Инопланетяне от и до
|
Автор: Ваннах Михаил |
25 октября 2010 года |
Почему внеземной разум может быть опасен землянам? Борьба за ресурсы? Какое-нибудь безжалостное исследование, вроде вивисекции? Охота как в "Хищнике"? |
Тема внеземного разума для ИТ-отрасли еще важней, чем тема нечисти. Здесь и контент - такой же удобосмотримый, но с некоторым оттенком наукообразности, который современный массовый человек, взращенный современным массовым образованием, вполне может спутать с наукой. Здесь и влияние на новые технологии непосредственно. Читателям "Компьютерры" со стажем излишне напоминать, что пионерским проектом в области распределенных вычислений был SETI@home - Search for Extra-Terrestrial Intelligence at Home, надомный поиск маленьких зелененьких человечков, к которому склонны многие сограждане, предпочитающие проводить время не за компьютером, а за столом, где в дни изобилия появляется даже закуска. |
Хотя самые удачные с точки зрения кассового успеха образцы кинофантастики - истории не о науке, а о волшебстве. Вот "Звездные войны" - их действие происходит не в мире, описываемом наукой или монотеистической религией, а в мире магии (присутствует Сила), причем магии манихейского образца (Сила делится на Светлую и Темную). Инопланетяне из этого киношедевра ничуть не более научны чем песьеглавцы античных мудрецов. Впрочем, научность и просто логика для кассового успеха не нужны! (Хотя косвенный вклад Лукаса в развитие компьютерной визуализации весьма заметен.) |
Что о внеземном разуме говорят ученые? Отбросим галантного де Фонтенеля с его простодушной Маркизой - "Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии наук секретаря" скорее проходят по ведомству умозрительного любомудрия, как и вольтеровский "Микромегас". Начнем обзор с ученых века пара и электричества. Итак - Уоллес. Нет, не тот сыролюбивый пластилиновый изобретатель, которого, в компании с псом-книгочеем, услужливо подсовывает поисковик. Речь идет об Альфреде Расселе Уоллесе (1823-1913), британском путешественнике и натуралисте. Он исследовал Амазонию и Малайский архипелаг, им прочерчена "линия Уоллеса", разделяющая фауны Австралии и Азии, им описан "эффект Уоллеса". Заразившись в малайских странствиях малярией, - в те времена частенько смертельной, выкашивавшей солдат и офицеров полков Британской империи почище позже изобретенных пулеметов, - Уоллес в промежутках между приступами стал размышлять над идеями старого доброго Мальтуса. Над тем, что выживают лишь самые приспособленные (а отнюдь не лучшие, как полагал Ламарк). |
Размышления эти вылились в самостоятельный по отношению к идеям Дарвина вариант теории естественного отбора. Запись ее Уоллес тут же отослал в Англию Дарвину, где его идеи были высоко оценены, а термины - включены в "Происхождение видов...". Уоллесу же суждено будет ввести в научный оборот термин "дарвинизм". Ну и, - увидев своими глазами всепожирающий зеленый ад джунглей и сельвы, он будет ехидно критиковать ламаркизм, рассматривающий эволюцию природы как накопление положительных свойств, движение от хорошего к лучшему. |
Но в пантеоне науки Уоллес хоть и почитаем, роль его по сравнению с Дарвином более скромна. Дело - в деталях его научной биографии. Альфреду Расселу Уоллесу суждено было усомниться в том, что естественного отбора достаточно для появления такого явления природы как человек. Ученые современники Уоллеса рассуждали об отсталых и передовых расах (не только предшественники нацистов Гобино и Чемберлен - эти суждения вы найдете и у Жюля Верна). А Уоллес то знал, что мозг дикаря ничем не уступает мозгу оксфордского профессора. И было непонятно, откуда этот мозг взялся. Окружающая среда не загружает его задачами, стимулирующими такое развитие. И вот тут-то Уоллес попался в ловушку спиртуализма; не зная, как объяснить наблюдаемый парадокс с точки зрения естественных наук, предположил что некая внебиологическая сила способствовала появлению людей из обезьян. (Речь идет именно о спиритуализме, далеком не только от науки, но и от теологии того времени - трансцендентный, потусторонний Творец не может действовать так неаккуратно, что бы его работа могла быть однозначно идентифицирована методами естественных наук - такими как наблюдения Уоллеса.) Подобные предположения крайне неблагоприятно сказываются на научной репутации. Вот и пришлось маститому ученому заниматься странными вещами. Отрицать переселение душ, бороться за равноправие женщин... И в числе этих странных дел было обсуждение вопроса о жизни на Марсе. |
Дело в том, что после работ Скиапарелли и, особенно, Лоуэлла, узревших на красной планете каналы и даже составивших подробную карту марсианской ирригационной системы, широкие слои интеллигентного населения были убеждены не только в обитаемости Марса, но и в наличии там развитой цивилизации ("Аэлита", "Марсианские хроники", "Зеленые холмы Земли"). И даже Никола Тесла уверял, что в 1901 году он установил радиосвязь с Марсом. (Из-за таких-то фокусов творчество этого талантливого изобретателя и гениального сборщика средств на исследования воспринимается с некоторой иронией.) |
Уоллес был в этом вопросе строго научен. В 1907 году он выпускает брошюру Is Mars Habitable?, сурово критикующую взгляды Лоуэлла. Спектрографические исследования паров воды, климат, физическая география -все противоречило наличию на Марсе и животных и ирригационной системы. (Эту работу Уоллеса было бы занятно сравнить с трудами отечественного создателя астроботаники Г.А.Тихова.) Вообще Уоллес был склонен считать человечество одиноким во Вселенной - такие взгляды, кстати, были близки к финальной позиции Иосифа Самуиловича Шкловского, введшего тематику внеземного разума в отечественную научную повестку. |
А вот современный ученый, гений-астрофизик Стивен Хокинг. Он полагает, что инопланетяне вполне могут существовать. (Именно полагает - это личное мнение, а не научное доказательство, не стоит их путать!) К связи с внеземным разумом Хокинг призывает относиться очень осторожно. "Если прилетят жители других миров, то последствия могут быть такими же, как для индейцев во время прибытия Колумба в Америку - то есть не самые лучшие", - говорит он. |
Почему внеземной разум может быть опасен землянам? Борьба за ресурсы? Это сюжет вечный, от "Войны миров" до "Аватара". Только маловероятно, что технологии, способные преодолевать пропасти между звездами, будут нуждаться в каких-либо видах сырья, присутствующих на голубой планете. Даже субсветовой перелет через пропасти в десятки (как минимум) световых лет будет требовать такой власти над веществом и энергией, что все потребное будет проще делать, а не искать где-то. |
Какое-нибудь безжалостное исследование, вроде вивисекции? В биологию все больше и больше привносят моральные нормы. И сравните интерес, - прежде всего финансовый, - который вызывает новый гаджет от ИТ-индустрии или новый вид живых существ, обитающий в Новой Гвинее. |
Охота (как в "Хищнике") - так в Англии даже лис травить запретили... |
Но если задуматься, чем ещё чужой разум может быть опасен, то найти аргументы в пользу такой позиции можно. Надо только вернуться к судьбе Уоллеса. Ну чем сегодня можно объяснить развитее излишних мощностей мозга? Да теми кулинарно обработанными прачеловеческими костями, которые находят у прачеловеческих стойбищ. Беспощадный внутривидовой отбор отточил разум. И путешествуй Уоллес по Новой Гвинее с ее каннибалами, может, и не впал бы он в спиртуализм. Ну а в технологической цивилизации может выжить и идиот. Его политкорректно любят, с ним политкорректно носятся, создают условия для размножения. И это может погубить цивилизацию вернее чем ядерные войны и экологические катастрофы. Ну а подраться с соседями, - нет, не по Гроцию, щадя некомбатантов, а всерьез - со стиранием побежденного (каким будет тот, у кого наука и техника хуже) с политической и биологической карты Вселенной. Это вполне может держать цивилизацию в тонусе. Возможность Большой войны на планете исчезла где-то к 1960-му году, с появлением МБР и "бомбы-сотки", но при этом остановился и прогресс во многих областях - где межпланетные корабли, где термоядерные станции? Правда, выдающийся физик Фримен Дайсон призывает как к поискам внеземного разума, так и к ликвидации ядерного оружия (США, в отличие от России, оно действительно уже не нужно...). Но на вопрос о том, что делать, если инопланетяне окажутся агрессивными, он отвечает - "Не знаю". |
http://www.computerra.ru/own/cathedra/572125/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|