Подводная дорога из желтого кирпича в страну Оз
|
|
Морские археологи обнаружили на дне Атлантического океана "дорогу из желтого кирпича", которая привела их к обнаружению двух давно потерянных датских кораблей с работорговцами. Согласно историческим записям, эти корабли, названные "Фридерикус Квартус" и "Христианус Квинт", потерпели крушение у берегов Центральной Америки в 1710 году.
|
|
"Фридерикус Квартус" был подожжен, а "Христианус Квинт", у которого был перерезан якорный канат, был уничтожен прибоем. Но в течение трех столетий никто точно не знал, где находятся останки этих кораблей.
|
|
В Коста-Рике люди давно знали о двух кораблекрушениях, произошедших у берегов национального парка Кауита, но считали их затонувшими пиратскими кораблями.
|
|
Все изменилось в 2015 году, когда американские морские археологи нашли желтые кирпичи на одном из затонувших кораблей, что вызвало новые вопросы об их истории.
|
|
Исследователи из Национального музея Дании и Музея кораблей викингов провели подводные раскопки кораблей в 2023 году, взяв образцы дерева с одного из затонувших кораблей, кирпичи и обнаружив несколько глиняных трубок.
|
|
|
|
В воскресенье команда опубликовала результаты своего анализа этих объектов, в результате которого выяснилось, что затонувшие корабли на самом деле были пропавшими останками Фридерика Квартуса и Кристиана.
|
|
"Результаты анализа очень убедительны, и у нас больше нет сомнений в том, что это обломки двух датских работорговых кораблей", - сказал один из исследователей Дэвид Грегори из Национального музея Дании.
|
|
"Кирпичи датские, то же самое относится и к бревнам, которые дополнительно обуглились и покрылись сажей от пожара. Это прекрасно согласуется с историческими данными, в которых говорится, что один из кораблей сгорел", - добавил он в своем заявлении.
|
|
Измерения кирпичей показали, что они были того же размера, что и желтые кирпичи "Фленсбург", которые использовались в Дании и датских колониях в 1700-х годах.
|
|
Анализ глины подтвердил, что она была привезена из Дании, а именно либо с пляжа под названием Иллер—Странд, либо из небольшого городка Эгернсунд.
|
|
По данным Национального музея Дании, оба этих места расположены недалеко от фьорда Фленсбург, который в 18 веке был домом для крупной промышленности по производству кирпича.
|
|
Исследователи использовали датировку древесных колец, чтобы определить, откуда взялась дубовая древесина, извлеченная из одного из затонувших судов, и обнаружили, что она происходит от дерева в западной части Балтийского моря, которое было срублено где-то между 1690 и 1695 годами.
|
|
Древесина также была обуглена и покрыта сажей, что согласуется с историческими данными о том, что один из кораблей был подожжен.
|
|
Глиняные трубки являются еще одним доказательством того, что корабли были датскими, поскольку это были трубки голландского производства, которые в то время часто встречались на борту датских судов.
|
|
"Размер, форма и узоры труб позволяют предположить, что они были изготовлены в период непосредственно перед тем, как корабли потерпели крушение в 1710 году", - считают исследователи.
|
|
Грегори руководил исследованием вместе с морским археологом Андреасом Каллмейером Блохом, который в течение многих лет работал над определением причин кораблекрушений в Коста-Рике.
|
|
"Это был долгий процесс, и я был близок к тому, чтобы сдаться", - говорится в заявлении Блоха.
|
|
- Но это, несомненно, самые безумные археологические раскопки, в которых я когда-либо принимал участие. Не только потому, что это очень важно для местного населения, но и потому, что это одно из самых драматичных кораблекрушений в истории Дании, и теперь мы точно знаем, где оно произошло.
|
|
"Здесь представлены два экспоната, которых не хватало в истории Дании", - сказал он.
|
|
По данным музея, Дания запретила трансатлантическую работорговлю в 1792 году, но фактически отменила рабство только в 1847 году.
|
|
Этот проект был осуществлен новым исследовательским центром музея "Ньорд", который планирует раскопать еще несколько датских кораблекрушений по всему миру.
|
|
Источник
|