Как на самом деле выглядел Моцарт
|
|
Тайна того, как на самом деле выглядел Моцарт, может быть, наконец-то разгадана, после того как ученые реконструировали его живое лицо по черепу. Композитор - гигант западной музыки, но его внешность окутана тайной, и большинство его портретов написаны спустя долгое время после его смерти.
|
|
И те немногие его изображения, которые сохранились из его жизни, различаются: на одних он изображен в детстве, на других - неполными, а подлинность других оспаривается.
|
|
В 1962 году музыковед Альфред Эйнштейн писал: "Не сохранилось никаких останков Моцарта, кроме нескольких жалких портретов, среди которых нет двух одинаковых".
|
|
Но теперь лицо знаменитого классического музыканта, наконец, может быть раскрыто, после того как череп, приписываемый ему, был использован для воссоздания его облика.
|
|
Цицерон Мораес, эксперт в области судебно-медицинской реконструкции лица, сказал, что узнал об этом черепе по чистой случайности, когда участвовал в другом проекте.
|
|
Он сказал: "Наша команда уже более десяти лет работает над приблизительными изображениями лиц, время от времени помогая полицейским судебно-медицинским экспертам и постоянно реконструируя исторические личности.
|
|
|
|
"Во время предыдущих исследований мы случайно обнаружили, что был череп, принадлежавший Моцарту".
|
|
Он продолжил: "Были получены изображения черепа с пространственными привязками, так что его можно было реконструировать.
|
|
"Состояние было хорошим, хотя нижняя челюсть отсутствовала, а некоторые зубы отсутствовали.
|
|
"Но было возможно реконструировать их и восстановить весь череп полностью с помощью статистических данных и анатомической согласованности".
|
|
Международная команда ученых начала с того, что практически восстановила череп.
|
|
Затем были объединены различные методы, чтобы получить законченную реконструкцию.
|
|
Г-н Мораес, ведущий автор нового исследования, сказал: "Мы использовали маркеры толщины мягких тканей, которые позволили нам получить представление о границах кожи на лице.
|
|
"Мы также спроектировали некоторые структуры, такие как нос, уши, губы и т.д.
|
|
"Оба исследования были основаны на измерениях, проведенных у сотен взрослых европейцев, что обеспечивает надежную основу для аппроксимации".
|
|
Он продолжил: "Чтобы дополнить полученные данные, мы также использовали метод анатомической деформации, подогнав голову виртуального донора под параметры черепа, приписываемые Моцарту.
|
|
"Таким образом, будет создано подходящее лицо.
|
|
"После обработки всех данных у нас получился базовый бюст, к которому были подобраны прическа и одежда в соответствии с рекомендациями того времени".
|
|
По его словам, завершенное лицо имело "грациозный" вид.
|
|
Загадка внешности Моцарта долгое время ставила ученых в тупик.
|
|
Альфред Эйнштейн однажды написал: "У нас нет ничего, что могло бы дать представление о внешности Моцарта, за исключением нескольких посредственных полотен, которые даже не похожи друг на друга".
|
|
Музыковед Артур Шуринг придерживался схожей точки зрения.
|
|
В 1913 году он писал: "Моцарт стал объектом большего числа портретов, совершенно не связанных с его реальной внешностью, чем любой другой знаменитый человек.
|
|
"Восхищенное потомство не представило себе более неверного физического образа какой-либо другой знаменитости".
|
|
Г–н Мораес отметил, что самый известный портрет Моцарта кисти Барбары Краффт был написан в 1819 году - через 28 лет после смерти композитора.
|
|
Однако новая реконструкция хорошо сочетается с двумя прижизненными портретами композитора.
|
|
Один из них - незаконченный портрет кисти Йозефа Ланге, написанный около 1783 года, который жена Моцарта Констанца описала как "безусловно, наиболее похожий на него".
|
|
Другим был набросок Доры Сток, сделанный в 1789 году.
|
|
Мистер Мораес сказал: "В процессе аппроксимации лица мы не использовали их в качестве эталона для моделирования, поскольку параметры должны соответствовать опубликованным и рецензируемым методикам.
|
|
- Только после того, как мы закончили с бюстом, мы смогли сравнить его с его изображениями.
|
|
"В данном случае он вполне соответствовал обоим произведениям".
|
|
Однако сам череп не лишен противоречий.
|
|
Предположительно, он был обнаружен через 10 лет после смерти Моцарта могильщиком, который вспомнил о местонахождении его безымянной могилы в Вене.
|
|
Оттуда она переходила из рук в руки, прежде чем в 1902 году была передана в дар Моцартеуму в Зальцбурге.
|
|
Многочисленные исследования, проведенные с тех пор, привели к различным выводам о том, является ли это подлинным произведением искусства.
|
|
Мистер Мораес сказал: "Что мы точно знаем, так это то, что череп имеет характеристики, соответствующие его портретам при жизни.
|
|
"Хотя это и не доказательство, это еще один элемент, который увеличивает загадочность".
|
|
Как бы то ни было, бразильский специалист по графике считает, что ему повезло работать с таким известным лицом.
|
|
Он сказал: "Лично для меня это большая честь.
|
|
"Я большой любитель классической музыки, слушаю ее почти каждый день, и время от времени в моем плейлисте появляется Моцарт".
|
|
Моцарт умер в Вене 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет.
|
|
Причина его смерти неизвестна.
|
|
Соавторами г-на Мораеса являются археологи Майкл Хабихт и Елена Варотто из Университета Флиндерса в Австралии, а также Лука Синео из Университета Палермо в Италии.
|
|
Также присутствовали Тьяго Бейни из бразильского университета Уберландии, Франческо Мария Галасси из Лодзинского университета в Польше и Иржи Шинделарж из GEO-CZ, чешской фирмы по сохранению культурного наследия.
|
|
Источник
|