этих 14%, как объясняют Уоттс и его коллеги, приходится на телевидение, а не на новостные порталы и социальные сети, где размещено подавляющее большинство фейковых новостей. В результате этого получается, что типичная доля подобного контента в медиарационе среднестатистического американца не превышает 0,15%. |
Все это, по мнению авторов статьи, говорит о том, что фейк-ньюс не могут быть главной и единственной угрозой для демократии, как об этом часто говорят сторонники конспирологических теорий. По мнению ученых, значительно больше ей угрожает то, что уровень информированности избирателей и неангажированности их мнений значительно упал за последние годы. |
Это может быть связано как с незаинтересованностью читателей и зрителей в новостном контенте, так и с тем, что идеологические тенденции в освещении внутриполитических проблем в американских СМИ значительно усилились в последние годы. По этой причине, как заключают исследователи, необходимо изучить не только самые простые и очевидные формы дезинформации, такие как фейк-ньюс, а любые ее проявления, исходящие из всех возможных источников. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|